Недавно я попала в больницу с легкой травмой ноги. Меня бережно отвели в палату, перевязали, принесли обед и оставили наедине с собой, с компьютером и книжками, которые я с собой взяла. Я стала размышляла вот о чем.
Я не знаю, можно ли так выразиться, но я – профессиональный москвич. Я умею делать восемь дел одной рукой и еще несколько – другой, пока варю утренний кофе и кашу. И когда я перемешаюсь в пространстве куда бы то ни было – я стараюсь с максимальной скоростью попасть из пункта А в пункт Б, если до метро – то вприпрыжку, если на машине – то очень быстро. Сами знаете, какое самое страшное ругательство московского водителя: «Вот тормоз!!» Хотя если задуматься: что ж такого плохого в тормозах?
Когда я попадаю в другой город, мне кажется: я попала в аквариум и наблюдаю за жизнью рыбок в нем. Плавную, неторопливую. И наблюдаю с возрастающим нетерпением. В одном таком южном городке, на отдыхе, я видимо с такой скоростью перемещалась туда-сюда с морского побережья до местной кафешки, так быстро выпивала свой кофе и так рано поднимала детей на утреннее купание, что в какой-то момент друзья спросили меня: «А ты умеешь не бегать?» А дети спросили: «А можно нам не вставать на море?» – Да, говорю я, но мы ничего не успеем!» Тут конечно мне самой стало смешно. Дочь моя вполне успеет порисовать и почитать любимые книги. Сыновья – исследовать местный заливчик, где, если долго и терпеливо ждать, увидишь огромную древнюю морскую черепаху. И успеют снять ее на телефоны. И поболтать с местными рыбаками о том, когда можно отправиться с ними на рыбалку. А местные рыбаки, конечно, успеют остановить мой бег: Анна! Если ты присядешь на минутку, мы расскажем тебе, как жить немного медленнее!
Однажды мы договорились с друзьями, которых не видели много лет, поехать к ним на дачу за город. Поговорить. Приготовить вкусный ужин. Но все было некогда! И вот – пятница, конец рабочей недели, мы едем на машинах по московским пробкам далеко за город. Предвкушаем встречу. По дороге делаем кучу звонков, решаем кучу проблем. Назначаем встречи на следующую неделю. Проверяем почту. Делаем пометки в органайзерах. Наконец доезжаем. Жарим мясо. Режем свежую зелень. Вот-вот пообщаемся, вот-вот. Потом садимся на удобные диванчики, включаем тихую музыку и постепенно… засыпаем. Мы так устали. Дети находят нашу сонную компанию и начинают смеяться: пообщались. Смешно это или грустно, я правда не знаю.
Знаете, как в любом городе определить москвича? По двум признакам. Приезжая куда-нибудь в красивое место отдохнуть и посмотреть на что-нибудь, он первые дни ходит такой уставший, как будто только что вернулся с работы. И еще – он ничему не удивляется. Ну почти. Ему некогда. Увы.
И вот остановиться получается, когда не дай Бог попал в больницу. Или когда ночью читаешь книжку. Или когда найдешь время для молитвы. Или когда… просто говоришь себе: стоп. Пауза. Как тот мультипликационный паровозик из Ромашково, помните: который останавливался понюхать первые цветы и говорил: Но если мы не остановимся, мы опоздаем на целую весну!
Остановите меня как-нибудь, покажите, как жить медленнее. Вдруг тогда я пойму что-то очень важное? Так не хочется опаздывать на целую весну!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер