
«Живёт такой парень», Киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Шукшин
— Слышь, Егорыч!
— А?
— А поехали ко мне! А?
— Я заработать дам.
— Не знаю. Надо поговорить.
— Поговори. А мне лес надо вывозить. А своих машин не хватает. Хоть Лазаря пой.
— Ладно!
Тщетно председатель колхоза пытается заманить к себе перспективой хорошего заработка молодого шофёра из алтайской деревушки. Павел Егорович Колокольников, или просто — Пашка — удивительный человек. Посули ему за работу хоть золотые горы — он ещё подумает. Но если увидит, что и вправду нужна его помощь — бросится на выручку без раздумий, и никакой награды не потребует. Пашка — главный герой киноленты «Живёт такой парень». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали.
С этим фильмом в 1964 году дебютировал как режиссёр Василий Макарович Шукшин. Он снял картину по мотивам нескольких своих новелл. В том же 1964-м фильм завоевал награду Международного Каннского кинофестиваля «Лев святого Марка», а на Первом всесоюзном кинофестивале в Ленинграде получил премию «За жизнерадостность и лиризм». Именно эти душевные качества Шукшин вложил в главного героя своей картины «Живёт такой парень». Павел — светлый человек, непосредственный, открытый. Он шутник и балагур, но в глубине души очень ранимый. Колокольников всем хочет помочь. Делает он это, правда, порой немного своеобразно. Например, Павлу очень нравится молодая сельская библиотекарша Настя. Но девушка не отвечает ему взаимностью, более того — у неё уже есть жених. Тогда Пашка решает... её похитить. Но неожиданно, вместо того чтобы умчать куда-нибудь на своём грузовике, привозит... прямиком к сопернику. И заявляет, что не собирается стоять у него на пути. Благородный поступок немного в стиле Дон Кихота! И в этом весь Павел Колокольников, образ которого замечательно воплотил актёр Леонид Куравлёв.
Режиссёр Василий Шукшин говорил, что в своем фильме «Живет такой парень» он хотел рассказать о хорошем человеке, который, говоря образно, «развозит» на своем грузовике доброту людям. Да, его помощь часто бывает немного несуразной и даже смешной. Но Павлу хочется, чтобы люди были счастливы. Поэтому он пытается устроить свадьбу одиноких знакомых — пожилой тётки Анисьи и своего напарника, дяди Кондрата. Им ведь так не хватает семейного тепла и уюта! А потом совершает настоящий героический поступок. Какой — узнаем, посмотрев фильм Василия Шукшина «Живёт такой парень». Скажу только, что подвиг был опасным — Колокольников даже попал в больницу. И именно там неожиданно нашёл простой ответ на самый главный свой вопрос. Когда однажды ночью разговорился с соседом по палате — старым школьным учителем:
— Скажите, есть на свете счастливые люди?
— Есть.
— Нет, чтоб совсем счастливые?
— Есть.
— А я что-то не встречал. У каждого что-нибудь, да не так. По-моему, нет таких.
— Счастливых много. Ты вот тоже счастливый, только учиться тебе надо. Хороший ты парень...
— Так какое же тут счастье-то?
— Самое обыкновенное. Человек каждый день открывает для себя мир. Умеет смеяться, плакать, и прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье.
Просто жить, быть счастливым, и делать счастливыми людей, творя добро. Никогда не терять оптимизма, даже если приходится чем-то жертвовать ради других — этому искусству и мы попробуем научиться вместе с главным героем фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер