После походов Ермака в Сибири стали открываться новые торговые пути. Русские купцы спешно осваивали богатые промыслы затаенных уголков неизведанного Севера. Так в глухих окраинах тайги появился небольшой торговый город МангазЕя. Щедрые на пушного зверя окрестности быстро сделали его одним из крупных центров поставки ценных мехов. Пушнина в те времена была настоящей валютой на Руси и привлекала в Сибирь торговцев со всей страны.
Ярославль, год тысяча шестисотый…
Отец:
Подрос наш сынок Василий, в работники пора ему наниматься. Семья наша большая, не прокормиться в эту зиму.
Мать:
Да к кому же? Что ты, отец, говоришь такое? Где в Ярославле такое место найти?
Отец:
Сказывали мне, мать, в Сибири места богатые открываются. Купцы наши торговлю там обильную заводят. Им помощники завсегда нужны. И заработок хорош.
Мать:
Что же дитя малое, неразумное и в неизвестные края отправлять?
Так и оказался отрок Василий Федоров в дальнем сибирском городе. Мангазея в то время находилась под управой царского воеводы.
С раннего детства получивший религиозное воспитание Василий был набожен, часто посещал церковь. Однажды во время службы, воры ограбили лавку его хозяина. Узнав о случившемся, купец позвал Василия, но тот не вышел к нему до окончания молитвы. Подозрение купца пало на юного помощника. Разъяренный делец жестоко избил юношу.
Но Василий обвинения не принял.
Купец:
Слыхал ты, воевода, беда со мной приключилась! Работник мой, Васька - недоросль ярославский - ограбил меня.
Воевода:
Как же это, под моей рукой и воровство в городе?! Где же вор?! Обнаружил ты краденое?
Купец:
Не сознается бестия! Все твердит: «Не брал чужого!». Уж я ему поддал, а он всё свое.
Воевода:
Как не сознается?! А ну, тащи его сюды…
Под тяжелыми пытками, так и не признав ложного обвинения, Василий скончался. Испугавшись, убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и без отпеваний и похорон закопали в безлюдной низине.
Только через полвека захоронение было обнаружено, когда из болотистой почвы вдруг показались доски гроба. Тогда же на этом месте начали случаться исцеления. В народе заговорили о новом чудотворце. Существуют свидетельства, когда имя святого помогало заблудившемуся в тайге охотнику, возвращало зрение ослепшему. Не единожды списки с описанием чудес отправлялись в Москву как доказательства его возможной канонизации.. Даже языческое население – тунгусы и эвенки – с благоговением относились к Василию, как к покровителю охотников. С годами почитание Василия росло, его мощи сначала были перевезены в Троицкий Туруханский монастырь, а после – в Тобольск. Там, в Благовещенской церкви, для него были написаны каноны. Появились первые иконы с изображением сибирского первомученика Василия. А в начале двадцатого века имя Василия Мангазейского было включено в «Православный календарь».
Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что после революции святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Почти век спустя лишь частицу нетленного тела чудотворца обрели вновь и поместили в Туруханский монастырский храм.
По сей день святой Василий Мангазейский является одним из самых любимых в народе святых.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница