В наши дни трудно представить, как протекала жизнь Византии в шестом веке по Рождестве Христовом.. Войны и варварские набеги сопровождались бурными внутренними противоречиями. Отцы Церкви вырабатывали на Вселенских Соборах устав и форму исповедания христианской веры. Именно там и тогда рождалось Православие в том виде, каким, спустя века, воспримет его Русская земля.
Однако вряд ли об этом знал мальчик Феодор из византийского города Анастасиополя. Родители прочили блестящую воинскую карьеру сыну, но ещё в школе он держался в стороне от игр и шумных товарищей. Тихий, рассудительный отрок много времени проводил в церкви. Затем вовсе стал уходить по ночам в один далекий храм молиться. Мать пыталась его остановить…
Мать:
Ты куда опять? Ну-ка стой! Что я тебе говорила про твои ночные походы?
Мальчик Феодор:
Мама, мне надо! Я не могу не пойти. Там мое настоящее место, понимаешь?
Мать:
Я привяжу тебя! Ты больше не пойдёшь один ночью через лес, где полно диких зверей!
Мальчик Феодор:
Но я не один! За мной приходит светлый юноша с мечом, он всегда идёт впереди и отгоняет их.
Поняв, что Феодору является святой Георгий, мать уже не препятствовала сыну. Феодор с недетским упорством стремился подражать монашеским подвигам: то проводил целые недели в молчании, то отказывался от еды. В четырнадцать лет Феодор ушёл из дома и стал жить при церкви святого великомученика Георгия. Чтобы приблизиться к Господу, он выбрал подвиг затворника. Феодор выкопал тесную пещеру с малым отверстием для воздуха, и провёл там два года. Один священник раз в день приносил ему хлеб и воду. Будучи извлечен из-под земли полуживым, он за несколько дней в храме совершенно оправился. Узнав о жизни и делах Феодора, местный епископ посвятил его в сан священника. На тот момент юноше было 17 лет.
Вскоре, совершив паломничество в Иерусалим, Феодор принял монашество. К себе молодой подвижник был очень строг, мог сутками стоять в молитве под открытым небом и непрерывно постился. Но еще более удивительной, чем смирение плоти, была в нем необыкновенная сила духа. Во всем ограничивая себя, Феодор был безотказным помощником и заступником людям во всяких бедах.
По его горячей молитве исцелялись больные, потерявшие всякую надежду, а бесноватые избавлялись от своих мучений. Даже лесные волки и медведи приходили к нему и безбоязненно брали пищу из рук. Однажды целое селение обратилось к отшельнику с просьбой помолиться об изгнании саранчи, пожиравшей посевы. Вернувшись из храма, жители узнали, что за время совершенной службы вся саранча вымерла.
Неудивительно, что люди тянулись к Феодору. Некоторые сами принимали монашество и оставались жить в окрестностях церкви Святого Георгия. Так со временем она стала сердцем небольшого монастыря. Как-то раз воевода Маврикий, возвращаясь через эти места с очередной войны, услышал от Феодора предсказание.
Взрослый Феодор:
Ты храбрый воин и умный человек, Маврикий. Суждено ли тебе погибнуть в битве? Нет, иной жребий предрекаю тебе. Твоя рука, что сейчас сжимает конскую узду, в скором времени будет править всей страной. Когда взойдёшь на императорский престол, вспомни мои слова и будь сколь справедлив, столь же и милостив.
Когда всё так и случилось, император Маврикий стал каждый год присылать в монастырь хлеб для братии и паломников. Бывший воин, ныне властитель целой страны, до конца своих дней пронес в душе и памяти образ тихой молитвенной обители.
Чем большего уединения и покоя искал святой, тем больше людей жаждало его помощи и совета. В конечном счёте, жители Анастасиополя уговорили церковные власти сделать Феодора епископом. Много лет Феодор трудился на благо Церкви в этом сане. Публичная жизнь давалась ему тяжело. Во время паломничества в Иерусалим он даже хотел остаться жить при одной Лавре, погруженный в безмолвие. Но святой Георгий явился ему в видении и велел вернуться.
Вся Церковь ещё при жизни Феодора почитала его святым. Свидетели проводимых им Богослужений утверждали, что видят чудесное сияние. Ни слава, ни суета повседневных дел не смутили веру и внутренний покой старца. По сей день имя святого Феодора произносят в молитве, прося помощи и сил на добрые дела.
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема