В двадцать три года Ростовская княгиня Мария осталась вдовой с двумя детьми. Она не унывала, растила сыновей, до их совершеннолетия одна управляла огромным княжеством. И вспоминала. Вспоминала своего отца, Михаила, князя Черниговского, замученного в Золотой Орде. Вспоминала мужа, князя Ростовского Василия, погибшего там же. Первые Ростовские летописи, дошедшие до нас, принадлежат перу молодой княгини.
…Вот взобрался к ней на колени сыночек, не помнящий отца в лицо из-за малолетства:
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, каким был отец?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Был отец твой князь Василий лицом красив, очами светел и грозен, сердцем лёгок, в бою храбр, в советах мудр, разумен в делах.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Почему же он не смог победить врагов и вернуться к нам?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Как говорит Соломон, «когда слабеют люди, побеждается и сильный». Так случилось и с нашим храбрым отцом и войском его.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Может быть, предало его войско?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Что ты! Из тех, кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, никто уже не мог быть слугой другого князя. Очень любил Василий слуг своих.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, я хочу быть, как отец!
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Христос с тобою сынок! Может, смилуется Господь, отведет беду!
Князь Василий Рострвский был славного рода. Его прадедом был Юрий Долгорукий, двоюродным дедушкой – Андрей Боголюбский, двоюродным братом – Александр Невский. Василий верно служил своему дяде – великому князю Владимирскому Георгию, основателю Нижнего Новгорода.
После первого поражения русских войск от иноземных полчищ при реке Калке князья еще не поняли, какой страшной опасности подвергаются их земли, да и сами их жизни. Они играли свадьбы, веселились – женился Василий на Марии Черниговской, оженил своих двух сыновей и Владимирский князь. И не знали они на брачных пирах, что жить им оставалось всего несколько лет.
Когда под ударом иноземцев пала Рязань, великий князь Георгий кинулся за Волгу - собирать войско. В это время враги внезапно захватили Владимир и сожгли его. В огне погибла вся семья владимирского князя. Узнав о гибели столицы и своих близких, князь чуть не лишился рассудка, рвал на себе волосы и кричал страшным голосом, по свидетельству летописи. И только Василий, подоспевший с Ростовсим войском, смог его хотя бы немного утешить.
Князь Василий видел, что силы русских и иноземцев неравны. Но он поддержал желание потерявшего семью Георгия дать бой, хотя дома у него самого осталась молодая жена и два маленьких сына. Другие русские князья отсиживались по своим княжествам, ожидая, чья возьмет. И вот, два отважных князя сошлись с врагом. В неравной схватке при реке Сити русское войско было разбито. Князь Георгий погиб, а Василия захватили в плен.
Когда молодого князя привели к хану, тот пожалел его. Василий был так красив и так храбр! Хан предложил ему свободу в обмен на обещание поступить к нему на службу, и встать на сторону захватчиков. Мария с сыновьями ждала дома…
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, как погиб отец?
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Глумились враги над князем, говорили: отрекись от своей веры, принимай нашу. Где Бог твой, почему Он оставил тебя?! Отвечал им князь: Неужели вы думаете, сыны тьмы, что Бог с вами? Он предал нас в ваши руки, чтобы очистить наши грехи и даровать жизнь вечную. Вы же за злодеяния ваши будете вечно мучиться в геенне! Так говорил бесстрашный князь. Не вытерпели нечестивцы таких слов, набросились на связанного князя, и зарубили его.
КНЯЗЬ БОРИС:
- Матушка, я отомщу за отца!
КНЯГИНЯ МАРИЯ:
- Бог отомстит, сынок! Очистит нашу землю от вражьей саранчи, когда придет срок.
До Куликовской битвы было еще сто лет. Все эти годы подвиг князя Василия, безрассудно кинувшегося на защиту чужого княжества, был примером для русских князей. И только тогда, когда все они сумели стать, как Василий – один за другого, Бог даровал им победу.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение