
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
На итальянском острове Сицилия, в городе Мессина, стоит памятник русским морякам. Он появился там сравнительно недавно — в 2012 году. А вот эскиз монумента был выполнен итальянским скульптором Пьетро Кюфферле почти за сто лет до этого — в 1909-м, после сильнейшего землетрясения, которое произошло в Мессине. Так случилось, что первыми на помощь жителям города тогда пришли моряки русского императорского флота. И проявили себя поистине героически.
В декабре 1908 года, после учений в Средиземном море, в итальянский порт Аугуста прибыл гардемаринский отряд Балтийского флота: линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсеры «Богатырь» и «Адмирал Макаров», канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец». На судах, в общей сложности, находилось около двухсот человек. Ранним утром 28 декабря моряков разбудил сильный гул и удары в обшивку корпуса. Буквально через несколько минут стоящие на якоре корабли ударом волны развернуло на 180 градусов! А потом всё стихло. Выйдя на палубу, моряки увидели лишь лёгкую рябь на воде. Они в недоумении переглядывались, пытаясь понять, что же случилось. Ответ пришёл вечером того же дня. Капитан порта получил донесение о мощном землетрясении. Волна была его результатом. Эпицентром катастрофы стал городок Мессина в 70-ти километрах от порта. Он был практически разрушен подземными толчками и огромной волной. Тысячи людей оказались заживо погребены под обломками. Получив эту информацию, контр-адмирал русской эскадры Владимир Литвинов отдал приказ: выдвигаться в Мессину на помощь пострадавшим. По уставу высадка на берег иностранного государства требовала одобрения высшего командования. Однако на это потребовалось бы время, а дорога была буквально каждая минута. Контр-адмирал вспомнил, как перед выходом на учения император Николай Второй напутствовал моряков. Государь сказал, что в заморских странах они являются посланниками своей Родины, и должны поддерживать честь Отчизны. А значит, нужно не раздумывая и не медля спешить на помощь к тем, кто оказался в беде.
Разрушенная Мессина встретила русских моряков стонами и криками. Отовсюду из-под руин раздавались мольбы о спасении. Моряки рассредоточились по городу. Они быстро разбирали завалы, выносили раненых и отправляли их в медицинский пункт, который развернули на берегу. Лазареты были оборудованы и на кораблях. Моряки трудились круглыми сутками, без сна и отдыха. Уже в наши дни потомок одной из пострадавших семей, Андреа Беццо, поделился историей своей бабушки, которую русским морякам чудом удалось спасти из-под груды обломков. Она была тогда совсем маленькой девочкой. Всю жизнь спасённая итальянка молилась за своих спасителей. И внука велела назвать Андреа — в честь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. Наши моряки, рискуя жизнями, спасли тогда более двух тысяч человек. Местные, итальянские спасатели смогли прибыть в город только на четвёртые сутки.
«Ангелы, пришедшие с моря», — так говорили о своих русских спасителях жители Мессины. Многие улицы в городе по сей день носят имена героев Балтийской эскадры. На здании мэрии установлена мемориальная доска с надписью: «В память о щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году». В Италии и сегодня свято хранят память о подвиге русских моряков. И называют их «сынами великого народа — милосердными, искренними и добрыми».
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер