
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
На итальянском острове Сицилия, в городе Мессина, стоит памятник русским морякам. Он появился там сравнительно недавно — в 2012 году. А вот эскиз монумента был выполнен итальянским скульптором Пьетро Кюфферле почти за сто лет до этого — в 1909-м, после сильнейшего землетрясения, которое произошло в Мессине. Так случилось, что первыми на помощь жителям города тогда пришли моряки русского императорского флота. И проявили себя поистине героически.
В декабре 1908 года, после учений в Средиземном море, в итальянский порт Аугуста прибыл гардемаринский отряд Балтийского флота: линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсеры «Богатырь» и «Адмирал Макаров», канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец». На судах, в общей сложности, находилось около двухсот человек. Ранним утром 28 декабря моряков разбудил сильный гул и удары в обшивку корпуса. Буквально через несколько минут стоящие на якоре корабли ударом волны развернуло на 180 градусов! А потом всё стихло. Выйдя на палубу, моряки увидели лишь лёгкую рябь на воде. Они в недоумении переглядывались, пытаясь понять, что же случилось. Ответ пришёл вечером того же дня. Капитан порта получил донесение о мощном землетрясении. Волна была его результатом. Эпицентром катастрофы стал городок Мессина в 70-ти километрах от порта. Он был практически разрушен подземными толчками и огромной волной. Тысячи людей оказались заживо погребены под обломками. Получив эту информацию, контр-адмирал русской эскадры Владимир Литвинов отдал приказ: выдвигаться в Мессину на помощь пострадавшим. По уставу высадка на берег иностранного государства требовала одобрения высшего командования. Однако на это потребовалось бы время, а дорога была буквально каждая минута. Контр-адмирал вспомнил, как перед выходом на учения император Николай Второй напутствовал моряков. Государь сказал, что в заморских странах они являются посланниками своей Родины, и должны поддерживать честь Отчизны. А значит, нужно не раздумывая и не медля спешить на помощь к тем, кто оказался в беде.
Разрушенная Мессина встретила русских моряков стонами и криками. Отовсюду из-под руин раздавались мольбы о спасении. Моряки рассредоточились по городу. Они быстро разбирали завалы, выносили раненых и отправляли их в медицинский пункт, который развернули на берегу. Лазареты были оборудованы и на кораблях. Моряки трудились круглыми сутками, без сна и отдыха. Уже в наши дни потомок одной из пострадавших семей, Андреа Беццо, поделился историей своей бабушки, которую русским морякам чудом удалось спасти из-под груды обломков. Она была тогда совсем маленькой девочкой. Всю жизнь спасённая итальянка молилась за своих спасителей. И внука велела назвать Андреа — в честь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. Наши моряки, рискуя жизнями, спасли тогда более двух тысяч человек. Местные, итальянские спасатели смогли прибыть в город только на четвёртые сутки.
«Ангелы, пришедшие с моря», — так говорили о своих русских спасителях жители Мессины. Многие улицы в городе по сей день носят имена героев Балтийской эскадры. На здании мэрии установлена мемориальная доска с надписью: «В память о щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году». В Италии и сегодня свято хранят память о подвиге русских моряков. И называют их «сынами великого народа — милосердными, искренними и добрыми».
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело