На итальянском острове Сицилия, в городе Мессина, стоит памятник русским морякам. Он появился там сравнительно недавно — в 2012 году. А вот эскиз монумента был выполнен итальянским скульптором Пьетро Кюфферле почти за сто лет до этого — в 1909-м, после сильнейшего землетрясения, которое произошло в Мессине. Так случилось, что первыми на помощь жителям города тогда пришли моряки русского императорского флота. И проявили себя поистине героически.
В декабре 1908 года, после учений в Средиземном море, в итальянский порт Аугуста прибыл гардемаринский отряд Балтийского флота: линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсеры «Богатырь» и «Адмирал Макаров», канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец». На судах, в общей сложности, находилось около двухсот человек. Ранним утром 28 декабря моряков разбудил сильный гул и удары в обшивку корпуса. Буквально через несколько минут стоящие на якоре корабли ударом волны развернуло на 180 градусов! А потом всё стихло. Выйдя на палубу, моряки увидели лишь лёгкую рябь на воде. Они в недоумении переглядывались, пытаясь понять, что же случилось. Ответ пришёл вечером того же дня. Капитан порта получил донесение о мощном землетрясении. Волна была его результатом. Эпицентром катастрофы стал городок Мессина в 70-ти километрах от порта. Он был практически разрушен подземными толчками и огромной волной. Тысячи людей оказались заживо погребены под обломками. Получив эту информацию, контр-адмирал русской эскадры Владимир Литвинов отдал приказ: выдвигаться в Мессину на помощь пострадавшим. По уставу высадка на берег иностранного государства требовала одобрения высшего командования. Однако на это потребовалось бы время, а дорога была буквально каждая минута. Контр-адмирал вспомнил, как перед выходом на учения император Николай Второй напутствовал моряков. Государь сказал, что в заморских странах они являются посланниками своей Родины, и должны поддерживать честь Отчизны. А значит, нужно не раздумывая и не медля спешить на помощь к тем, кто оказался в беде.
Разрушенная Мессина встретила русских моряков стонами и криками. Отовсюду из-под руин раздавались мольбы о спасении. Моряки рассредоточились по городу. Они быстро разбирали завалы, выносили раненых и отправляли их в медицинский пункт, который развернули на берегу. Лазареты были оборудованы и на кораблях. Моряки трудились круглыми сутками, без сна и отдыха. Уже в наши дни потомок одной из пострадавших семей, Андреа Беццо, поделился историей своей бабушки, которую русским морякам чудом удалось спасти из-под груды обломков. Она была тогда совсем маленькой девочкой. Всю жизнь спасённая итальянка молилась за своих спасителей. И внука велела назвать Андреа — в честь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. Наши моряки, рискуя жизнями, спасли тогда более двух тысяч человек. Местные, итальянские спасатели смогли прибыть в город только на четвёртые сутки.
«Ангелы, пришедшие с моря», — так говорили о своих русских спасителях жители Мессины. Многие улицы в городе по сей день носят имена героев Балтийской эскадры. На здании мэрии установлена мемориальная доска с надписью: «В память о щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году». В Италии и сегодня свято хранят память о подвиге русских моряков. И называют их «сынами великого народа — милосердными, искренними и добрыми».
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.