"Заповеди блаженной жизни Паисия Святогорца". Светлый вечер с игуменом Киприаном (Ященко) (12.01.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Заповеди блаженной жизни Паисия Святогорца". Светлый вечер с игуменом Киприаном (Ященко) (12.01.2017)

* Поделиться

игум. Киприан Ященко1У нас в студии был директор Центра дополнительного образования Московской Духовной Академии, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

Мы говорили о том, какие заповеди блаженной жизни оставил святой Паисий Святогорец, о памятных мероприятиях в день его прославления и о почитании этого святого старца.


Л. Горская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». И сегодня у нас в гостях игумен Киприан (Ященко) — директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии. Здравствуйте, отец Киприан!

Игум. Киприан (Ященко)

— Со святым вечером вас!

Л. Горская

— Мы сегодня будем говорить о столь дорогом каждому сердцу, я думаю, это не преувеличение, преподобном Паисии Святогорце, который недавно был прославлен. И у нас идёт годовщина прославления.

Игум. Киприан (Ященко)

— 13 января Вселенский Патриарх причислил к лику святых, произошла канонизация в чине преподобного монаха Паисия Святогорца. И наш Синод также утвердил, как и все Поместные Православные Церкви. И теперь в календарях день успения преподобного Паисия — 12 июля, он совпадает у нас с праздником Петра и Павла — это день, когда вся Вселенская Церковь отмечает этого подвижника. Но 13 января мы с вами празднуем как день, когда, действительно, Церковь довольно рано, надо сказать, после его кончины, причислила к лику святых.

Л. Горская

— А расскажите про преподобного Паисия. Ведь он же уникален ещё и тем, что не так давно жил, то есть практически он наш современник.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, 20 лет назад практически почил преподобный Паисий. Ещё тысячи людей, которые его видели, которые получали от него помощь, сейчас собираются в Суроти, каждый день они приходят. но особое впечатление производит именно 12 июля — день его памяти, когда десятки, даже сотни тысяч людей приезжают на могилку, почтить старца, поклониться, поблагодарить его. И та ночная Литургия, которая служится у могилки в местечке Суроти, объединяет людей многих стран. И действительно это вселенский святой. И действительно многие люди выражают такую особую благодарность тем, что жертвуют всю ночь, чтобы побыть рядом с Паисием.

Л. Горская

— А где это местечко, вот подробнее?

Игум. Киприан (Ященко)

— Это близ Салоников такой исихастирий в Суроти — женский монастырь, особо строгий, который сам преподобный Паисий создал. Первоначальное его назначение было — он хотел, чтобы там были упокоены мощи, можно сказать, духовника всей их семьи — преподобного Арсения, который его крестил и при крещении объявил, что Паисий будет его восприемником. И Паисий этот исихастирий создал для того, чтобы там были упокоены мощи, и в конечном счёте, когда он сам упокоился, он завещал именно, чтобы он телом пребывал вот здесь — в Суроти.

Л. Горская

— А почему не на Афоне?

Игум. Киприан (Ященко)

— Он, конечно, хотел на Афон, но он был очень сильно болен и не мог уже перенести дорогу. И так получилось, что смерть его застала именно здесь, в Суроти.

Л. Горская

— Как много примеров за последнее время, чтобы святой одной из Поместных Церквей был прославлен другими Поместными Церквями? Я вот сейчас корректно спрашиваю? Потому что он вселенский святой.

Игум. Киприан (Ященко)

— Ну так, действительно. Такие святые существуют, вот была канонизация также афонского старца Порфирия Кавсокаливита, которая тоже довольно всеобщая. Спасибо вам за этот вопрос! Он требует специального, наверное, исследования: какие святые последних буквально десятилетий являются действительно признанными во всех Поместных Церквях. Но это, может быть, вопрос нашим слушателям, может быть, они нам помогут?

Л. Горская

— Может быть, помогут. Наверняка что-нибудь напишут после нашей программы. А в чём особенность именно преподобного Паисия? Потому что действительно очень много дошло от него, и мы счастливы, что у нас есть его заповеди блаженной жизни и несколько томов его поучений, какие-то истории очевидцев. И можно сформировать образ святого. В моём представлении это человек большой доброты, большой любви, простоты, и при этом мудрости. А ваше личное представление о нём?

Игум. Киприан (Ященко)

— Так и есть. Действительно, он с самых ранних лет хотел быть монахом, он стремился быть монахом. Ещё маленьким ребёнком пытался поститься, так что родители боялись, что у него голова отвалится — такая тоненькая шейка была. Но так он выражал, действительно, свою жертву Богу. И, конечно, он ещё с самого детства читал и жития святых, и Евангелие, и Священное Писание. И ему это очень нравилось, он был к этому очень расположен. То есть его никто не заставлял, можно сказать, что даже родители в какой-то степени пытались его остановить и препятствовать — чтобы не так строго постился и не так много молился.

Л. Горская

— Это естественное родительское желание.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, но тем не менее... Он это делал почему? Потому что действительно он испытывал большую благодать, большую близость Бога с самого детства. И в юности это проявилось также на войне, где он воевал, где много раз в него стреляли и никак не могли попасть.

Л. Горская

— Это, кстати, не самый известный факт его биографии — что он воевал.

Игум. Киприан (Ященко)

— Но тем не менее пять лет провёл на войне, но провёл радистом. Он сам ни в кого не стрелял. И если мы почитаем его книги, то он часто образ радиста переносит на деятельность монаха и вообще всякого молящегося человека. И мы все по-своему радисты: у нас у всех мобильные телефоны — такие рации, с помощью которых мы связываемся друг с другом. И Паисий говорит, что очень важно, чтобы мы не только друг с другом связывались, а могли бы связаться с Богом, могли бы связаться по нашим рациям со святыми людьми, с чистыми. И вот он говорил, что «старайтесь читать Святых Отцов — это витамины, которые весьма укрепляют наше здоровье». И действительно, Паисий считал, что когда мы думаем только о святых, даже размышляем о святых (вернее, это его очень глубокое убеждение было), то святые тоже думают о нас. Такая простая закономерность. И святые сами нам помогают. Так мы можем с вами завести дружбу со святыми и, может быть, даже поменять своих друзей в этой жизни.

Л. Горская

— Это как?

Игум. Киприан (Ященко)

— У нас есть определённый круг друзей, которые, может быть, нам не благоприятствуют для того, чтобы мы жили и уподоблялись совершенству. А только лишь один помысел о святых, обращение к святым мгновенно даёт возможность, чтобы святые к нам обращались и становились нашими друзьями. Вот это опыт Паисия, который действительно всегда для нас бывает достаточно неожиданен, поскольку можно сказать, что заслуга Паисия в том, что он создал не книжное такое богословие, а богословие опытное, основанное на своём личном таком опыте общения с Богом. Мы знаем, что к нему лично являлся и Христос, и множество раз Божия Матерь. И он непосредственно брал благословение у Божией Матери и общался с Божией Матерью, чтобы принять какие-то решения. И действительно это такой был небесный человек, такой ангел, такой ангельской жизнью ему удалось пожить, что Господь дал ему множество даров: и исцелять людей, и прозревать события. И вот мы изучали его жизнь, его деятельность, его житие. И на основе этого сделали такую экранизацию его жития — в фильме «Паисий Святогорец» 7 серий. И там действительно обнаружилось, что преподобный Паисий — это величайший пророк нашего времени. Он сам сформулировал сотни буквально пророчеств тех событий, которые будут до Пришествия Христа. И часть из этих пророчеств уже исполнилась.

Л. Горская

— Он же ещё толковал более ранние пророчества, насколько мне известно.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, у него были Космы Этолийского книги, и есть такое толкование. Паисий нам постоянно напоминал, что мы живём в последние времена, что мы живём в апостасийные времена, когда грех узаконился, а добродетель всё больше и больше становится вне закона. И сейчас особенность человека: чтобы спастись в этом мире, искажённом таком, кривых зеркал — это хотя бы не роптать, хотя бы потерпеть. Вот Паисий Святогорец около двух десятков сформулировал таких заповедей блаженств — законов блаженной жизни.

Л. Горская

— В гостях радио «Вера» игумен Киприан (Ященко) — директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии. И мы говорим о жизни преподобного... даже не поворачивается язык сказать «о житии» — настолько он близок и недавно жил — преподобного Паисия Святогорца. И вот мы коснулись заповедей блаженной жизни преподобного Паисия. Я хочу предложить подробнее об этом поговорить, отец Киприан, потому что это такие... можно сказать рецепты?

Игум. Киприан (Ященко)

— Можно сказать «законы» — законы духовной жизни в наше время. Мы знаем, что есть Заповеди блаженств в Евангелии. Но Паисий, с учётом нашего времени, сформулировал более конкретные такие законы для разных категорий людей. Но вот, например, выглядит это таким образом: «Счастливы, говорят в миру, живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие освободиться от петли этого мирского прогресса со множеством удобств и множеством неудобств и избавиться от этого ужасного душевного беспокойства нашего времени».

Л. Горская

— А почему?

Игум. Киприан (Ященко)

— Почему такое большое душевное беспокойство нашего времени? Почему такие стрессы? А потому что у человека часто бывает совершенно неправильная картина устроения мира, и неправильная цель, неправильная иерархия. И когда он стремится к тому, чего достигнуть невозможно, он, не достигнув этого, печалится. И поэтому, действительно, если мы пытаемся поставить такую цель — хрустальный дворец или иметь все удобства. Ну, хорошо, вот мы их приобрели. И что, от этого человек стал счастлив, от этого стал жить блаженной жизнью? Это же всякому человеку, это имеющему, надоедает уже довольно быстро. И дальше всё равно звенящая пустота, дальше непонятно, зачем жить, что же здесь делать. И вот преподобный Паисий нам предлагает в своих заповедях всё-таки высокие цели, евангельские цели: «Блаженны те, которые не проповедуют Евангелие словами, но живут им и проповедуют его своим молчанием, с помощью благодати Божией, которая и выдаёт их». То есть самая убедительная проповедь, назидание и самое большое убеждение — когда мы не слышим, что говорят, а видим, что делают. Преподобный Паисий говорил, что в наши времена очень мало людей, которые делают то, что говорят. К чему он призывает.

Л. Горская

— А их всегда было мало? Или сейчас их особенно мало?

Игум. Киприан (Ященко)

— Сейчас особенно мало. Раньше всё-таки были большие сообщества христиан, в которых, как цветник... были семьи такие, очень много семей, были монастыри, были общины приходские. Сейчас мы испытываем большой упадок и возрождение этого. Но вот ещё одна из заповедей блаженств, которую Паисий формулирует для сирот: «Блаженны и трижды блаженны сироты, лишившиеся великой любви своих родителей, потому что они ещё в этой жизни сподобились иметь Отцом Бога и при этом хранят родительскую любовь, которой лишились, в Божием банке, и она приносит проценты». То есть все те несовершенства наши... Например, он ещё говорит: «Блаженны родившиеся безобразными и испытывающие уничижение здесь, на земле, потому что они заслуживают самого красивого места в раю, если славословят Бога и не ропщут».

Л. Горская

— И тут же: «Блаженны родившиеся безумными, потому что они будут судимы как безумные и войдут в рай без паспорта».

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, то есть не по своей воле же они стали такими — инвалидами, не по своей воле они приобрели такое несовершенство. Но если они не ропщут, если они могут потерпеть вот эти все несовершенства, то они получат большую награду. И может быть, действительно Господь их специально так ограничил. Если бы они имели полный ум, то трудно сказать, на что бы он был направлен: на добродетель или, наоборот, на то, чтобы изощрённо делать грехи. «Блаженны сподобившиеся жить незаметно, стяжавшие великие добродетели и не стяжавшие себе даже малого имени». Вот такое скромное, незаметное существование в этом мире, действительно, это отражение того, что сам Паисий здесь реализовал. И он действительно очень не любил, когда его фотографировали, когда записывали его беседы, проповеди — он сжигал их, разрывал фотографии. Он очень печалился, когда о нём начали писать книги.

Л. Горская

— Вот я хотела сказать: его сложно же назвать незаметным и нестяжавшем имени. Имя его известно и фигура его заметная.

Игум. Киприан (Ященко)

— Это такой феномен, что когда человек...

Л. Горская

— Не по своей воле, да?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Когда человек сам себя не возвышает, его Господь возвышает и возводит. А если человек очень стремится себя возвысить, быть кем-то, то чаще всего Господь его и смиряет, и принижает так, что ему приходится глубоко падать. Вот, например, Паисий говорит: «Счастливы, — считают многие, может быть, даже наши радиослушатели, — те, у которых есть хороший заработок и большие дома, потому что у них есть все возможности и они делают всё, что хотят. Однако блаженны те, у которых есть только каморка, куда можно забиться, немного пищи и одежда, как говорит божественный Павел, и которые смогли таким образом сделаться чужими для суетного мира, а землю используют как подставку для ног, как чада Божии, тогда как их ум постоянно пребывает возле их Благаго Отца — Бога».

Л. Горская

— Но это всё вариации на тему Нагорной проповеди. Я правильно понимаю?

Игум. Киприан (Ященко)

— Конечно, это продолжение Нагорной проповеди в наши времена. Но в этом и сущность, и отличительная особенность Паисия, что он говорит совершенно конкретными такими образами. Он говорит на таких простых примерах, так же, как Христос в Евангелии использовал всё время те образы, с которыми человек хорошо знаком.

Л. Горская

— Которые привычны.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Например, он говорит: «Сегодня люди от многого чтения подобны магнитофонам или компьютерам — забивают свои кассеты или базы данных ненужными вещами». Вот если провести ревизию: а чем же забит наш ум, наши переживания?

Л. Горская

— Чего там только не найдёшь — в голове у себя.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. И вот посмотрите, как Паисий предлагает расправляться со своими врагами. У вас у всех есть враги?

Л. Горская

— Не знаю, у всех ли есть враги.

Игум. Киприан (Ященко)

— Вот он говорит: «Когда ты мстишь своему врагу добром, то он изменяется и исправляется».

Л. Горская

— Месть добром — хороший пример.

Игум. Киприан (Ященко)

— Паисий всегда смотрел прежде всего в само сердце человеческое и зрел те действия, которые производит сердце. И он очень любил людей, у которых действительно сердце открыто, открыто к Богу. Например, он говорил: «Слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Душу изменяет рождённое от Святого Духа Слово Божие». Наверное, и на радио вы с этим сталкиваетесь. Можно, действительно, интеллектуально красивые фразы произносить, но они ничего не могут в людях поменять — они не ложатся на сердце. А может быть, даже и какие-то корявые слова, не так уж гладко и красиво и образно выраженные, но если они рождены от Святого Духа, от такого большого духовного опыта, по благодати, то, конечно, они обладают большой силой, и люди слушают. Вот, например, у нас отец Кирилл (Павлов) — простые проповеди, но какой большой силой они обладают. Почему? Потому что человек действительно говорит по Духу Святому, исходя из своего большого духовного опыта.

Л. Горская

— Вот вы говорили о том, что какие-то высокопарные фразы — то, что мы заумью или птичьим языком между собой называем, они могут быть красиво как угодно сплетены, но они действительно не ложатся на сердце. Потому что они... потому что они не ложатся на сердце. Но корявые простые фразы, сказанные по Духу, трогают человека. А мне кажется, что вообще любая корявая или не корявая фраза, сказанная в простоте и искренне, трогает человека. А если в этом участвует Святой Дух... и участвует ли Он — как это определить?

Игум. Киприан (Ященко)

— От сердца к сердцу говорят уста, от избытка сердца говорят уста. Когда действительно от избытка сердца мы приносим тот духовный опыт, который имеется, то сердечко других людей, которое настроено, можно сказать, на эту волну, оно действительно радуется. Радуется встрече с Богом, со святыми. Вот так и Паисий, действительно, когда мы говорим его простые слова... Многие богословы, кстати, спорят и говорят: А что здесь такого? Он ничего нового не сказал. Это для богословия никакой новизны не имеет. Всё это уже описано и сформулировано ещё более точно и чётко». Но чего-то эти богословские труды никто сильно не читает и никто сильно не бежит... и никакого действия такого большого, глубокого не производит. А у преподобного Паисия целое учение связано с творением добрых помыслов. Он даже предлагал нам: каждому у себя в сердце открыть фабрику добрых помыслов, которая могла бы действительно производить такие помыслы. Он даже, может быть с некоторым преувеличением, но говорил, что один добрый помысел равен по силе многочасовому Всенощному бдению. Мы, конечно, не призываем наших слушателей...

Л. Горская

— Перестать ходить на всенощные, да?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Воздохнув одним добрым помыслом. Но действительно сила доброго помысла такова, что она может окрылить другого человека, дать ему большие силы. Если мать творит добрый помысел о своём ребёнке, ребёнок находится под большой защитой — от этого помысла от матери.

Л. Горская

— Говорят, что материнская молитва вообще со дна моря поднимает.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Если мы даже о своих врагах начинаем творить добрые помыслы, то они долго не выдержат — они изменятся к лучшему.

Л. Горская

— Игумен Киприан (Ященко) — директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии на радио «Вера». С вами этот вечер проводит Лиза Горская. Оставайтесь с нами, мы скоро вернёмся!

Л. Горская

— «Светлый вечер» на радио «Вера». С вами в студии Лиза Горская. У нас в гостях директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии игумен Киприан (Ященко). И мы говорим о преподобном Паисии Святогорце, вспоминаем его слова, такие простые и глубокие. Вот мне про пчёл и мух очень нравится его выражение. Отец Киприан вооружился распечатками — давайте, может быть, зачитаем.

Игум. Киприан (Ященко)

— Одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации своей жизни выискивают что-то плохое. А те, кто похожи на пчелу, находят добро во всём».

Л. Горская

— Но это же настолько про нас! Про меня, во всяком случае.

Игум. Киприан (Ященко)

— Два человека находятся в одной и той же ситуации, с одними и теми же людьми — у них совершенно разное восприятие: и людей, и обстоятельств, и самого себя.

Л. Горская

— Мне кажется, один и тот же человек, в разные периоды своей жизни и в зависимости от своего духовного состояния в текущий момент, может либо мухой быть, либо пчёлкой.

Игум. Киприан (Ященко)

— Вот можем задать вопрос нашим радиослушателям: а кто вы больше и чаще бываете — пчёлкой или мухой?

Л. Горская

— Я промолчу. А вам что близко?

Игум. Киприан (Ященко)

— Конечно, творить помыслы. Вообще, у Бога ведь нет ничего трагичного, у Бога нет никаких катастроф. И если мы действительно все будем развивать постоянно добрые помыслы, у нас со временем откроется такое духовное зрение, которое будет видеть во всём доброе, положительное, видеть Промысл Божий во всяком действии. Я могу привести пример. Вот только сегодня мне рассказали мои прихожане. Они купили для своих родителей землю, построили шикарный, хороший деревянный дом. Но родители, к сожалению, никак не относились доброжелательно даже к Церкви, к Богу. И у них это вызывало даже очень агрессивную реакцию. Но несмотря на то, что дети их были верующие, они всё-таки проявили заботу о своей обязанности почтить родителей, и они им этот дом сотворили и хорошо украсили. Но случилось несчастье — дом сгорел, сгорели все вещи. Родители едва успели выбежать из дома. И, конечно, была страшная трагедия для всей семьи, можно сказать, для всего рода. И когда я спросил: «Как же вы это оцениваете?» Мне глава семьи сказал: « У Бога ничего не бывает трагичного. Давайте немножко подождём, батюшка, Господь откроет, зачем это было нужно». Я удивился такой уверенности и что он не впадает в отчаяние. И вот сейчас он ко мне подошёл: «Вы знаете, батюшка, мы уже начали строить второй дом — ещё лучше, чем этот. А родители начали молиться каждый день, начали ходить в храм». Вот видите как неожиданно — они никак не могли воспринять ни одного слова ни от своих родственников, ни от своих детей. А именно какое-то несчастье, которое для нас кажется непоправимым, оно вдруг оказалось более сильным.

Л. Горская

— Но ведь есть гораздо более... я не хочу ни в коем случае задеть чувства людей, которые потеряли дом — это, конечно, большая трагедия. Но есть гораздо большие необратимые несчастья, связанные с потерей близких. Дом можно действительно построить новый, а близких не вернёшь. Или ужасные трагедии, связанные с войнами. Или недавняя авиакатастрофа... Вы говорите, что нет ничего трагического. Как же нет? Вот оно происходит — уходят хорошие люди.

Игум. Киприан (Ященко)

— В воскресенье вот ко мне пришёл на исповедь один отец, у которого осталось двое детей, а супругу его совсем недавно зверски убили. В общем-то, немотивированное убийство, ни за что — очищала автомобиль, сзади подошли, нанесли тяжёлый удар, она скончалась. И он пришёл в совершенно страшном, ужасном состоянии безнадёжности: непонятно, как жить. Это был самый любимый, самый его доверенный человек, и вот его не стало. И тем не менее он впервые пришёл в храм, он впервые покаялся и впервые причастился. И потом, когда мы с ним беседовали, он потихонечку начал обретать другие смыслы в этой жизни, вечные смыслы, и действительно с такой особой силой молиться за свою супругу. И он обратил внимание на своих детей, впервые, может быть. И поэтому, конечно, если мы по-доброму будем смотреть, с добрыми помыслами, то для нас все трагедии могут оказаться полезными — полезными для спасения нашей души.

Л. Горская

— Но, наверное, всё-таки на чужую трагедию смотреть как на полезную — это некорректно.

Игум. Киприан (Ященко)

— Я думаю, что у каждого из нас предостаточно трагедий каждый день. И вся наша жизнь вообще наполнена множеством скорбей, болезней, искушений. И даже ничего здесь не нужно выдумывать — на какие подвиги идти. Дай Бог бы нам претерпеть то, что нам каждому Господь судил, чтобы мы это претерпели.

Л. Горская

— «Светлый вечер» на радио «Вера». С вами его проводит Лиза Горская. У нас в гостях игумен Киприан (Ященко) — директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии. Мы говорим о преподобном Паисии Святогорце — старце, который практически наш современник. Вспоминали его слова, какие-то интересные и поучительные для нас моменты его жизни. Что сейчас у нас происходит? Я так понимаю, что признание святости преподобного Паисия Святогорца всеми Поместным Церквями. Как следствие какие-то даже мероприятия в Троице-Сергиевой лавре будут проходить или сейчас уже проходят.

Игум. Киприан (Ященко)

— Как следствие строится много храмов.

Л. Горская

— Какое замечательное следствие!

Игум. Киприан (Ященко)

— И в России, и в Греции уже освящены ряд храмов в честь преподобного Паисия Святогорца. Множество родителей при крещении дают своим детям имя Паисий или даже девочкам дают имя Паисия.

Л. Горская

— Вот это удивительная традиция, которая сейчас снова возрождается, — вспоминают женскую редакцию многих имён, что чуть было не ушло в прошлое: Паисия.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Ещё монахов постригают в честь Паисия Святогорца. Действительно составлена такая служба преподобного Паисия Святогорца. И вот 13 января мы приглашаем всех слушателей, которые чтут Паисия Святогорца, почтить его молитвой — молитвой преподобному Паисию. Или вы можете почитать акафист преподобному Паисию. Мы даже дерзнём призвать совершить такую молитву по соглашению в один час, которая усиливается. Например, в 21 час 13 января всем вместе помолиться преподобному Паисию Святогорцу. А у кого есть такая возможность, приехать в Сергиев Посад в Троице-Сергиеву лавру. Мы приглашаем на богослужение в Успенский собор, где будет совершаться Литургия в честь преподобного Паисия Святогорца, она начнётся в 8 часов 30 минут. А далее, в 11 часов, уже в храме Покрова Московской духовной академии будет совершаться молебен с акафистом преподобному Паисию. В 13 часов у нас будет круглый стол, на котором мы будем обсуждать программу прославления и просвещения преподобного Паисия Святогорца. А далее будут показаны фильмы о Паисии Святогорце, которые созданы в последние годы и нашим продюсерским центром, и другими творческими коллективами.

Л. Горская

— Фильмов этих вообще много?

Игум. Киприан (Ященко)

— У нас создано семь фильмов. Мы шли по книгам жития преподобного Паисия. И ещё сейчас отсняты и идёт работа над тремя фильмами. Это, конечно, самый большой проект о святых, наверное, а о Паисии совершенно точно. Но ещё есть несколько работ и у нас, в России, и в Греции, и в других странах, которые тоже сделали попытку кинематографическим языком рассказать о этом нашем живом таком святом.

Л. Горская

— А как, вообще, удаётся снимать эти фильмы? Тем более в наше время, когда кризис тут, кризис там. Кинопроизводство всегда было делом непростым и бюджетноёмким, скажем так, а сейчас-то тем более.

Игум. Киприан (Ященко)

— Я бы сказал, что чудом, по благословению преподобного Паисия. Мы это так воспринимаем. Если б преподобный не благословил, то никакого бы такого чуда не произошло. У нас нет никаких постоянных таких благотворителей. И государство нам не выделяет средств, но тем не менее вот происходит то, что мы хотели, даже больше, чем мы хотели.

Л. Горская

— То есть трудностей никаких нет с этим?

Игум. Киприан (Ященко)

— Почему? Есть. Вот сейчас мы уже второй месяц прекратили работу над фильмом — средства закончились. Вот ждём, когда они появятся.

Л. Горская

— Всё-таки есть трудности.

Игум. Киприан (Ященко)

— Конечно.

Л. Горская

— А появятся они, как Бог даст, да? То есть ничего не запланировано...

Игум. Киприан (Ященко)

— Надо молиться!

Л. Горская

— Будем надеяться, что снова Господь пошлёт человека, который поможет. Кстати, если такой человек нас слушает, как он может посодействовать завершению съёмок фильма?

Игум. Киприан (Ященко)

— Можно обратиться через радио непосредственно в наш продюсерский центр, который является создателем этих фильмов — центр «Покров».

Л. Горская

— А в целом, ведь есть специальная программа, насколько мне известно, — программа просвещения и прославления преподобного Паисия Святогорца. Это же не только фильмы. А что ещё?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, действительно, в прошедшем году в Коннице — на родине Паисия Святогорца состоялось такое соборное обсуждение программы «Преподобный Паисий Святогорец. Прославление и просвещение». Сейчас пока это российско-греческая такая программа, в которую входят прежде всего богослужебные церковные практики, возведения храмов в честь Паисия Святогорца. Вот хотят храм возвести и спрашивают, какая должна быть архитектура: «Наверное, что-нибудь такое византийское?» Вот уже речь идёт о том, чтобы создать ряд типовых храмов, небольших, средних или больших, которые бы можно было возводить в разных странах, в разных городах.

Л. Горская

— То есть речь идёт о некотором проекте? Если храм закладывается, строится и освящается в честь преподобного Паисия Святогорца, то он такой-то. Да?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да. Также мы обсуждали вопрос о том, чтобы регулярно совершались в какие-то дни — раз в месяц или раз в неделю — молебны преподобному Паисию Святогорцу, куда люди могли бы прийти и совместно помолиться. Также речь шла о неких таких молитвах по соглашению. Вот на Афоне и в других монастырях греческих и храмах выразили желание в воскресенье в 20 часов 30 минут прочитать молитву совместно преподобному Паисию. И тем самым людей из разных стран, на разных территориях Паисий объединял бы в соборной такой молитве.

Л. Горская

— В воскресенье в 20 часов 30 минут по какому времени?

Игум. Киприан (Ященко)

— По московскому, оно же и греческое.

Л. Горская

— Одинаковое время, одинаковый часовой пояс?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да.

Л. Горская

— Замечательно. Вот смысл соборной молитвы, молитвы по соглашению — давайте, может быть, подробнее расскажем.

Игум. Киприан (Ященко)

— Ну, «где двое или трое, там Я посреди них». Это, конечно, молитва усиливается. Но можете сами проверить и попробовать помолиться. Это необязательно именно к этому времени всё сводить. Я думаю, что почитание... мы же почитаем не лично Паисия, почитаем Бога через те дары, которые Паисий нам дал. Поэтому можно это делать и утром и вечером. Ну, те, кто этого желает, могут делать это совместно. Также, конечно, у нас предполагается и уже начато такое создание Издательского совета по экспертизе богослужебных текстов, жизнеописания, перевод на разные языки мира богослужебных текстов, издание духовного наследия, издание литературы для массового читателя, для детей, для различных категорий. Здесь нужен такой Издательский совет, чтобы всё это было точно и правильно и не было искажений. И сейчас, конечно, у нас около шести миллионов книг в России распространено о Паисии.

Л. Горская

— Шести миллионов?!

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, такие у нас данные.

Л. Горская

— Это имеются в виду суммарные тиражи — всего?

Игум. Киприан (Ященко)

— Да.

Л. Горская

— А наименований примерно сколько?

Игум. Киприан (Ященко)

— Наименований около десятка, наверное. И есть замысел перевести книги и на китайский язык, и на английский, и на сербский, на румынский, на польский. Уже даже конкретное издательство этим занимается.

Л. Горская

— Неужели на сербский не переведены до сих пор книги?

Игум. Киприан (Ященко)

— Очень незначительная часть. В этом, может быть, и суть такого проекта: чтобы это стало доступно прежде всего для тех православных стран, где есть особое почитание преподобного Паисия, и даже для далёких стран, где, думаю, Паисий тоже может стать своим родственником. Также мы думаем, что хорошо бы, чтобы были постоянные серии фильмов о Паисии Святогорце по телевидению, по радио. У вас и так достаточно много уделяется этому внимание. У нас существует сейчас действительно много порталов, около полудюжины, которые посвящены преподобному Паисию, трансляции таких вебинаров. Конечно, мы ещё очень озабочены теми иконами, которые появляются сейчас с образом Паисия. Большая часть из них очень странная. Но в Греции, например, такое впечатление, что чуть ли не половина икон Паисия, которые продаются на каждом углу, это просто фотография, вокруг которой сделали нимб. Потом, неканонично изображается преподобный Паисий в своей шапочке вязаной как юродивый. Вот сейчас мы подготовили клеймы и хотели бы сделать большую икону, с клеймами и житием преподобного Паисия.

Л. Горская

— Клейма — это такие изображения на полях иконы, которые иллюстрируют жизнь святого.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, основные события жизни преподобного Паисия. И конечно, мы думаем, что такие просветительские действия помогут укрепить и институт семьи, и монашеские общины, и паломничество по тем местам подвижной жизни преподобного Паисия. Мы хотели бы также провести международный научный конгресс, посвящённый преподобному Паисию, поскольку пять лет назад был уже первый конгресс до его канонизации. И сейчас есть инициатива, прежде всего с греческой стороны, провести такой второй международный конгресс, на котором можно было бы обсудить вопросы, связанные с его духовным наследием, с его воззрениями и с той просветительской деятельностью, которую можно было бы сейчас расширить для наших современников. Также близится некий юбилей. Уже вскоре, буквально через три года, у нас будет 95-летие со дня рождения и 25-летие со дня преставления преподобного Паисия Святогорца — это 2019 год. Поэтому мы думаем, что, действительно, вот эти три года могли бы быть посвящены тому, чтобы это всё подготовить. У нас даже была встреча с мэром города Салоники, на которой обсуждался вопрос о том, чтобы одна из улиц или площадей Салоников была названа в честь преподобного Паисия Святогорца. Для Салоников это традиционно — у них очень много улиц называется в честь святых. У нас как-то это не очень сильно принято.

Л. Горская

— У нас в честь других деятелей, в лучшем случае это деятели культуры и науки.

Игум. Киприан (Ященко)

— В Греции, например, те корабли, которые плавают на Афон, тоже имеют имена святых. Тоже это имя как-то увековечено.

Л. Горская

— Я сейчас пытаюсь вспомнить хотя бы одну улицу в России, которая названа в честь святого. И мне на ум ничего не приходит. Если кто-то из наших радиослушателей знает такую...

Игум. Киприан (Ященко)

— Ну, Дмитрия Донского, наверное.

Л. Горская

— Бульвар.

Игум. Киприан (Ященко)

— Да, у нас и бульвар и метро есть с именем Дмитрия Донского.

Л. Горская

— Кстати, да. Если кто-то из радиослушателей наших знает какие-то ещё топонимы, связанные со святыми...

Игум. Киприан (Ященко)

— Может быть, Александра Невского также мы знаем...

Л. Горская

— Да. Вот так и наскребём. Всё-таки есть, слава Богу!

Игум. Киприан (Ященко)

— Ильи Муромца.

Л. Горская

— Преподобный Паисий, который с детства стремился к монашеству, что, честно говоря, действительно у многих преподобных было. Но когда речь идёт о святых, которые жили давно, всегда кажется, что житие не то чтобы приукрашено, но по некой схеме составлено, может быть, за нехваткой информации. Сразу всем пишут, что они с детства стремились к посту, испытывали тягу к чтению Священного Писания...

Игум. Киприан (Ященко)

— Например, преподобный Силуан Афонский не стремился с детства, у него очень бурное детство было.

Л. Горская

— Но он тоже жил недавно. Мы про него знаем массу подробностей — про вот этого молодого человека Семёна, про его жизнь, про его перемену, про его жизнь на Афоне. А про преподобного Паисия мы тоже знаем наверняка, что он с детства стремился к монашеству. И кстати, он не один такой — среди моих знакомых тоже... то есть это действительно распространённая тоже вещь — стремление ребёнка к монашеству. Отец Киприан, вот преподобный Паисий с детства стремился к монашеству, как мы здесь говорили, и его опыт, опыт преподобного, это достояние всех монашествующих. А что он говорил про семью, про тех, кто избрал путь семейной жизни?

Игум. Киприан (Ященко)

— У него, кстати, своеобразная была такая точка зрения. Он, например, советовал девицам поехать на несколько месяцев на послушание в монастырь, чтобы познать опытно, что такое послушание мужу. И он глубоко убеждён, что человек, который прошёл послушание в монастыре, юноша или девушка, они потом будут просто идеальными супругами. То есть монастырская жизнь не препятствует, а может, действительно, даже благоприятствовать семейной жизни. Из своего опыта я что могу сказать: когда-то я ездил с первокурсниками Свято-Тихоновского университета на первой и последней неделе в женские монастыри. Всё равно учёбы нет — чтобы они помолились, пожили. Вы знаете, когда мы после недели такой жизни возвращались, я им всегда задавал вопрос: «Кем вы хотели бы быть, когда закончите институт?» Примерно больше половины точно говорили, что хотят принять постриг, хотят быть монахинями. Это, понимаете, человек побывал в этой среде, он вдохновился, он ощутил какую-то благодать. Но это стремление очень быстро тает, когда человек живёт в миру. Даже монах, который покидает монастырь и начинает жить в миру, это заканчивается чаще всего тем, что он может оставить монашество. Поэтому монашество — это особый оазис, это такая теплица, в которой могут существовать в уединении, в отдалении от мира такие высокие духовные личности. И Паисий, конечно, вот это чувствовал. Он создал множество монастырей — и на Керкире, и в Греции. И он помогал им становиться, и понимал закон этой жизни. Конечно, он никогда не препятствовал семейной жизни. Он считал, что человек должен сам сознательно выбрать, где ему и каким путём достигать святости.

Л. Горская

— Спасибо большое, отец Киприан! К сожалению, наше время подошло к концу, и мы будем прощаться с нашими радиослушателями. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Этот час с вами провели Лиза Горская и директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии игумен Киприан (Ященко). Всего доброго!

Игум. Киприан (Ященко)

— Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем