
Фото: Johnny Briggs/Unsplash
«...„Третьеклассникам везёт, третьеклассников везут“, — сказал я уже про себя и подумал, что так может начинаться хорошее стихотворение. И ещё подумал, что девочка с мобильником очень по¬хожа на Леночку, с которой я сидел за одной партой. А белобрысый мальчишка — на Славку, моего друга. А учительница — на мою Ольгу Алексеевну...
Нет, тут я вру. На мою Ольгу Алексеевну никто не похож. И не говорите мне, что любовь с первого взгляда бывает только в книжках! Потому что я сам испытал эту любовь. К Ольге Алексеевне, моей первой учительнице...»
Это был голос петербургского прозаика и поэта Сергея Махотина, автора более тридцати книг стихов и прозы для детей и подростков, лауреата премии имени Корнея Чуковского («За выдающийся вклад в отечественную детскую литературу»).
В новом веке Махотин выпустил с помощью питерского «Детгиза» два сборника своих рассказов — «Вирус ворчания» и «Включите кошку погромче». Из предисловия к одному из них (а махотинские предисловия — тоже рассказы) он и читал нам сейчас.
...Вот в автобус, словно боевая стая пиратов, ворвались младшие школьники со своим капитаном-учительницей. Автор, улыбаясь, разглядывает их, вспоминая собственное школьное детство, когда фотография любимой учительницы однажды оказалась в витрине фотоателье, и десятилетнему герою от этого почему-то было тревожно. Он сердился на прохожих, которые, проходя мимо, поглядывали на нее, на друга Славку за его смешки («портрет училки на улице!»), на себя, наконец, — за то, что злится на Славку и на прохожих...
...Признаюсь вам, что со времен знаменитых «Денискиных рассказов», малой прозы Николая Носова, Виктора Голявкина и Сергея Вольфа (а это уже моё отрочество), не читал я столь честной, чистой, занимательной и проникновенной — в душу ребенка — литературы, как эта.
Здесь не встретишь никаких ужастиков, аранжированных новым школьным сленгом, ну, может, иногда — немного фантастики (точнее, фантазии). Сплошные «вечные темы»: дружба, предательство, семья, одиночество, познание мира.
Ведь Махотин хорошо знает: психология подростка не меняется, она всегда одна и та же — от первоклашек до пятиклассников. И в этом его сила.
Во взрослой литературе часто есть за что спрятаться: стиль, приемы, разные посмодернистские игры. В детской не скроешься, ребенок мгновенно распознает фальшь, а я не раз наблюдал Махотина на встречах с детьми, когда он читает им вслух. Итак, я кладу закладку в начало той или другой его книжки, чтобы из предисловия она как можно медленнее двигалась к последней странице. Двигалась вместе с героями — Юрами, Танями, Вадимами и Колянами; вместе с шестиклассником Серафимом, с глуховатой бабой Ариной, школьницей Дашей (встретившей в трамвае президента страны). И с учителями: Лидией Яковлевной, Софьей Георгиевной и Галиной Ивановной...
«Ребенок, который жил во мне, дожидался своего часа», — рассказал недавно Сергей Махотин в одном из интервью. А я, — как же я рад, — что недавно открыл его для себя; что его рассказы читают сейчас и в нашей семье. Об одном только жалею: что мне самому — не десять лет, а столько, сколько набежало.
...Правда, тут же и перестаю жалеть: потому что, открывая книги «Вирус ворчания» или «Включите кошку погромче», — забываю о своей взрослости.
«Учебный год закончился. Пока я наслаждался летними каникулами, Ольга Алексеевна вышла замуж и навсегда уехала из нашего городка. В сентябре нас встретила новая учительница — Дина Марковна, старенькая и добрая. Даже её фамилия звучала ласково — Охряндина. Фамилия была похожа на букет мохнатых хризантем, которые дарят всем на свете учителям.
От Ольги Алексеевны осталась лишь фотография в витрине фотоателье. Долго она там висела. Наверное, приносила заведению доход.
Но я уже не ревновал Ольгу Алексеевну к случайным зевакам. Потому что понял вдруг одну важную вещь. Оказывается, люби¬мый человек принадлежит не только тебе одному. Даже лучший друг. Даже мама! И нужно не страдать, а, наоборот, радоваться за человека, которого любят другие...»
Мне кажется, что подростковую прозу Сергея Махотина, — быть может, слегка и старомодную, как бы стоящую одной ногой в уходящем времени, а другой в наступающем, можно посчитать «патентом на благородство» для сегодняшней детской литературы. Кстати, достать его книжки почти невозможно и дело тут не только в утерянной системе книгораспространения.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема