Много лет назад, когда я ещё учился в школе, со мной произошёл случай, который вспоминаю до сих пор. Однажды мы с братом решили поучаствовать в забеге на десять километров. Мероприятие общегородское, ответственное. Опыта подобных соревнований у нас не было. Однако в нашем классе был друг, который уже знал, что это такое. Он тоже участвовал в забеге и вызвался нам помогать.
Перед началом состязания одноклассник объяснил мне и брату, как правильно распределить силы. Призывал не спешить, иначе можно и до финиша не дотянуть. Кроме того, он обещал нам подать сигнал, когда можно будет ускориться. Мы бежали рядом с другом, сдерживая скорость и ожидая условленного знака.
Вскоре я заметил, что нас стали обгонять сначала молодые, спортивного вида люди, а потом и пенсионеры и даже младшие школьники. Когда меня обошёл совсем маленький мальчик, я понял: что-то здесь не то. Мы переглянулись с братом и рванули вперёд, оставив одноклассника позади. Финишную линию мы пересекли под громкие возгласы зрителей, хотя были далеко не первыми. Люди удивлялись, откуда у нас столько энергии в конце дистанции. Мы бежали так быстро, словно за спиной было не десять километров, а сто метров. А потом ждали друга-одноклассника. И довольно долго. Он так берёг свои силы, что завершил соревнование одним из последних.
После забега мы с братом не стали переживать по поводу своих неважных результатов и винить в этом нашего друга. У нас появился хороший опыт. И полезный вывод: надо бежать, ориентируясь не только на советы бывалых спортсменов, но и на свои возможности.
Вспоминаю этот случай из спортивной жизни и на ум приходит параллель из жизни духовной. Я размышляю о тех, кто стремится жить по-христиански и впервые приходит в храм. Таким людям важно не только внимать советам других прихожан. Пусть и воцерковлённых. Не менее важно прислушиваться к самому себе. Чтобы разумно использовать полученные советы и приобретать свой уникальный опыт. Тогда духовные усилия не пропадут даром, и результаты внутренней работы будут вдохновляющими.
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 11. Богослужебные чтения

Как уберечь себя от лживых людей и перестать лукавить самому? Ответ на этот вопрос находим в 11-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Автор прозвучавшего псалма, царь Давид, изображает весьма трагичную ситуацию. Не осталось на земле ни одного праведного человека. Сердце каждого притворно, уста каждого — уста льстивые, и каждый говорит ложь своему ближнему. Эти строки очень напоминают слова, которые Господь произнёс после великого потопа: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Иначе говоря, перед нами не просто сетования псалмопевца о том, что есть на свете злые люди, которые своим коварным языком, притесняют невинных. Нет. Скорее, он говорит о том духовном недуге, которым поражён всякий из нас.
Все мы в силу того, что рождены в этом мире, от самого своего рождения несём в себе семя греха. В частности, это проявляется в том, что каждый сам себе хозяин и преследует собственные цели. На этом пути обман окружающих и самого себя — главный инструмент. Каждый из нас, по словам псалмопевца, так говорит сам себе: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Кто-то лжёт сознательно, пренебрегая всеми культурными нормами. А кто-то пытается сохранить лицо, изображая из себя порядочного человека. Но делает это всякий. Поэтому и говорит Давид в другом своём псалме: «Всяк человек ложь». И в другом месте добавляет: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в них нет спасения».
Кому же можно в конечном счёте доверять? Где правда? Давид даёт ответ на этот вопрос. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». То есть истина только у Бога. И полное доверие может быть только к Нему. Более того, псалмопевец намекает на то, что только те люди, которые поддерживают живую связь с Творцом, получают возможность избавиться от патологической лживости. Господь врачует их сердце, изгоняет из него дух лукавства и всякой неправды. Как говорит сегодня Давид, «истребит Господь все уста льстивые».
Царь Давид имел не только большой житейский опыт, но как Божий пророк был сведущ и в духовной жизни. Он прекрасно знал, как сложно иногда сохранить честность. В его собственной судьбе тоже были случаи, когда он лгал. Чего стоит его увлечение Вирсавией, мужа которой он послал на смерть, чтобы завладеть женщиной. Поэтому Давид знал, что в некоторые минуты правда перед самим собой бывает мучительно убийственна для нашего больного эгоизма, который во что бы то ни стало желает получить своё. Знал, как сладка и упоительна бывает ложь. Знал, как больно бывает не врать в первую очередь самому себе.
Но вместе с этим Давид прекрасно знал и цену такого самообмана. Какие разрушительные последствия он несёт за собой. И ещё он отчетливо видел, что самому человеку не справиться с теми фантазиями, которые наполняют его сердце и удерживают его в этом королевстве кривых зеркал. Нет у нас никаких собственных сил, чтобы выбраться из этого морока. Он слишком глубоко въелся в нашу природу. А потому здесь мало одних теоретических знаний о Боге. Здесь не поможет никакой моральный кодекс, никакая философия. Единственное, что может помочь, — живой Господь. Его Дух, который наполняет сердце и возвращает нам трезвый взгляд на себя, на свои отношения с людьми и на жизнь в целом. А потому и призывает царь и пророк Давид всякого из нас искать Творца. Лишь вместе с Богом можно шагнуть в тот мир, в котором меркнет всякая наша правда, но ярким светом горит Его вечная Истина.