
Фото: Gareth Harper/Unsplash
Сюжет романа «Рождественская мистерия» норвежский писатель Юстейн Гордер придумал, когда, куда-то спеша в предрождественской суматохе, бежал по движущемуся вниз эскалатору. Что, если бы кто-то мог вот так же, в ускоренном темпе, передвигаться в пространстве и времени, только в обратную сторону? Наверное, тогда можно было бы всего за несколько дней «добежать» до Рождества — того самого, которое две тысячи лет назад случилось в Вифлееме. Так подумал писатель, и поместил эту необычную идею в центр своего произведения.
И родилась удивительная история, которой с одинаковым упоением зачитываются и дети, и взрослые. Это вообще одна из характерных особенностей прозы Гордера, который считается детским писателем, но, будучи философом и богословом по образованию, заставляет серьёзно задуматься над своими текстами и старшее поколение.
Впрочем, о сложном писатель предпочитает говорить просто. Вот и в «Рождественской мистерии» тесно переплелись история, география, психология, социология, кризис современной семьи и даже в некотором роде международные отношения. Казалось бы — гремучая смесь! Но только не для Юстейна Гордера. У него получилась волшебная сказка: лёгкая, трогательная и необыкновенно красивая.
В канун Рождества мальчик по имени Иоаким со своим отцом покупают в книжной лавке Рождественский календарь. В Норвегии есть такая традиция — за несколько недель начинать отсчёт оставшихся до праздника дней, каждое утро открывая в календаре особое окошко. Обычно в этих окошках бывают спрятаны шоколадки или пластмассовые фигурки сказочных героев. Но календарь, который достался Иоакиму, скрывал куда более удивительный сюрприз. В окошках мальчик обнаружил листочки. На них кем-то от руки была написана история неизвестной маленькой девочки Элизабет, которую в канун праздника ангел взял с собой в чудесное путешествие во времени и пространстве прямо к Рождественскому вертепу в Вифлеем.
Скоро о таинственном календаре узнали родители мальчика. И это неожиданно многое в их доме изменило. Прежде сосредоточенные каждый на своих делах, как это часто бывает в современных семьях, теперь Иоаким с родителями по утрам собирались вместе, чтобы открыть новое окошко и узнать очередные подробности истории. По вечерам они стали читать Евангелие, чтобы освежить в памяти события Рождества Христова. А вскоре выяснилось, что девочка Элизабет из рождественского календаря вполне может оказаться не выдуманной, а реальной! И семья начинает увлекательное расследование.
«Эта история объединяет людей», — сказал один из героев романа, старый продавец цветов по имени Иоанн. А в единении, уверен автор «Рождественской мистерии» Юстейн Гордер, как раз и заключается один из важных смыслов Рождества.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер