«Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее», - мечтал детский писатель и один из лучших педагогов 20-ого века Януш Корчак. Он не только мечтал, он действовал, делая всё, что в силах сделать взрослый человек для детей.
Генрик Гольдшмит – это настоящее имя Корчака, родился в Варшаве в семье адвоката. Мальчику исполнилось 11 лет, когда умер его отец. Нужно было зарабатывать на жизнь, и Генрик стал репетитором, а после окончания гимназии поступил в университет на медицинский факультет. Именно тогда и появился писатель Януш Корчак. Под этим именем Генрик печатал в журналах свои первые рассказы.
В 1904 году Корчак начал работать в детской больнице. Насмотревшись на страдания малышей из бедных семей, он стал думать о том, что можно сделать для того, чтобы не было грязных, оборванных и голодных ребятишек. Вскоре вся Варшава заговорила о гуманном докторе – «докторе бедняков», как прозвали Корчака за то, что неимущих он лечил бесплатно и отдавал им почти все свои деньги на лекарства.
Вскоре Януш стал членом правления общества «Помощь сиротам» и решил создать детский дом. Сам разработал проект здания, подключил к проекту богатых филантропов, контролировал строительство. «Дом Сирот» Корчака открылся в 1911 году. Януш стал его директором, поставив спонсорам условие: они не будут вмешиваться в воспитательный процесс. Уже вскоре «Дом сирот» называли «гордостью Польши». Это было настоящее детское государство со своим правительством, министерствами, газетой, товарищеским судом. Корчак пару раз сам подал на себя в этот суд. Один раз за то, что вспылив, обидел ребёнка, в другой за то, что заподозрил девочку в воровстве, которого она не совершала. И ребята в первом случае оправдали своего «Пана доктора», а во втором вынесли ему порицание.
Работу Корчака прервала Первая Мировая война. Януш ушёл на фронт, а вернувшись открыл в Варшаве ещё один приют - «Наш дом». Здесь жили дети политических заключённых. Это были настоящие польские гавроши, найти с ними общий язык оказалось очень непросто, но Корчак сумел сделать детей своими союзниками. Помогла трудотерапия. Воспитанники сами наводили порядок в комнатах, убирали двор, помогали на кухне, работали в мастерских. За хорошую работу получали премии. Корчак считал, что только заработав деньги своим трудом, ребёнок научится ценить их.
Чтобы дети могли отдыхать летом, Корчак с помощью одного из варшавских
богачей, построил за городом виллу. У воспитанников было своё знамя зелёного цвета – цвета надежды. И когда летом они выезжали на виллу, варшавяне, завидев зелёное полотнище, говорили: «Идут дети Корчака».
«Прибежищем добра и света» называли в Польше приюты «Наш дом» и «Дом Сирот». Один из воспитанников последнего, уже став взрослым, писал своему учителю: «Если бы не этот дом, не знал бы я, что существуют в мире добрые и честные люди. Не знал бы, что есть в мире справедливость». Кстати, сам Корчак жил вместе с ребятами в «Доме сирот» в комнатке на чердаке. Здесь были написаны необыкновенные детские повести: «Король Матиуш Первый», «Матиуш на необитаемом острове», «Когда я снова стану маленьким». Многие состоятельные поляки, влюблённые в произведения Корчака, делали крупные пожертвования его приютам.
В 1942 году вместе со своими воспитанниками Корчак оказался в немецком лагере смерти Треблинка. Мог уехать, спастись - друзья сделали ему фальшивые документы. Но старый доктор отверг такой шанс на жизнь, сказав: «Не оставишь своего ребёнка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?». Корчак погиб вместе с детьми. Говорят, что он до последней секунды рассказывал им сказки. На месте гибели учителя и его учеников стоит простой, строгий камень. И слова на нём написаны простые, строгие, единственно уместные: «Януш Корчак и дети».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер