В этом году очередной раз трудился я в Паломнической службе Спасо-Преображенского мужского Валаамского монастыря. Знаменитая обитель с тысячелетней историей — Русский Северный Афон, остров Валаам. Святое место и дивная природа. Едут россияне сюда со всех концов страны. Кто из любопытства, кто осознанно, кто уже не впервые.
Кого только не встретишь здесь. И все разные. И каждый со своей верой, со своими представлениями о Церкви, о монастырской жизни, о Боге. Бывают среди гостей и атеисты. Но что-то происходит, и мы, гиды, становимся, порой, свидетелями замечательных перемен в душах приезжающих сюда людей.
Простой пример тому. С утра встречаю группу гостей, сошедшую с круизного теплохода, и мы отправляемся по маршруту.
Лесная монастырская дорога, на которой туристы слушают мой рассказ о прошлом и настоящем обители, о её подвижниках, ведёт в очередной скит, говоря простым языком — в небольшой филиал монастыря. Гости с теплохода негромко делятся между собой эмоциями, любуясь окружающим девственным лесом, красотой природы. Кто-то задаёт вопросы.
Вот и небольшая деревянная церквушка показалась. Подходим. Двери открыты. Храм совсем маленький. В центре на аналое — Образ Пресвятой Богородицы, получившей название Конеевской. История её появления уводит нас в 14-ый век, на Святую гору Афон, откуда она и прибыла однажды на Ладогу. Каждый молится Матери Божией, как может. Гости ставят свечи, пишут записки о поминовении, на выходе пьют святую воду. И кому-то не хочется покидать эти невысокие своды. А кто-то уже заждался на дворе у храма.
Завершаю свой рассказ об этом месте на выходе. Привожу примеры помощи и исцелений по молитвам к только что посещённому Образу.
Тишина и покой вокруг. Люди делятся эмоциями, фотографируются на фоне небольшого озера, возле которого стоит церквушка. Каждый погружён в свои мысли.
И вдруг ко мне обращается пожилой мужчина из группы:
— А Вы знаете, сегодня я услышал самое главное для себя: нужно не верить в Бога, а верить Богу! Доверять ему свою жизнь!
До этого мужчина всю дорогу молчал и, как показалось мне в начале маршрута, с недоверием слушал экскурсовода. И вот что-то произошло... Именно здесь и сейчас.
— Да, совершенно верно! — согласился я, — это и есть самое главное!
— Для всех нас — уже про себя подумал я! И для каждого лично. Ведь Господь всегда рядом, рядом святые. Экскурсия туристов по святым местам — только средство, возможность для кого-то услышать Его в своём сердце. Но выбор остаётся — за каждым.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







