
2 Пет., 68 зач., III, 1-18.
Глава 3.
1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С самых древних времен человек пытался осмыслить не только собственную жизнь, но и фундаментальные закономерности мировой истории. Некоторые мыслители утверждали, что история циклична. Наш мир не первый и не последний в бесконечной веренице мирозданий. Когда-то он возник, заняв место старого, когда-то уйдет в небытие, чтобы уступить место новому. И так до бесконечности. Кто-то говорил о том, что наш мир вечен. Он никогда не начинал быть и у него никогда не будет конца.
Принципиально иначе осмысляет историю христианство. Некогда наш космос: само время и пространство, сама материя были сотворены Богом из ничего. Подобным образом когда-то он закончит существовать в том виде, каким мы его знаем. Поэтому история линейна. Она словно направляется из точки А в точку Б. Именно об этом сегодня говорит апостол Петр. По его словам, однажды должен наступить «День Господень». Зачастую этим выражением в Священном Писании обозначается явное для всех возвращение Бога на землю. Творение не исчезнет. Однако произойдут какие-то кардинальные изменения. Они будут так глобальны, что нередко для их описания используется образ огня. Все стихии, все человеческие дела, само время и пространство сгорят. Конечно, этот огонь не имеет в христианском понимании ничего общего с ядерным апокалипсисом. Скорее речь идет об огне божественной благодати. Если сейчас люди и все мироздание словно закрыты от Него незримой завесой, в «День Господень» эта преграда исчезнет. Мир духовный стремительно ворвется в нашу реальность, освещая ее самые темные и потаенные уголки. Поэтому этот огонь — скорее огонь очищения и преображения. В нем человек, мир, сама материя получат новые качества, которых они лишены сейчас. Апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе так пророчествует об этом дне: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».
По этой причине апостол Петр призывает своих слушателей и всех нас заботится о духовном здравии собственной души. Ведь все, что несовместимо с божественной чистотой и правдой не сможет находится рядом с этим пламенем. Трагедия тех людей, которые возвели беззаконие и нечистоту в норму до того, что стали отождествлять себя с ними, в том, что скрыться от этого света не получится. Ведь как говорит в 1 послании к Коринфянам апостол Павел, «Бог будет всяческая во всем». И можно только гадать что произойдет, когда душу последовательного и убежденного грешника коснется тот огонь, который для праведников станет источником обновления и радости. Это все равно, что взглянуть на яркое солнце после долгого времени, которое ты провел в темноте подземелья. А потому даже если мы страдаем от какого-то греховного пристрастия, нельзя отождествлять его с самим собой. То есть грех следует назвать грехом. Более того. Необходимо уже здесь пытаться его искоренить, участвуя в церковных таинствах, первые из которых исповедь и причастие. Порой они словно раскаленный метал, которым прижигают рану, предотвращают распространение греховной инфекции в нашей душе. Но в итоге именно они становятся важным инструментом спасения. Ведь полноценно в тот новый мир сможет войти лишь тот, кто приготовил себя для жизни с Богом. Человек, в душе которого уже сейчас зажглась искра божественной благодати.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема