
Апостол Пётр
2 Пет., 66 зач., I, 20 - II, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция настаивает на том, что Священное Писание — это не только человеческое произведение. Это собрание книг, которые написаны в соавторстве Бога и человека. А потому тем, кто хочет понять смысл священных текстов, необходимо следовать определённым правилам. Об одном из самых важных из них нам говорит тот отрывок из 1-й и 2-й глав 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Глава 2.
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Как появились на свет библейские книги? Технически точно так, как и любые другие литературные произведения. Если говорить об этом, используя привычные нам образы, автор Священного Писания брал бумагу, брал ручку, садился и писал текст. Однако в отличии от простых писателей пророка вдохновляет непосредственно Сам Бог. Дух Божий побуждал Своего избранника на создание священного текста, и Он же направлял его во время работы. Поэтому и говорит сегодня апостол Пётр, что пророчества «изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Это вера Церкви.
Эта вера намекает нам и на то, где находится ключ к правильному пониманию священных текстов. Их подлинный смысл откроется тому читателю, которого вдохновляет тот же Дух, что вдохновлял их авторов. Только в том Духе, в котором текст написан, он может быть верно прочитан. Поэтому и говорит апостол Пётр, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою».
Как нам, простым людям, приобрести это возвышенное состояние? Ведь святых один на миллион, а может и ещё меньше. Неужели простой верующий человек обречён на то, чтобы постоянно обращаться к каким-то посредникам, которые разъяснили бы ему смысл Библии? Неужели самому докопаться до истины нет никакой возможности?
Обращаться к духовным авторитетам, безусловно, необходимо. Это нормальная практика Церкви. Если что-то непонятно в священном тексте, рекомендуется либо найти ответ в толкованиях святых отцов, либо спросить у знатока этой традиции.
Однако при этом необходимо помнить, что какой-бы уважаемый ни был авторитет, он задаёт лишь общее направление мысли. Священное Писание — это книга, которая адресована каждому лично. И каждый может самостоятельно извлечь из неё послание применительно к своей ситуации. Единственное, что от нас требуется, — непрестанно искать ответы и усердно развивать в себе духовную интуицию.
И делается это лишь одним способом. Мы всю свою жизнь стараемся подчинить поиску и исполнению воли Творца. А именно, на ежедневной основе понуждаем себя применять на практике те заповеди, которые Христос дал нам в Своём Евангелии. Такая работа, вместе с участием в таинствах Церкви, и привлекает в нашу жизнь Духа Божия. И тогда каждый в свою меру получает пророческий дар, дар духовного рассуждения. Источник смысла открывается внутри нас самих. Его хватает и для того, чтобы я мог понять трудные места священного теста, и для того, чтобы я мог понять, как мне справиться с другими жизненными сложностями.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема