
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Тим., 298 зач., IV, 5-8

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская восточная аскетическая традиция через многовековый опыт неисчислимого множества подвижников пришла к выводу, что в недоверии самому себе лежит ключ к успеху в духовной жизни. Именно по этой причине монахам необходимо иметь духовного руководителя, которому они всецело вверяют свою жизнь. Множество историй про древних монахов свидетельствует, что выбор между плохим руководителем и отсутствием какого-либо руководства должен быть сделан в пользу первого варианта. Однако если мы посмотрим на некоторые фрагменты посланий святого апостола Павла, то у нас могут зародиться сомнения в правильности такого пути, как и вообще в обоснованности недоверия себе. Один из таких отрывков содержится в 4-й главе Второго послания апостола Павла к Тимофею, этот отрывок звучит сегодня во время божественной литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Давая свои наставления Тимофею, апостол Павел упомянул о том, что сам он уже скоро отойдёт ко Господу, причём смерть его будет насильственной, на это указывает использование им слова «жертва». Как мы знаем, всё произошло именно так, как о том написал святой апостол: он был казнён, и его кончина стала его личной жертвой Богу. Конечно, такая формулировка может показаться немного странной, но здесь нам следует помнить, что казнь апостола была следствием его неуклонной дерзновенной проповеди Христа Воскресшего, и он мог бы прожить дольше, если бы отказался от того, к чему его призвал Христос, если бы он перестал проповедовать и стал жить обычной обывательской жизнью. Апостол Павел совершенно справедливо ощущал себя жертвой, точно так же, как и Сам Христос стал Жертвой за каждого человека.
Мы не можем не согласиться с каждым из тех слов апостола Павла, которые только что услышали: Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет свидетельствует, что апостол Павел получил «венец правды» от Господа, он достиг Христова Царства и пребывает со Христом. Свидетельство тому — отклик святого апостола на наши молитвы. Однако слова апостола звучат как слишком сильное и не вполне скромное заявление, ведь Павел писал о самом себе, а мы привыкли, что говорить о себе как о человеке, который непременно получит «венец правды» от Господа, в высшей степени нескромно. Для нас совершенно естественно осознавать себя люди грешными, более того, мы, указывая на самих себя, говорим, что каждый из нас — первый из грешников по степени своей греховности, говорим, что мы своими грехами превзошли любого другого человека. Сама церковная традиция учит нас мыслить о себе скромно и невысоко, ну а тех, кто дерзает говорить о себе как-то иначе, мы научились мастерски «ставить на место», напоминая им, что если они не видят собственных грехов, то это лишь потому, что они недостаточно внимательны к своему духовному состоянию, ведь, как известно, «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Неужели апостол Павел — это какое-то исключение? И почему он мог говорить о себе то, что не позволено другим христианам?
Ответ, по всей видимости, кроется в том, что апостол не рассматривал свою жизнь через призму неизбежного для любого человека греха, Павел смотрел иначе, он задавался иным вопросом: всё ли он сделал из того, что было ему поручено Христом? Не было ли с его стороны какого-либо уклонения от порученной ему миссии? И, зная себя и свои труды, он мог твёрдо дать отрицательный ответ. Апостол Павел был во всём и всегда верен Христу, он сделал всё, что мог, он не жалел себя, он вообще о себе не думал, он не вспоминал о своём благе, все его стремления были направлены на дело евангельской проповеди, а потому то Господь и дал ему твёрдую уверенность в благой участи в вечности.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер