2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
В чтении, которое мы слышали вчера, Апостол обращался к Коринфянам с вразумлением и объяснял им почему того, кто был отлучен от общения, необходимо простить и принять с любовью. Цель его была проста: он хотел, чтобы церковь не потерпела ущерба, чтобы не восторжествовали дела сатаны, цель которого разделять и разобщать христиан.
Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим как апостол, мудро устраивающий жизнь коринфян, возносит благодарение Богу за то, что Он дает им возможность торжествовать во Христе. Хотя выражение это очень простое, оно, в то же время, оказывается чрезвычайно глубоким. Христианское единство и мир в общине, против которого борется сатана, создается трудом каждого верующего. Трудом апостола, который наставляет учеников, трудом грешника, который исправляется, трудом простых верующих, которые доверяют ему, прощают и принимают в общение. При этом торжество над лукавым происходит во Христе, то есть в единстве со Христом, в единстве Его тела. Это значит, что труды человеческие оказываются не только человеческими. Миру способствует их единство в Теле Христовом, которому они через Евхаристию становятся причастны. Наконец, над всеми их усилиями стоит Бог, Который дает им победу в ответ на их искреннее усилие.
Кроме того очень важно, что апостол говорит не только о своих трудах, но все время употребляет множественное число. Победа, о которой он говорит — это победа всей общины, которая благословлена Богом.
Именно поэтому он пишет: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих». Приводя новый образ и сравнивая веру с благоуханием, он не говорит, что оно заключается в его проповеди, но употребляет местоимение «мы», то есть считает благоуханием всю христианскую жизнь.
Итак, задумаемся! По словам апостола "мы есть благоухание Христа — потому что мы есть Его тело и наша жизнь в мире — есть жизнь в мире самого Христа. Неслучайно и сам Христос говорит однажды ученикам, что принимающий их, принимает через них и Его самого. Как мы знаем в истории восприятие Христа было разным, но очень часто зависело от того, как именно вели себя Его ученики. Апостол пишет, что для одних христианская жизнь в мире — как приятный запах, который дает жизнь, в то время как для других, он же может быть причиной смерти, не физической, конечно, а духовной, но при этом совершенно реальной.
Итак, перед нами удивительный пример. Жизнь христиан в мире, по крайней мере в том виде, в котором она задумана и благословлена Богом, всегда прекрасна и приносит добрые плоды. При этом есть люди, которые ненавидят христиан и из-за этого отвергают Самого Христа, в следствие чего умирают.
И вот перед нами вопрос: кто повинен в их смерти? Апостол пишет, что он не повреждает письма Христова, но проповедует искренне, как от Бога и перед Богом... Но как проповедуем и ведем себя мы? Мир вокруг духовно деградирует и проще всего обвинить его в грехе и нежелании быть со Христом... И все же, гораздо важнее спросить себя, насколько искренне по-христиански мы живем? И что мы делаем для того, чтобы стать благим примером этому миру?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.