
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

В чтении, которое мы слышали вчера, Апостол обращался к Коринфянам с вразумлением и объяснял им почему того, кто был отлучен от общения, необходимо простить и принять с любовью. Цель его была проста: он хотел, чтобы церковь не потерпела ущерба, чтобы не восторжествовали дела сатаны, цель которого разделять и разобщать христиан.
Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим как апостол, мудро устраивающий жизнь коринфян, возносит благодарение Богу за то, что Он дает им возможность торжествовать во Христе. Хотя выражение это очень простое, оно, в то же время, оказывается чрезвычайно глубоким. Христианское единство и мир в общине, против которого борется сатана, создается трудом каждого верующего. Трудом апостола, который наставляет учеников, трудом грешника, который исправляется, трудом простых верующих, которые доверяют ему, прощают и принимают в общение. При этом торжество над лукавым происходит во Христе, то есть в единстве со Христом, в единстве Его тела. Это значит, что труды человеческие оказываются не только человеческими. Миру способствует их единство в Теле Христовом, которому они через Евхаристию становятся причастны. Наконец, над всеми их усилиями стоит Бог, Который дает им победу в ответ на их искреннее усилие.
Кроме того очень важно, что апостол говорит не только о своих трудах, но все время употребляет множественное число. Победа, о которой он говорит — это победа всей общины, которая благословлена Богом.
Именно поэтому он пишет: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих». Приводя новый образ и сравнивая веру с благоуханием, он не говорит, что оно заключается в его проповеди, но употребляет местоимение «мы», то есть считает благоуханием всю христианскую жизнь.
Итак, задумаемся! По словам апостола "мы есть благоухание Христа — потому что мы есть Его тело и наша жизнь в мире — есть жизнь в мире самого Христа. Неслучайно и сам Христос говорит однажды ученикам, что принимающий их, принимает через них и Его самого. Как мы знаем в истории восприятие Христа было разным, но очень часто зависело от того, как именно вели себя Его ученики. Апостол пишет, что для одних христианская жизнь в мире — как приятный запах, который дает жизнь, в то время как для других, он же может быть причиной смерти, не физической, конечно, а духовной, но при этом совершенно реальной.
Итак, перед нами удивительный пример. Жизнь христиан в мире, по крайней мере в том виде, в котором она задумана и благословлена Богом, всегда прекрасна и приносит добрые плоды. При этом есть люди, которые ненавидят христиан и из-за этого отвергают Самого Христа, в следствие чего умирают.
И вот перед нами вопрос: кто повинен в их смерти? Апостол пишет, что он не повреждает письма Христова, но проповедует искренне, как от Бога и перед Богом... Но как проповедуем и ведем себя мы? Мир вокруг духовно деградирует и проще всего обвинить его в грехе и нежелании быть со Христом... И все же, гораздо важнее спросить себя, насколько искренне по-христиански мы живем? И что мы делаем для того, чтобы стать благим примером этому миру?
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







