
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 169 зач., I, 12-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Честность и искренность — это те качества, которые мы ценим во всяком человеке. Тем более эти качества мы ожидаем увидеть в человеке верующем. Ведь Сам Иисус Христос прямо призывает Своих учеников в Евангелии: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Как же сделать так, чтобы и наше слово не расходилось с делом? Чтобы мы были прямодушны. Не юлили, не лукавили, не лицемерили, но были прозрачны в чистоте своих помыслов для окружающих людей, сохраняя при этом собственное достоинство, а также предусмотрительность и уважение к собеседнику. Ответ на этот вопрос можно получить, рассуждая над отрывком из 1-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь", в славу Божию, через нас.
Отношения апостола Павла с христианами города Коринф не всегда было гладким. Несмотря на то, что именно он основал здесь первую общину, появились те, кто отказывался признавать его авторитет и влияние. Во время отсутствия апостола они всячески пытались опорочить его репутацию среди простых верующих. Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаем, что одним из упреков, который они предъявляли Павлу, было обвинение в двоедушии. Дескать, на людях он говорит одно, а сам ведет какую-то скрытую игру. Просто преследует свои корыстные интересы, использует возвышенные чувства людей в своих целях.
Поэтому и уделяет апостол сегодня так много внимания теме прямодушия. Он уверяет своих адресатов, что все им сказанное и написанное было сделано в простоте сердца и богоугодной искренности. Ведь дела его известны всем. Выражение, которое на русский язык переведено как «богоугодная искренность», в греческом языке используется для характеристики предмета, способного при свете солнца беспрепятственно пропускать солнечные лучи. Так и Павел утверждает, что его слова и дела могут выдержать испытание светом истины. Нет в нём никакого двойного дна. Его да — это всегда да. А его нет — всегда нет. А потому проблема не в нём. Обыкновенно честности не хватает именно тому, кто во всём видит заговор. Кто разносит сплетни, плетет за спиной интриги. Такой человек сам себе наказание. Ведь он не может принять в простоте душевной Евангелие Христово. Оно не созвучно его внутренним настроениям. Он увидит подвох и в словах Самого Спасителя, не то, что Его учеников.
Важно понять, что искренность и прямодушие — это качества, которые не появляются автоматически просто в силу того, что человек принял Крещение, ходит на богослужения, молится, держит пост и участвует в церковных Таинствах. Это навык, который воспитывается, взращивается, формируется специальным духовным упражнением. Одно из таких упражнений известно Церкви с самых первый дней её существования. На языке христианской аскетики оно называется откровение помыслов.
Безусловно, мы не можем быть открыты всем в равной мере. Но должен быть хотя бы один человек на свете, перед которым у нас не было бы никаких секретов. Перед которым наше внутреннее состояние было бы как на ладони. Обыкновенно такого человека называют духовником. Хорошо, если это священник. Это желательно, но не обязательно. А потому им может быть тот, к кому у нас открыта душа, и кто подобно нам старается идти путём веры Христовой, применять к своей жизни написанное в Евангелии. Главное, чтобы такой человек был доступен мне в любое время и для обсуждения любого вопроса. Ведь я мастер водить самого себя за нос и объяснять происходящее вокруг и внутри меня так, как мне это выгодно. А выгодно мне всегда оправдывать себя и винить во всех своих проблемах обстоятельства и других людей. И мне нужен помощник, который выводил бы меня из моей головы на свет Божий. Чтобы я учился смотреть на себя со стороны. Чтобы мои слова не расходились с делами. Чтобы мое «да» было просто «да», а мое «нет» — просто «нет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер