
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 167 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Скорби и страдания — какой в них смысл? Как с ними справляться? Извечные вопросы, на которые человек постоянно ищет ответы. Ценные и глубокие мысли по этому поводу мы можем найти в отрывке из 1 главы 2 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Слово, которое на русский язык переведено как «скорбь», имеет в греческом языке такие смысловые оттенки как тяжесть, бремя, гнёт. Другими словами, скорбь — это груз, который давит на человека. Его источником может быть всё что угодно. Обстоятельства, другие люди, собственные немощи. Каждый из нас в своей жизни так или иначе испытывает подобное давление. Каждый, безусловно, тяготится им и стремится сбросить его с себя. Жизнь в скорби воспринимается нами как недоразумение или даже проклятие. «За что мне эта участь? — вздыхаем мы, — Когда же всё это закончится?» И, порой кажется, что, чем больше мы пытаемся убежать от страданий, тем крепче они цепляются за нас.
Казалось бы, где, как не в Церкви искать прибежище и утешение. Кто как не Бог может избавить меня от этого бремени скорбей и облегчить мне жизнь. Однако из только что прозвучавшего отрывка становится очевидным, что христианство не гарантирует человеку беззаботное существование. Даже наоборот. Апостол Павел говорит, что и у верующего человека страдания могут умножаться. Что же тогда делать?
Вспоминается известное изречение: «Если не можешь победить врага, возглавь его». Именно по такому принципу и предлагает действовать апостол. От страданий не убежишь. Так устроен наш мир. Даже Бог страдал во время Своего земного пути. Однако есть рецепт, как преобразовать эту энергию и заставить ее служить на пользу себе и окружающим.
Всякую скорбь, по словам апостола, необходимо переносить ради Христа. Делать свое страдание не своим личным, но страданием Христовым. Что это означает? А означает это то, что любая моя боль, как некогда боль Спасителя, должна иметь высокую цель. И я сам способен наполнить ее этим содержанием. Я сам, своими действиями, могу выбрать: страдаю ли я из-за чего-то или же я страдаю для чего-то. Я страдаю, потому что мне просто не повезло, потому что мир плохой, люди злые, Бог равнодушный. Или же для того, чтобы принести пользу тем, кто меня окружает.
Общеизвестная истина: если я оказался в сложной ситуации, если на душе темно и тяжко, по-настоящему понять, поддержать и помочь мне прожить этот нелегкий период может именно тот, кто или сам идёт этой же дорогой или тот, кто уже её прошёл. Апостол Павел формулирует этот принцип предельно ясно: «Тот, кто прошел искушения, может теперь помочь искушаемым».
Итак, перед нами выбор. Можно сидеть и жаловаться на судьбу, копить в себе злобу, боль и недовольство из-за того, что эта жизнь постоянно преподносит мне неприятные сюрпризы. А можно смотреть на свои страдания как на призыв к высокому служению. Ведь пройдя через них, мы приобрели бесценный опыт. И теперь ради Христа мы можем делиться с другими бедолагами тем, как мы пробрались через эту тьму. И каждому из нас есть, о чем рассказать. Это и есть служение. И чем интенсивнее мы занимаемся этим служением, тем больше милости на нас изливает Господь. Во время самых тяжёлых испытаний Он дает нашему сердцу великое утешение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер