
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 167 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Скорби и страдания — какой в них смысл? Как с ними справляться? Извечные вопросы, на которые человек постоянно ищет ответы. Ценные и глубокие мысли по этому поводу мы можем найти в отрывке из 1 главы 2 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Слово, которое на русский язык переведено как «скорбь», имеет в греческом языке такие смысловые оттенки как тяжесть, бремя, гнёт. Другими словами, скорбь — это груз, который давит на человека. Его источником может быть всё что угодно. Обстоятельства, другие люди, собственные немощи. Каждый из нас в своей жизни так или иначе испытывает подобное давление. Каждый, безусловно, тяготится им и стремится сбросить его с себя. Жизнь в скорби воспринимается нами как недоразумение или даже проклятие. «За что мне эта участь? — вздыхаем мы, — Когда же всё это закончится?» И, порой кажется, что, чем больше мы пытаемся убежать от страданий, тем крепче они цепляются за нас.
Казалось бы, где, как не в Церкви искать прибежище и утешение. Кто как не Бог может избавить меня от этого бремени скорбей и облегчить мне жизнь. Однако из только что прозвучавшего отрывка становится очевидным, что христианство не гарантирует человеку беззаботное существование. Даже наоборот. Апостол Павел говорит, что и у верующего человека страдания могут умножаться. Что же тогда делать?
Вспоминается известное изречение: «Если не можешь победить врага, возглавь его». Именно по такому принципу и предлагает действовать апостол. От страданий не убежишь. Так устроен наш мир. Даже Бог страдал во время Своего земного пути. Однако есть рецепт, как преобразовать эту энергию и заставить ее служить на пользу себе и окружающим.
Всякую скорбь, по словам апостола, необходимо переносить ради Христа. Делать свое страдание не своим личным, но страданием Христовым. Что это означает? А означает это то, что любая моя боль, как некогда боль Спасителя, должна иметь высокую цель. И я сам способен наполнить ее этим содержанием. Я сам, своими действиями, могу выбрать: страдаю ли я из-за чего-то или же я страдаю для чего-то. Я страдаю, потому что мне просто не повезло, потому что мир плохой, люди злые, Бог равнодушный. Или же для того, чтобы принести пользу тем, кто меня окружает.
Общеизвестная истина: если я оказался в сложной ситуации, если на душе темно и тяжко, по-настоящему понять, поддержать и помочь мне прожить этот нелегкий период может именно тот, кто или сам идёт этой же дорогой или тот, кто уже её прошёл. Апостол Павел формулирует этот принцип предельно ясно: «Тот, кто прошел искушения, может теперь помочь искушаемым».
Итак, перед нами выбор. Можно сидеть и жаловаться на судьбу, копить в себе злобу, боль и недовольство из-за того, что эта жизнь постоянно преподносит мне неприятные сюрпризы. А можно смотреть на свои страдания как на призыв к высокому служению. Ведь пройдя через них, мы приобрели бесценный опыт. И теперь ради Христа мы можем делиться с другими бедолагами тем, как мы пробрались через эту тьму. И каждому из нас есть, о чем рассказать. Это и есть служение. И чем интенсивнее мы занимаемся этим служением, тем больше милости на нас изливает Господь. Во время самых тяжёлых испытаний Он дает нашему сердцу великое утешение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.