2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как правило, апостолы были самыми простыми людьми. Церковь, воспевая Дух Святой, такими словами говорит об апостолах и действии Святого Духа в них: «Всё подаёт Дух Святой: источает пророчества, посвящает священников, безграмотных [апостолов] научил мудрости, рыбаков сделал богословами, составляет всё устроение Церкви...». Действительно, большинство апостолов были в прямом смысле безграмотными людьми. Но при этом были среди них и исключения, в частности, — апостол Павел. Он не был безграмотным, не был он и рыбаком. Несмотря на образованность сам апостол предпочитал думать о себе как о невежде и о простаке. Именно так он и охарактеризовал себя в 11-й главе Второго послания к Коринфянам, отрывок из которого читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его и попытаемся понять, что именно подразумевал апостол Павел под собственным невежеством.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Конечно, говоря о своём невежестве, апостол Павел сделал важную оговорку: «хотя я и невежда в слове, но не в познании». Но даже с учётом этой оговорки его слова звучат чрезвычайно странно: уж если он «невежда в слове», то кто тогда не невежда? Видимо, среди апостолов не было людей, о которых можно было бы сказать, что они в совершенстве овладели искусством красноречия и могли состязаться в этом искусстве с нехристианскими ораторами, и здесь апостол Павел дискутирует не с апостолами и сравнивает себя не с ними, а с теми людьми, которые подвергали сомнению апостольский авторитет Павла, основываясь в том числе и на его слабом знакомстве с греческим искусством красноречия.
Многие исследователи Нового Завета утверждают, что дело обстояло именно так: в Коринфе нашлись замечательные с технической точки зрения ораторы, которые благодаря своему красноречию стали чрезвычайно популярны среди христиан, и, как предполагал святитель Феофан Затворник, «иные коринфяне, увлекаясь красноречием этих пришельцов, говорили: вот так учители, а у того что за язык?!». Действительно, везде и всегда людям свойственно слушать не тех, кто говорит разумное и полезное, а тех, кто умеет говорить красиво и убедительно. К сожалению, первое со вторым совпадает далеко не всегда, и зачастую особую популярность приобретают как раз первые, то есть те, кто либо от природы наделён красноречием, либо приобрёл его путём обучения. У апостолов не было ни времени, ни желания овладевать ораторским искусством, к тому же, они не были греками, соответственно, греческий язык не был для них родным, естественно, что, пользуясь этим языком, они проигрывали его природным носителям.
Апостол Павел призывал обращать внимание не на слова, а на их смысл. Слова могут быть неточными, формулировки — не самыми удачными, фразы — не яркими, но при этом за ними может скрываться тот смысл, овладение которым способно привести человека к блаженной вечности. Такими были слова апостолов. Павел был готов к унижениям ради того, чтобы коринфские христиане не остались без апостольского назидания, по этой причине он написал в Коринф такие слова: «Примите меня, хотя как неразумного» (2Кор. 11:16). Их можно перефразировать так: «Хорошо, я согласен быть в ваших глазах глупцом, но выслушайте меня хотя бы как глупца». И уже в этой краткой фразе можно увидеть ту мудрость, которая превосходит человеческую и имеет своим источником Дух Святой: апостол Павел не боялся показаться глупцом, он не страшился попрания своего авторитета, у него вызывало опасение лишь духовное состояние коринфских христиан, и ради того, чтобы никто из коринфян не погиб, Павел был готов к унижению. Такая готовность роднит апостола с Господом нашим Иисусом Христом, и представляет собой одно из проявлений высшей мудрости, мудрости, подаваемой Духом Святым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов