
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам время от времени приходится отстаивать свои права и достоинство. Иной раз может сложиться ощущение, что для христиан такое занятие — не самое похвальное, и что оно противоречит тому смирению, к которому нас призывает Евангелие. Впрочем, здесь возникает вопрос о том, что именно понимать под смирением, это слово включает в себя слишком многое, и далеко не все его значения совпадают с христианским смыслом смирения. Апостолу Павла регулярно приходилось бороться за свои человеческие и гражданские права, а также отстаивать своё апостольское достоинство, следовательно, в самом этом действии нет чего-то предосудительного, и нет никакого греха, грех же появляется тогда, когда человек начинает воспринимать себя самого не тем, кем он является, и требовать того, чего он требовать не вправе. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения отрывок из 9-й и 10-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам, и попытаемся понять, каким образом апостол Павел боролся с несправедливостью в отношении себя самого.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Апостола Павла много в чем упрекали и обвиняли. В его посланиях можно найти упоминание обвинений в финансовой нечистоплотности, в лукавстве, упрёков относительно строгости его посланий в противовес личной слабости, а также сомнений относительно его апостольского достоинства. На все это апостол вынужден был реагировать, он не мог оставить без внимания негативное к нему отношение по одной простой причине: если бы люди поверили клевете, то он не смог бы действовать среди них так, как подобает действовать апостолу, он не смог бы убедительно возвещать истину Христова Воскресения. Очевидно, что простого отрицания обвинений в таких случаях не бывает достаточно, необходимо нечто большее, нужны какие-то аргументы. Но как их найти, если обвинения нелепы? И как письменно донести свою позицию тем людям, которые попали под непосредственное влияние врагов апостола? Перед Павлом стояла почти неразрешимая задача, но он все же сумел найти нужные слова. Вообще, его апологетическая речь занимает четыре главы Второго послания к Коринфянам, и сегодня мы услышали лишь самое ее начало.
Павел не стал отрицать свою слабость в личном присутствии в сравнении с его посланиями, он поступил изящнее. Апостол написал, что он, действительно, «лично между вами скромен, а заочно против вас отважен», но сделал из этого совершенно замечательный вывод — он перешёл к кротости и снисхождению Христовым: «убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Иными словами, Павел через указание на Христа дал понять своим адресатам, что скромность в личном присутствии вовсе не может быть чем-то предосудительным, соответственно, те, кто ставит ему в вину скромность, попросту не помнят о Христе, и верить таким людям не стоит. Этот вывод апостол не навязывает своим читателям, они должны сделать его сами, и в таком подходе тоже являет себя апостольская мудрость: никто не любит навязанных выводов, и все стремятся к тому, чтобы делать независимые умозаключения, да и верим мы только тем истинам, до которых дошли своим умом.
Далее апостол Павел сделал ещё один изящный апологетический ход: он упомянул разницу между поступками «по плоти» и действиями духовными. Такое упоминание тоже было продиктовано желанием заставить коринфских христиан задуматься о том, каким образом они смотрят на действия апостола. Оценивают ли они их исключительно с плотской точки зрения, или же они смотрят на них через призму духовного восприятия реальности? Павел напомнил коринфянам, что судить о его действиях необходимо как о духовных, памятуя, что он, как и его адресаты, служит не плоти, а Христу.
В словах апостола мы не найдём ни агрессии, ни злобы, ни раздражения, ни унижения оппонентов, Павел в высшей степени корректен, и несмотря на причинённые ему скорби, он проявлял удивительную мудрость и спокойствие, так поступать он мог по той лишь причине, что переживал он не за себя, а за дело Христово.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.