2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам время от времени приходится отстаивать свои права и достоинство. Иной раз может сложиться ощущение, что для христиан такое занятие — не самое похвальное, и что оно противоречит тому смирению, к которому нас призывает Евангелие. Впрочем, здесь возникает вопрос о том, что именно понимать под смирением, это слово включает в себя слишком многое, и далеко не все его значения совпадают с христианским смыслом смирения. Апостолу Павла регулярно приходилось бороться за свои человеческие и гражданские права, а также отстаивать своё апостольское достоинство, следовательно, в самом этом действии нет чего-то предосудительного, и нет никакого греха, грех же появляется тогда, когда человек начинает воспринимать себя самого не тем, кем он является, и требовать того, чего он требовать не вправе. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения отрывок из 9-й и 10-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам, и попытаемся понять, каким образом апостол Павел боролся с несправедливостью в отношении себя самого.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Апостола Павла много в чем упрекали и обвиняли. В его посланиях можно найти упоминание обвинений в финансовой нечистоплотности, в лукавстве, упрёков относительно строгости его посланий в противовес личной слабости, а также сомнений относительно его апостольского достоинства. На все это апостол вынужден был реагировать, он не мог оставить без внимания негативное к нему отношение по одной простой причине: если бы люди поверили клевете, то он не смог бы действовать среди них так, как подобает действовать апостолу, он не смог бы убедительно возвещать истину Христова Воскресения. Очевидно, что простого отрицания обвинений в таких случаях не бывает достаточно, необходимо нечто большее, нужны какие-то аргументы. Но как их найти, если обвинения нелепы? И как письменно донести свою позицию тем людям, которые попали под непосредственное влияние врагов апостола? Перед Павлом стояла почти неразрешимая задача, но он все же сумел найти нужные слова. Вообще, его апологетическая речь занимает четыре главы Второго послания к Коринфянам, и сегодня мы услышали лишь самое ее начало.
Павел не стал отрицать свою слабость в личном присутствии в сравнении с его посланиями, он поступил изящнее. Апостол написал, что он, действительно, «лично между вами скромен, а заочно против вас отважен», но сделал из этого совершенно замечательный вывод — он перешёл к кротости и снисхождению Христовым: «убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Иными словами, Павел через указание на Христа дал понять своим адресатам, что скромность в личном присутствии вовсе не может быть чем-то предосудительным, соответственно, те, кто ставит ему в вину скромность, попросту не помнят о Христе, и верить таким людям не стоит. Этот вывод апостол не навязывает своим читателям, они должны сделать его сами, и в таком подходе тоже являет себя апостольская мудрость: никто не любит навязанных выводов, и все стремятся к тому, чтобы делать независимые умозаключения, да и верим мы только тем истинам, до которых дошли своим умом.
Далее апостол Павел сделал ещё один изящный апологетический ход: он упомянул разницу между поступками «по плоти» и действиями духовными. Такое упоминание тоже было продиктовано желанием заставить коринфских христиан задуматься о том, каким образом они смотрят на действия апостола. Оценивают ли они их исключительно с плотской точки зрения, или же они смотрят на них через призму духовного восприятия реальности? Павел напомнил коринфянам, что судить о его действиях необходимо как о духовных, памятуя, что он, как и его адресаты, служит не плоти, а Христу.
В словах апостола мы не найдём ни агрессии, ни злобы, ни раздражения, ни унижения оппонентов, Павел в высшей степени корректен, и несмотря на причинённые ему скорби, он проявлял удивительную мудрость и спокойствие, так поступать он мог по той лишь причине, что переживал он не за себя, а за дело Христово.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России