
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам время от времени приходится отстаивать свои права и достоинство. Иной раз может сложиться ощущение, что для христиан такое занятие — не самое похвальное, и что оно противоречит тому смирению, к которому нас призывает Евангелие. Впрочем, здесь возникает вопрос о том, что именно понимать под смирением, это слово включает в себя слишком многое, и далеко не все его значения совпадают с христианским смыслом смирения. Апостолу Павла регулярно приходилось бороться за свои человеческие и гражданские права, а также отстаивать своё апостольское достоинство, следовательно, в самом этом действии нет чего-то предосудительного, и нет никакого греха, грех же появляется тогда, когда человек начинает воспринимать себя самого не тем, кем он является, и требовать того, чего он требовать не вправе. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения отрывок из 9-й и 10-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам, и попытаемся понять, каким образом апостол Павел боролся с несправедливостью в отношении себя самого.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Апостола Павла много в чем упрекали и обвиняли. В его посланиях можно найти упоминание обвинений в финансовой нечистоплотности, в лукавстве, упрёков относительно строгости его посланий в противовес личной слабости, а также сомнений относительно его апостольского достоинства. На все это апостол вынужден был реагировать, он не мог оставить без внимания негативное к нему отношение по одной простой причине: если бы люди поверили клевете, то он не смог бы действовать среди них так, как подобает действовать апостолу, он не смог бы убедительно возвещать истину Христова Воскресения. Очевидно, что простого отрицания обвинений в таких случаях не бывает достаточно, необходимо нечто большее, нужны какие-то аргументы. Но как их найти, если обвинения нелепы? И как письменно донести свою позицию тем людям, которые попали под непосредственное влияние врагов апостола? Перед Павлом стояла почти неразрешимая задача, но он все же сумел найти нужные слова. Вообще, его апологетическая речь занимает четыре главы Второго послания к Коринфянам, и сегодня мы услышали лишь самое ее начало.
Павел не стал отрицать свою слабость в личном присутствии в сравнении с его посланиями, он поступил изящнее. Апостол написал, что он, действительно, «лично между вами скромен, а заочно против вас отважен», но сделал из этого совершенно замечательный вывод — он перешёл к кротости и снисхождению Христовым: «убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Иными словами, Павел через указание на Христа дал понять своим адресатам, что скромность в личном присутствии вовсе не может быть чем-то предосудительным, соответственно, те, кто ставит ему в вину скромность, попросту не помнят о Христе, и верить таким людям не стоит. Этот вывод апостол не навязывает своим читателям, они должны сделать его сами, и в таком подходе тоже являет себя апостольская мудрость: никто не любит навязанных выводов, и все стремятся к тому, чтобы делать независимые умозаключения, да и верим мы только тем истинам, до которых дошли своим умом.
Далее апостол Павел сделал ещё один изящный апологетический ход: он упомянул разницу между поступками «по плоти» и действиями духовными. Такое упоминание тоже было продиктовано желанием заставить коринфских христиан задуматься о том, каким образом они смотрят на действия апостола. Оценивают ли они их исключительно с плотской точки зрения, или же они смотрят на них через призму духовного восприятия реальности? Павел напомнил коринфянам, что судить о его действиях необходимо как о духовных, памятуя, что он, как и его адресаты, служит не плоти, а Христу.
В словах апостола мы не найдём ни агрессии, ни злобы, ни раздражения, ни унижения оппонентов, Павел в высшей степени корректен, и несмотря на причинённые ему скорби, он проявлял удивительную мудрость и спокойствие, так поступать он мог по той лишь причине, что переживал он не за себя, а за дело Христово.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.