
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 173 зач., III, 4-11

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, надо проблемой отношения между формой и содержанием – применительно к религиозной жизни? Вот, например, что важнее – соблюдать установленный церковным уставом постный день – или с лёгкостью переступить через эту форму ради, например, семейного праздника – сохранив воздержание как принцип поста в виде ограничения в количестве еды? В сегодняшнем чтении из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам нам предлагается интересное и необычное понимание, как решить вопрос между формой и содержанием.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,-
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
С первого взгляда может показаться, что апостол Павел однозначно ратует за приоритет содержания над формой. Да, действительно — служение формам — в нашем случае чётким, однозначным установлениям закона Моисея — само по себе оказывается убийственным: потому что никто, ни один человек не в состоянии исполнить все эти требования безупречно. Но — это только на первый взгляд. Если вчитаться дальше, вопрос раскрывается куда более сложно и интересно.
Дело вовсе не в том, что в этой оппозиции «форма» — «содержание» необходимо занять только одну из сторон. Конечно, я легко могу себе представить лозунг крайне либерального прочтения христианства в виде «Долой форму — да здравствует содержание!». Но вот противоположный призыв — «Долой содержание, да здравствует форма!» — вообще невообразим. Даже если взять в качестве примера старообрядцев с их трепетным отношением именно к формам религиозной жизни — они потому-то и были для них бесконечно дороги, что в их сознании внешние действия находились в постоянном взаимодействии с содержанием, и поэтому изменение форм не могло не повлиять и на содержание. Поэтому любая попытка «улучшить», «скорректировать», «исправить» устоявшиеся формы религиозности воспринимались как подрыв основ и разрушение. Как говорится, «работает — не трогай!» Правда, для начала следует убедиться, что на самом деле форма — работает, а не лишь создаёт иллюзию. Ну об этом пока не будем.
Итак, оппозиция «или форма — или содержание» — во многом является искусственной. Потому что содержание без формы оказывается безформенным, а форма без содержания — пустой. Но здесь есть интересный парадокс — который я бы пояснил на простом примере. Возьмём обыкновенную бутыль для воды. На производстве изготавливают бутыль — и в чём её содержание? В... появлении пустоты! Бутыль, в которой пустоты нет — уже не бутыль, а бесполезный кусок стекла или пластмассы.
Другими словами, мы создаём бутылку — форму — а пользуемся появляющейся благодаря этой форме пустотой. Вернёмся теперь к словам апостола. «Буква убивает — Дух животворит». Посмотрим теперь через ракурс «форма содержательна, а содержание всегда оформленно». Или, если в динамике, тогда так: дух творит себе форму, а форма поддерживает, сохраняет дух. Вернувшись к нашему образу с бутылкой, попробуем сформулировать так: буква закона — то есть форма — важна ровно постольку, поскольку создаёт... духовную пустоту, разряжённость, недостаточность формы самой по себе — только наполнение которой Духом и оправдывает её содержание.
Что это значит применительно к вопросу, который мы поставили в самом начале — как правильно понять роль и значение формы и содержания в духовной жизни? Ответ я бы предложил такой: если формы нашей религиозности приводят нас к острой потребности в Боге, ощущении собственной опустошённости, высокой степени «содержательной разряженности» — и через это к сильнейшей жажде Бога — ура, форма сработала на отлично! Духу будет, куда прийти! А если, напротив, исполнение формы наполняет успокоением, самодовольством и превозношением над теми, кто грешит и ничего не соблюдает — значит, моя «духовная бутыль» оказалась запаяна и какой бы изящной формы ни была — а стала совершенно бесполезной! Именно об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Помоги же нам, Господи, почаще задавать себе вопрос — на самом ли деле наша религиозная обрядовость опустошает нас от самодостаточности?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема