2 Кор., 177 зач., IV, 13-18.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Римской империи, когда полководец с триумфом возвращался домой, ему оказывали различные почести. Он был окружён ореолом славы, всеобщего восхищения и почитания. В его честь организовывали грандиозное шествие, в котором принимали участие и высокие сановники, и жрецы, и армия, и даже пленники. Однако для того, чтобы победитель не возгордился, чтобы напомнить ему, что и он простой человек, и то, что он сейчас испытывает, мимолётно, толпа не только выражала ему свое восхищение, но и выкрикивала: «Оглянись и помни, что ты умрёшь!» Воины, которые шли в самом конце триумфального шествия не только пели хвалебные песни, но и отпускали грубые шутки и даже оскорбления в адрес своего полководца.
Апостол Павел заимствует этот образ для того, чтобы указать верующим на парадоксальность той ситуации, в которой оказались последователи Христа. С одной стороны, человек, который посвятил свою жизнь исполнению евангельских заповедей, носит в себе благодать Святого Духа, имеет особые духовные дарования, то есть может в определённые периоды жизни ощущать себя подобно триумфатору. Однако, с другой, окружающая действительность устроена так, чтобы постоянно сдерживать в нём чувство превосходства. Она напоминает нам, что кем бы мы ни были, мы остаёмся смертными людьми, стеснёнными разного рода внутренними и внешними обстоятельствами. Наше тело остаётся тленным, подверженным болезням и страданиям, нас окружают люди, которые могу доставить нам различные неприятности, внутри нас с той или иной силой действуют страсти. А потому мы напоминаем человека, который хранит бесценное сокровище в простом глиняном сосуде. Адекватное восприятие происходящего вокруг как раз и заключается в том, чтобы мы помнили об этом. Помнили о том, что наше достояние — это немощь, сила, которой мы обладаем, имеет свой источник в Боге, от Которого мы полностью зависимы. И в конечном счёте мы можем положиться только на Него, на действие Его благодати, и лишь в последнюю очередь на свои таланты.
Осознание этого рождает в душе человека смирение. Речь идёт не о пассивности и бесхребетности. Этимология слова «смирение» связана с понятием меры. Смиренный — тот, кто видит свой предел. Чётко понимает, что зависит от него, а что от Бога. Остро ощущает границы своих возможностей. Апостол Павел был тем, кто опытом своей жизни прекрасно усвоил этот урок. А потому он и придаёт такое большое значение вере. Для него это не просто убеждённость в том, что Бог есть. Вера для него в первую очередь — способность, ощущая свою ограниченность, в нужный момент отпускать ситуацию, предоставляя свободу действовать Творцу. В этом и заключается грандиозная задача, которая стоит перед всяким человеком — найти ключ к подобному сотрудничеству с Богом. Лишь таким образом даже при всей человеческой немощи в нашей жизни и жизни тех, кто нас окружает, будет совершаться Божественная сила и слава.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди