2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в жизни такие ситуации, в которых по доброй воле не хочет оказаться ни один человек. Это те ситуации, в которых от нас перестаёт что-либо зависеть. Апостолы Христовы во время своего миссионерского служения неоднократно оказывались в тюрьмах, иногда над ними нависала опасность казни, и от них уже ничего не зависело, ведь решение принимали не они. Доводилось апостолам подвергаться и нападению разъярённой толпы, и тогда от них тоже переставало что-либо зависеть. К таким ситуациям можно относиться по-разному, кого-то они могут сломать, ну а апостолы находили в них путь к укреплению веры во Христа. Об этом мы можем прочитать в 1-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
В начале только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Коринфянам Павел упомянул некую скорбь, бывшую в Асии. Чаще всего исследователи видят в этих словах отсылку к событиям, которые были описаны апостолом Лукой в 19-й книге Деяний святых апостолов, там содержится рассказ о восстании ремесленника Димитрия, причиной восстания послужила апостольская проповедь против языческих заблуждений и поклонения статуям богини Артемиды. Уход людей от поклонения Артемиде лишил бы Димитрия и его коллег заработка, а потому они устроили мятеж, который явился совершенной неожиданностью для апостолов. Судя по всему, опасность была чрезвычайно велика, каковой она бывает во время разгула народной стихии.
Результатом пережитого опыта стало то, что апостол Павел выразил в услышанном нами отрывке: апостолы оставили какую-либо надежду на самих себя, вместо этого они всецело перешли к надежде на Бога, «воскрешающего мёртвых».
Кому-то может показаться, что такая позиция — надежда на Бога — это удел слабых людей, тех, кто отказался от ответственности за свою жизнь. Такое мнение было бы справедливо в том случае, если бы апостолы после случившегося с ними прекратили свою миссионерскую деятельность, и не стали бы подвергать себя риску в дальнейшем. Они же, как мы знаем, поступили иначе: они, научившись надежде лишь на Бога, укрепились в выбранном ими пути, и свою миссию апостолы не только не прекратили, напротив, они её усилили. Надежда на Бога предполагает, что тот, кто ее обрёл, начинает поступать так, как того требует Бог, и такой человек не станет уклоняться от исполнения воли Бога. Надежда на Бога напрямую связана с мужеством, верой и любовью, они являются её предшественниками, и они же — следствиями.
Если мы посмотрим на жизнь апостолов чуть шире, то мы увидим, что в их жизни не было тех моментов, в которые их вера бы пошатнулась. Гонения, избиения, взятия под стражу, постоянное полунищенское существование, предательство и непонимание — всё это не лишило апостолов веры, они не начали сомневаться во Христе, напротив, все эти злоключения лишь укрепили их веру. Апостолы удивительным и для многих наших современников непостижимым образом умели во всём — и в добром, и в трагическом — ощущать всесильную руку Божию, они умели любое вторжение Бога в жизнь человека обращать на пользу своим душам и видеть в проявлениях присутствия Божия в этом мире путь, ведущий ко спасению.
Это очень полезный навык, ведь тот, кто сумеет его обрести, уже никогда не станет смущаться от неизбежно происходящих в нашей жизни печальных событий, такой человек будет пребывать с Богом в любой, даже самой страшной, ситуации. Давайте помолимся святым Христовым апостолам, чтобы они исходатайствовали у Бога для нас эту способность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема