
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в жизни такие ситуации, в которых по доброй воле не хочет оказаться ни один человек. Это те ситуации, в которых от нас перестаёт что-либо зависеть. Апостолы Христовы во время своего миссионерского служения неоднократно оказывались в тюрьмах, иногда над ними нависала опасность казни, и от них уже ничего не зависело, ведь решение принимали не они. Доводилось апостолам подвергаться и нападению разъярённой толпы, и тогда от них тоже переставало что-либо зависеть. К таким ситуациям можно относиться по-разному, кого-то они могут сломать, ну а апостолы находили в них путь к укреплению веры во Христа. Об этом мы можем прочитать в 1-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
В начале только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Коринфянам Павел упомянул некую скорбь, бывшую в Асии. Чаще всего исследователи видят в этих словах отсылку к событиям, которые были описаны апостолом Лукой в 19-й книге Деяний святых апостолов, там содержится рассказ о восстании ремесленника Димитрия, причиной восстания послужила апостольская проповедь против языческих заблуждений и поклонения статуям богини Артемиды. Уход людей от поклонения Артемиде лишил бы Димитрия и его коллег заработка, а потому они устроили мятеж, который явился совершенной неожиданностью для апостолов. Судя по всему, опасность была чрезвычайно велика, каковой она бывает во время разгула народной стихии.
Результатом пережитого опыта стало то, что апостол Павел выразил в услышанном нами отрывке: апостолы оставили какую-либо надежду на самих себя, вместо этого они всецело перешли к надежде на Бога, «воскрешающего мёртвых».
Кому-то может показаться, что такая позиция — надежда на Бога — это удел слабых людей, тех, кто отказался от ответственности за свою жизнь. Такое мнение было бы справедливо в том случае, если бы апостолы после случившегося с ними прекратили свою миссионерскую деятельность, и не стали бы подвергать себя риску в дальнейшем. Они же, как мы знаем, поступили иначе: они, научившись надежде лишь на Бога, укрепились в выбранном ими пути, и свою миссию апостолы не только не прекратили, напротив, они её усилили. Надежда на Бога предполагает, что тот, кто ее обрёл, начинает поступать так, как того требует Бог, и такой человек не станет уклоняться от исполнения воли Бога. Надежда на Бога напрямую связана с мужеством, верой и любовью, они являются её предшественниками, и они же — следствиями.
Если мы посмотрим на жизнь апостолов чуть шире, то мы увидим, что в их жизни не было тех моментов, в которые их вера бы пошатнулась. Гонения, избиения, взятия под стражу, постоянное полунищенское существование, предательство и непонимание — всё это не лишило апостолов веры, они не начали сомневаться во Христе, напротив, все эти злоключения лишь укрепили их веру. Апостолы удивительным и для многих наших современников непостижимым образом умели во всём — и в добром, и в трагическом — ощущать всесильную руку Божию, они умели любое вторжение Бога в жизнь человека обращать на пользу своим душам и видеть в проявлениях присутствия Божия в этом мире путь, ведущий ко спасению.
Это очень полезный навык, ведь тот, кто сумеет его обрести, уже никогда не станет смущаться от неизбежно происходящих в нашей жизни печальных событий, такой человек будет пребывать с Богом в любой, даже самой страшной, ситуации. Давайте помолимся святым Христовым апостолам, чтобы они исходатайствовали у Бога для нас эту способность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов