2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим из нас сегодня кажется, что непременным условием настоящей свободы оказывается богатство. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы второго послания апостола Павла к кориняфанам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Отрывок, который мы сейчас услышали, — это часть пространной речи апостола Павла, в которой он просит коринфских христиан оказать финансовую помощь иерусалимской общине. «Вы верите, — говорит он, — это прекрасно. Как прекрасны ваши речи и стремление к познанию и вообще всякое усердие... Но проявите своё христианство на практике и окажите реальную помочь братьям, которые оказались в трудной ситуации». Апостол не принуждал христиан Коринфа, хотя как основатель их общины мог бы говорить в других выражениях. Вместо этого он просто привёл им в пример другие общины, которые проявили свою щедрость, что для коринфян должно было стать своеобразным вызовом.
В обычной жизни люди уверены, что деньги позволяют им действовать свободнее, потому что свободу мы ассоциируем с удовлетворением желаний. Захотелось съесть то или иное блюдо — пошёл в ресторан и съел, захотелось побывать на курорте — купил билеты и слетал. Не случайно же есть выражение «любой каприз за ваши деньги». Но является ли возможность удовлетворить любой свой каприз, любой грех и страсть настоящей свободой? Думаю, что нет, и это очевидно. И дело не в каком-то христианском морализаторстве, но просто в объективной оценке. Желания у человека могут быть разными. Несомненно, часть из них можно удовлетворить с помощью денег. Но опыт показывает, что привычка удовлетворять желания таким способом приводит к тому, что человек распространяет её на все прочие сферы жизни. Например, ему хочется, чтобы дети его любили и уважали, и он заваливает их подарками... покупая их эмоции. Хочется мирных отношений с супругой или супругом — то же самое. Зачем тратить время на установление личных связей, зачем просить прощения, если обидел, ведь всё могут решить деньги. Естественно, не всегда это так, но опасность очень велика. Стремясь к подлинной свободе, человек призван стать свободным и от этих порочных стратегий в своём поведении. От скупости, от превозношения, которое является частым спутником богатства.
Понимая это, апостол Павел призывает учеников осознать жертвенность Христову и «обогатиться Его нищетою». С филологической точки зрения, это звучит как оксюморон, потому что нищета не может быть богатой. И всё же обогатиться нищетой вполне возможно, так как нищета даёт новый опыт восприятия реальности, в ней есть только ты и Бог, Которому ты доверяешь. Не своим силам, не своим деньгам, но Ему, Творцу мира. При этом важно понимать, что апостол не призывал учеников совершенно всё отдать христианам Иерусалима или кому бы то ни было ещё. Его призыв был призывом к тому, чтобы научиться щедрости и жертвенности, а через них обрести опыт деятельной любви и настоящей свободы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер