2 Сол., 276 зач., II, 13 — III, 5.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с хвалы, которую апостол воздает Богу. Хотя он сам по праву может называться основателем Фессалоникийской общины, он говорит, что именно Бог возлюбил и избрал их через благовествование проповедников. Может показаться, что, по мысли апостола, от людей ничего не зависит... А раз не зависит — нет в наших отношениях с Богом ни свободы, ни ответственности. Если Бог избрал одних — значит не избрал других, а это несправедливо и снимает с человека всякую ответственность. Но присмотримся к тексту внимательнее.
Апостол действительно говорит о том, что Бог возлюбил его учеников и от начала избрал их к спасению. Однако освящение учеников Духом, которое происходит по воле Бога, соседствует с верой, которая происходит от людей. Господь избирает тех, кто откликнулся на призыв благовестников. В этом призвании и избрании нет ничего необычного, мы постоянно сталкиваемся с ним в жизни.
Представим себе, что учитель собирается выбрать среди учеников несколько человек, которых отправит на олимпиаду. На что в своем выборе он будет опираться? Очевидно, на интересы самих учеников. Он выберет сам, но не того, кого захочет, а того, кто хорошо разбирается в предмете. Можно ли сказать, что учитель выбирает самостоятельно? Конечно. Произвольно? Да, его никто не заставляет выбирать тех, а не других. Но при этом он выбирает учеников, которые любят его предмет. Любит не ради олимпиады, а просто по внутреннему расположению. Почему ученик мог полюбить предмет? Вполне возможно, потому что учебник написан интересно и талантливо. Итак, у нас есть избирающий, есть тот, кто помог сделать выбор тем, что заинтересовал, и есть тот, кто любит знание и готов прилагать усилия, для того чтобы узнать еще больше. Все трое свободны, и никто никого не заставляет... Может ли учитель выбрать того, кто не знает и не любит его предмет? Может, но это будет насилием и ничем хорошим не закончится. Когда апостол пишет Фесалоникийцам, что они избраны Богом, он имеет в виду нечто подобное.
Еще больше ответственность учеников подчеркивается призывом апостола держаться предания, как словесного, так и письменного.
Что может подумать современный человек, услышав слово «предание»? Например, кто-нибудь, рассказывая о своих предках, может употребить фразу «по семейному преданию», которая будет обозначать устный рассказ, для которого нет никаких подтверждений. В таком случае «предание» может быть просто чем-то интересным, но не тем, на что можно опереться, чем можно жить... Но для апостола — это очевидно не так. «Стоять в предании», то есть находиться в его контексте, и «держать» его, то есть стараться сохранить, можно только в том случае, если оно воспринимается как нечто жизненно необходимое. И для апостола это именно так. Предание — это не только записанные тексты, но живая вера и опыт богообщения, которые он получил от Христа и передал своим ученикам. Неслучайно, учителями веры в христианстве оказываются не просто кабинетные ученые, но святые, имеющие не только знание веры, но и опыт жизни во Христе.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.