
Никогда не забуду свою первую поездку на Афон. 2004 год! Итак, Афон! Решено. Виза готова, денег в обрез, но желания через край. Будучи крайне взволнованным предстоящим приключением, я пропустил мимо ушей все наставления отца Александра, не связался ни с одним из монастырей по поводу оформления визы для въезда на Афон, по-гречески — Диамонитириона. Я был совершенно уверен, что моего загранпаспорта и намерения будет достаточно для её получения.
Зная два языка, я без труда добрался до Уранополиса и расположился в гостинице на сутки. Настроение было великолепным. Прогулялся по маленькому городу, съел щупальцу осьминога на гриле, выпил в таверне замечательный кофе, заел это все каким-то сырным пирожком и был счастлив.
Вечером, сидя на балконе, пил холодную минералку, отгонял комаров, ждал рассвета... и свое великое приключение.
6 утра! Вскочил с кровати и, еще толком не проснувшись, уже бежал получать свой Диамонитирион. Отстояв очередь, протянул паспорт офицеру. Он посмотрел в паспорт, на экран и объявил: «Визы нет». Я растерялся! Ну как же нет!? «Визы НЕТ!» — повторили мне. «Да у вас тут в вашей Греции! Да что это такое!» — довольно уверенно возмущался я.
Побрел в гостиницу. Позвонил своим, предупредил. Сказали — будут хлопотать. Денег было ровно на сутки, а обратный вылет — только через 7 дней. Паниковать было рано, но однозначно мои планы серьёзно изменились.
В городе было делать нечего. Промаялся весь день... бродил вдоль моря, забрел на частные помидорные плантации, где, жестами объяснив пожилому греку с вилами в руках, что я не вор, а потенциальный паломник, получил от него в дар огромный помидор, который и съел. То было мое единственное утешение на долгое время вперед.
На утро следующего дня побежал за визой. Неуверенно протянув паспорт, быстро получил ответ: «Нет, визы нет. И не будет. Никакого прошения на вас не подавали. Мы ничего не видим». «Да как нет!? Что же это такое!» Мое громкое возмущение не произвело никакого эффекта и... Из бюро меня попросили поскорее уйти.
Денег почти не осталось. Меня переселили в другую, дальнюю гостиницу. Я был в отчаянии. Теперь Греция мне уже не казалась такой гостеприимной и дружелюбной. Я был зол на весь мир. Но не на себя.
Утром, выписавшись из последней гостиницы, поспешил в Бюро. Робко протянул паспорт, но ответом было снова: «Нет». Молча взял паспорт и пошел. Предстояло как-то прожить неделю до вылета без денег. Оглянувшись на море, я смотрел на свой уплывающий паром в сторону Афона.
Мне показалось, что я не нужен никому. Промелькнула мысль: «Господи, и даже Тебе?». Но я больше не ругал никого. Вдруг пошел дождь, и я совсем раскис. Посмотрел сквозь капли на Небо, горько заплакал. Тихо произнес: «Господи, прости меня».
Вдруг раздался звонок мобильного. Схватил трубку: А оттуда: «Лети в Бюро, на тебя выслали документы! В следующий раз не будь "валенком". Монахи Григориата за тебя попросили и каким-то чудом им быстро ответили и смогли оформить документы». Через пол часа я счастливый, как ребенок, целовал бумагу с визой, благодарил теперь уже лучших в мире офицеров и гостеприимную Грецию.
Следующим утром спокойный, благодарный и ... смиренный я стоял уже на палубе и смотрел на берег удаляющегося Уранополиса. Резкий запах солярки растворялся в аромат свежего кофе из моего стакана.
«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — тихо пел я про себя. Вот такой урок. До сих пор не перестаю удивляться тому, КАК как покаяние и смирение разрушают любые преграды. Просто важно понять и принять истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Эфхаристо и ... Слава Богу за все!
Автор: Петр Симченко
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело