Лето закончилось. Наступил сентябрь. Скоро в Москву придут холода. Осенью открывают сезон и начинают работу благотворительные организации, которые помогают бездомным. Трудно себе это представить, но в холодное время года на улицах нашего города люди замерзают насмерть. Сотни людей.
Относиться к бомжам можно, как угодно. И, действительно, часто они ведут себя плохо. И пахнет от них не особенно симпатично. И выглядят они неприятно. Тут не поспоришь. Но вот не так давно мне пришлось снимать сюжет о программе «Возвращение» православной службы «Милосердие» и я взглянула на ситуацию под другим углом.
Суть программы в том, что сотрудники службы занимаются профилактикой бездомности. Они находят на вокзалах потенциальных бездомных и отправляют их домой. Как правило, истории все похожи друг на друга. Это немолодой уже провинциал, ехавший по своим делам транзитом через Москву. Но на подъезде к столице, ночью, его ограбили - забрали деньги, телефон и документы, а часто и сумку с вещами.
Оказавшись на шумном московском вокзале, такой человек не всегда может сообразить, куда теперь ему идти и что делать. Телефона, чтобы позвонить домой, у него нет. Да, и контактов своих близких он не помнит - ведь теперь все номера хранятся в памяти телефона. И если его украли, то пропали и номера тоже. Страшно.
Опустив руки, он садится на привокзальную скамеечку - осмыслить происходящее. Но в Москве быстро находятся интересующиеся его курткой и сапогами. Они предлагают выпить, угощают, утешают… и просыпается он в том же месте на следующий день, но уже без теплой одежды и мелочи в карманах. Всё. Теперь в наших глазах он бомж. Он выглядит как бомж, он пахнет как бомж и ведет соответственно. Через две-три недели такой жизни, если ему не помочь и не отправить его домой, этот бедный человек лишается практически всех шансов вернуться к нормальной жизни.
Своими глазами я видела одинокого старичка, который ехал на поезде из Омска в Калининград на могилу к отцу и брату. Они погибли во время войны. Дедушка в течении года откладывал часть пенсии, чтобы купить дорогие билеты из Сибири в Европу. Но во время пересадки с поезда на поезд - в Москве - все его вещи украли, и он остался ночевать на улице. Сотрудники службы «Милосердие» нашли старичка на одном из столичных вокзалов и буквально спасли, купив ему билеты домой. Таких старичков и старушек в год оказывается не менее 700 человек. Только тех, кого отправили домой по программе «Возвращение», а ведь сколько их еще.
Все это я рассказывала не только для того, чтобы вы помягче судили о бездомных людях. Не все они любители вольной и алкогольной жизни. Есть и те, кто хотел бы жить иначе. Я рассказывала еще для того, чтобы вы сами запомнили номера телефонов своих близких. Это очень, оказывается, теперь важно - не доверять гаджетам всего себя. От сумы и от тюрьмы, как говорится. Кто знает? Представьте, что вы оказались на вокзале в Новосибирске - без вещей. У вас нет телефона, денег, документов и обратного билета. На улице зима, а курочка закончилась еще в Екатеринбурге. Как бы вы сами вышли из такой ситуации?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер