«Возрождение Богоявленского монастыря в Угличе». Игум. Антонина (Злотникова) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Возрождение Богоявленского монастыря в Угличе». Игум. Антонина (Злотникова)

* Поделиться

У нас в гостях была настоятельница Богоявленского женского монастыря игумения Антонина (Злотникова).

Наша гостья рассказала об истории основанного в XIV веке княгиней Евдокией (супругой Дмитрия Донского) Богоявленского монастыря в Угличе и о непростом пути его возрождения после того, как на протяжении почти столетия в нем находились склады и жилые помещения. Разговор шел также о том, как в обители возобновляется монашеская жизнь и чем она примечательна.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на Светлом радио! Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. Здесь, в этой студии, вместе с нами, вместе с вами, здесь же игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе. Матушка, здравствуйте.

игумения Антонина

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Сегодня будем говорить про Углич, про Богоявленский монастырь, у него очень богатая история, очень долгая история и современная, вот уже тринадцать лет, и предшествовавшая. Но хотелось бы все-таки начать, интересно, матушка, с чего начался ваш путь в монашестве? Это интересная история достаточно, именно вашей профессиональной деятельности.

игумения Антонина

— В монашестве, да. Дело в том, что по благословению правящего тогда архиерея, сейчас это митрополит Казанский, владыка Кирилл, он мне благословил начать такое хорошее социальное служение еще в 2000-х годах, с 2003 года я занималась медицинской практикой на уровне тогда еще Ярославской епархии, Ярославской митрополии, и занималась тем, что организовала небольшой такой диагностический медицинский центр, который предлагал услуги для правильного диагностирования заболеваний монашествующим, священникам, многодетным семьям, малоимущим гражданам, верующим гражданам, всем желающим получить медицинскую помощь квалифицированную.

А. Пичугин

— Бесплатно?

игумения Антонина

— Бесплатно, совершенно бесплатно, от хороших врачей, верующих врачей, которые имеют страх Божий и правильно относятся к пониманию, что такое больной и что такое болезнь. И вот на этом поприще я потрудилась до 2010 года. У нас был стоматологический кабинет, который занимался протезированием зубов, лечением зубов совершенно бесплатно.

А. Пичугин

— Что важно, с такими ценами на стоматологию у нас сейчас, в последние там лет 20-30, это, конечно...

игумения Антонина

— Вы знаете, вот ко мне буквально на прошлой неделе в гости приезжал диакон Вадим, который трудится в митрополии Ярославской, у митрополита Вадима, вот и архидиакон Вадим. И он, оказывается, меня еще помнил, когда я была в иночестве и возглавляла этот центр, и он благодарил меня за ту пломбу, которую ему поставили, это уже более 15-ти лет.

А. Пичугин

— И держится все еще.

игумения Антонина

— Да. Хорошие такие вот у нас были труды, во славу Божью, связанные с моей медицинской практикой, ну и, соответственно, с желанием помочь как можно больше людям, которые нуждаются в помощи. Ну, в основном занималась тем, что договаривалась насчет хороших госпитализаций, хороших консультаций и без очереди прохождения необходимых обследований КТ, МРТ и прочее-прочее в разных регионах нашей страны, но в основном, я отправляла в Москву и Санкт-Петербург.

А. Пичугин

— Это, конечно, замечательная история, потому что, по моему мнению, в разных российских регионах такого не хватает. А центр продолжает работать у вас, нет? Ну, не под вашим началом, а вообще?

игумения Антонина

— Я думаю, что да, потому что такое дело, я думаю, что оно продолжает иметь место быть, да.

А. Пичугин

— Да, ну и хорошо бы, пока это только мечты, чтобы всё в большем количестве регионов такие центры возникали. Понятно, что сейчас медицина бесплатная, но далеко не всё можно сделать бесплатно, только до какого-то предела, а потом уже начинается поиск средств, больших средств.

игумения Антонина

— Да, я согласна с вами. Но самое главное ещё и человеческий фактор, ведь дело в том, что должен быть хороший специалист профессиональный, который должен понимать и правильно трактовать те же обследования и прочее-прочее, это тоже очень важно, кроме материальной составляющей. Ну, вот у меня была возможность в 2000-х годах таким образом помогать и трудиться в лоне Русской Православной церкви Ярославской митрополии.

А. Пичугин

— Но, насколько я понимаю, в 2010 году у вас появилось вот это вот послушание, открылся Богоявленский монастырь в Угличе, причём это произошло в 2010 году, а что было там до этого? Потому что те, кто бывал в Угличе, во-первых, это очень известный город Золотого кольца с огромным количеством храмов, с прекрасным историческим центром купеческим. С одной стороны, на Волге Угличское водохранилище, Угличская ГЭС известная, тут всего в Угличе не перечислишь, поскольку лучше всего туда приехать, своими глазами увидеть, побывать в Богоявленском монастыре женском и вообще походить по городу, это чудесное место, сам неоднократно бывал. Почему монастырь открылся только в 2010 году?

игумения Антонина

— Вы знаете, дело в том, что с 2003 года монастырь существовал как приход Фёдоровской церкви Богоявленского женского монастыря. До меня там трудилось два священника: отец Георгий и отец Борис, они там служили в престольные праздники тех храмов, которые там существовали. Ну, потому что он был разрушен, а монастырь был градообразующий в Угличе, очень большой, женский. По историческим данным это был самый крупный женский монастырь Ярославской митрополии дореволюционного времени и насчитывалось более 250 сестер до его закрытия в смутное время революционное XX века. И поэтому в 2010 году все наши корпуса, а это здания двухэтажные, трёхэтажные, одноподъездные, двухподъездные, то есть достаточно крупные монастырские келейные корпуса, которые уже были заняты многоразличными, можно так сказать, и службами, там находилось общежитие для мальчиков в одном из корпусов келейных, потом там находилась общеобразовательная школа, школа искусств, и находились более 140 семей, проживающих как в многоквартирных домах, за 92 года просто...

А. Пичугин

— Он стал частью такого коммунального хозяйства Углича.

игумения Антонина

— Да-да-да, то есть дело в том, что когда я приняла этот монастырь, не было ни колокольни, ни стены ограждающей, поэтому это был как маленький, такой небольшой, можно сказать, городок, микрорайончик, в котором находилось две-три церкви разрозненные, и во всех домах нашего большого монастыря в келейных корпусах проживали люди и, соответственно, жили вот такой обычной советской и постсоветской жизнью.

А. Пичугин

— И у вас, я так понимаю, одной из первых задач было как-то расселить тех людей, которые занимали монастырь, жили просто потому, что им там когда-то квартиры выделили, найти места, куда им переехать?

игумения Антонина

— Вы знаете, да, я столкнулась с серьёзными проблемами в этом вопросе, но больше мне, конечно, пришлось потрудиться сначала в сохранении храмов и первым делом наладить монашескую жизнь в монастыре.

А. Пичугин

— Ну, это очень сложная задача.

игумения Антонина

— Да, нам повезло, владыка Кирилл тогда ещё, будучи правящим архиереем, назначил хорошего помощника, иерея Дмитрия Кульбакова, который с первого дня открытия обители, будучи мирским священником, служил по пять дней Литургию Божественную и всячески помогал именно наладить монастырскую жизнь.

А. Пичугин

— А он остался вместе с вами, да?

игумения Антонина

— Да, он до сих пор является сейчас у нас в монастыре старшим священником и до сих пор нам служит и помогает.

А. Пичугин

— А это, кстати, очень интересно, ведь это частая история, когда монастыри, которые находились в городах и претерпели в своей истории в XX веке всё то, что происходило, часто остаются какие-то действительно коммунальные городки. Я вот по Суздалю знаю, там женский монастырь — «коммунальный городок», и у него адрес даже: «коммунальный городок, дома такие-то», там, даже я ещё помню, когда люди жили.

игумения Антонина

— Да, это очень сложно. Дело в том, что у меня на территории располагался даже один из филиалов Пенсионного фонда. И, конечно, было очень сложно всё это как-то собрать воедино, потому что право собственности даже на какие-то земельные участки, от ЛПХ (личное подсобное хозяйство) кто понимает этот вопрос, до вот таких вот государственных моментов федерального значения, поэтому мне приходилось собирать монастырь по крупицам, буквально по крупицам, потому что некоторые участки мы выкупали как у частных собственников, а некоторые участки мы просто присваивали за счёт закона федерального, вышедшего тогда и который сейчас нам очень помогает в восстановлении монастыря. В общем, приходилось искать различные пути, договариваться с людьми, искать большую поддержку для того, чтобы выселить вот эти 140 семей из многоквартирных, многоэтажных наших келейных корпусов, и в этом вопросе мне очень помог, как это правильно сказать: полпред, да?

А. Пичугин

— По федеральному округу — полпред, да.

игумения Антонина

— И вот с его помощью, с его поддержкой и с его таким чутким, знаете, православным и христианским отношением к проблемам города Углича и к нашему монастырю нам удалось построить один в один такой же многоквартирный городок, такие же трёхэтажные, двухэтажные корпуса, один в один в Угличе, и мы переселили в более лучшие условия жизни из старых, более двухсот лет содержащихся вот этих вот старых корпусов.

А. Пичугин

— Там условия для квартир были вряд ли хорошими.

игумения Антонина

— Да. Мы сделали каждому человеку достойное жильё, потому что все наши корпуса были переделаны каким-то образом, и вы сами понимаете, что это было, конечно, удручающее положение.

А. Пичугин

— Ну, люди, я думаю, остались довольны?

игумения Антонина

— Да, конечно.

А. Пичугин

— То есть не было каких-то там скандалов: «а вот монахини выселяют, вот мы тут всю жизнь жили»?..

игумения Антонина

— Нет, вы знаете, мы этот этап тоже прошли, потому что это было связано со строительством стены ограды, она была полностью разрушена в 30-е годы XX столетия, и ее кирпич пошёл на укладку центральных улиц города Углич.

А. Пичугин

— Это очень частая история.

игумения Антонина

— Да, и поэтому, когда мы начали строить ограду, то некоторым собственникам, которые не могли проезжать мимо храмов, как им хотелось там, на соседней улице, как они привыкли жить свободно, понимаете, мимо храмов там каких-то, корпусов проезжать и парковаться, конечно, для них были какие-то такие ограничения. Люди реагировали по-разному, да.

А. Пичугин

— Ну, это жизнь, это какие-то вещи, через которые, наверное, проходят.

игумения Антонина

— Но, вы знаете, это нас научило терпению и более такому правильному отношению к ближнему, я так бы сказала.

А. Пичугин

— Кстати, очень хорошо, что вы об этом говорите, именно как об опыте, жизненном опыте, который тоже чему-то научил.

игумения Антонина

— Ну, вы знаете, люди же не виноваты в том, что они 92 года жили на территории монастыря.

А. Пичугин

— Я, кстати, не уверен, как я сам повёл себя, если это квартира, в которой жили мои родители, мои бабушки с дедушкой...

игумения Антонина

— Да, конечно. Это же несколько поколений, которые вот там и рождались, и умирали, это целая какая-то уже, может быть, семейная традиция, которая у них сложилась именно вот в этих стенах.

А. Пичугин

— Зато новый дом. Ведь много людей, несмотря на какую-то приверженность к отеческим, хотел сказать — гробам, тут камням, наверное, несмотря на приверженность к этим камням своим, родным, всё равно рано или поздно понимают или должны понять, что придётся переезжать, потому что или это совсем уже, признают аварийным жильём и куда-то будут переселять, что-то уплотнять, или вот ваш вариант, как у вас получилось, достаточно просто и бескровно... Наверное, это было непросто. Я думаю, что вы для этого...

игумения Антонина

— Да. Это был достаточно серьёзный проект и это очень много пришлось потрудиться, и я благодарю всех членов попечительского совета нашего монастыря, которые отнеслись с пониманием и помогали очень хорошо, и до сих пор помогают нам, и очень пекутся о нас, я очень всем благодарна.

А. Пичугин

— Друзья, я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе. И вот вспоминаю, когда я, ну, может быть, не первый раз, первый раз я и не помню, но в какие-то вот относительно давние годы приезжал в Углич, наверное, вы уже тогда были игуменией Богоявленского монастыря, но я помню его со стороны, я помню, как он выглядел, я помню, что это была такая даже снаружи разруха. И вот я смотрю фотографии современные последних лет, уже постпандемийные — а там такой монастырь сейчас!

игумения Антонина

— Вы знаете, это милость Божья, это чудо Божией Матери. Конечно, в основном, ведь вы же знаете, что женскими монастырями управляет Царица Небесная наша, Пресвятая Дева Богородица, она посылает людям возможности и силы это, конечно, все творить и созидать. Я всегда мечтала, будучи еще инокиней, потрудиться и подвизаться в монастыре.

А. Пичугин

— А у вас был когда-то опыт именно вот такой глобальной реставрации, руководства? Все-таки как бы мы не хотели облечь это в такие духовные высокие слова — это руководство коллективом, как ни крути, очень разным, ведь все люди, которые оказываются в монастыре, начиная от священников белых, которые служат, семейных, заканчивая трудниками, которые приходят потрудиться-постараться, послушницы, монахини, сестры, все это люди разных судеб, разных характеров, которые оказались вместе, их никто не подбирал по тому, как они подходят друг к другу.

игумения Антонина

— Вы знаете, дело в том, что я же имела профессиональную деятельность до монашества и врач по образованию — да, мне приходилось руководить небольшим коллективом, так скажем, и понимание проблем подчиненных были очень важны для меня, по крайней мере, меня любили в коллективе, когда я занималась врачебной практикой — ну, это говорили люди, это не мои слова. Я старалась исполнять заповедь моего духовника из Троице-Сергиевой Лавры, к сожалению, он почил в ковидное время, он мне все время говорил, что «нужно покрывать всё любовью, необходимо сестер хорошо кормить и давать возможность отдыхать всем, кто трудится в монастыре». Вот этот вот завет моего старца я до сих пор несу, стараюсь как можно снисходительнее, в сторону любви относиться к сестрам и стараться сохранить самое главное — такой, знаете, дух мира и любви, и семейное такое, монастырь — это большая семья в первую очередь, вот именно такой дух, дух общности, общины, скрепленной такими духовными узами, но по существу как одна семья.

А. Пичугин

— Редко, думаю, что кто-то задумывается о том, как люди вот приходят, я не знаю, там священник на приход, понятно, все видят, что открылся храм — ну кто-то сходил, сначала там пять человек на литургии, десять человек, потом, если все хорошо складывается, все получается, люди полюбили этого священника, там десять, пятнадцать, двадцать уже, я знаю примеры, когда там от пяти человек на пасхальной службе у только что открытого храма, а через несколько лет на каждой воскресной литургии по 150 причастников, тут все-таки понятно. А как, вот вы пришли в Богоявленский монастырь, у вас и сестер нет, монастырь открыли, а сестер нет, а как они появляются?

игумения Антонина

— Вы знаете, да, это чудо Божье и Промысл Божий о каждом человеке. Дело в том, что монашество, это ведь, понимаете, это особый род и для того, чтобы встать на этот путь, должен быть призыв, Божий призыв, и такое, знаете, сокровенное соединение души с Богом, и, как правило, это происходит с каждым человеком индивидуально в определенный момент, когда человек сам понимает, что ему другого пути не нужно, и вот таким вот образом ко мне приходили женщины разного возраста, которые вот понимали, что никакого пути им больше не нужно и хотели потрудиться для Христа, и дерзали получить награду монашества.

А. Пичугин

— То есть это тоже своеобразное «сарафанное радио», как говорят: кто-то услышал, что в Угличе открылся Богоявленский монастырь женский?

игумения Антонина

— Да. Ну и дело в том, что еще, вот пока духовник был жив, он присылал из Троице-Сергиевой Лавры очень многих трудниц. Конечно, у нас первое время были и сестры, которые пожили там два-три месяца и уходили, были просто тети такие немножечко со странностями, но опыт...

А. Пичугин

— Но это тоже нормально.

игумения Антонина

— Да, это, как правило, опыт любого открывающегося монастыря, и мы все это пережили. У нас сейчас хорошая община, слава Богу, у меня за тринадцать лет практически нет сестер, которые переходят в другой монастырь, и я рада, что все мои сестры при мне трудятся, несут послушание. Те сестры, которые дали монашеские обеты, они особо сугубо блюдут за тем, чтобы не посрамить и не нарушить обеты, которые они дали, и поэтому вот как-то у нас уже монашеская община, небольшая, правда, по численности, но она уже сформировалась.

А. Пичугин

— А вот тоже очень интересно, вы знаете, я вот тут вас спрашиваю про кухню такую внутреннюю, но я думаю, что просто мало кто об этом расскажет, это действительно важно и даже для людей важно, я думаю, которые сейчас стоят перед выбором: вот у них есть внутренняя убежденность, что им нужно в монастырь, но им вот эта внутренняя кухня, она очень важна и интересна, потому что, по-моему, кто-то из современных подвижников XX века говорил, что если у тебя есть выбор (ну, он говорил, правда, это молодым людям, у которых стоял выбор между тем, чтобы жениться или выйти замуж, или в монашество) он говорил, что, конечно, безусловно, нужно жениться или выйти замуж, поскольку монашество — это для тех, у кого вопроса такого не возникает: там «монашество или...»

игумения Антонина

— Очень хороший вопрос, да. Я хочу процитировать преподобного Серафима Саровского, что для монашеской жизни не хватает решимости современному человеку, потому что монашество — это подвиг, это распятие себя ради Христа, это борьба с собственным эгоизмом и трезвение, видение собственных грехов и путь покаяния так называемый. Я хотела бы сказать, что если человек сомневается, то я бы предложила такой в современных условиях средний путь: приехать потрудиться в монастырь, пожить какое-то время и для себя определиться, есть ли у него та решимость, чтобы всё оставить в миру и уже, как по слову Господню, «взявшись за плуг, не оборачиваться назад», или же для себя определить какое-то время какой-то жизни в миру, чтобы каким-то образом укрепиться в вере, чтобы потом ещё раз каким-то образом решить для себя, потому что Бог всегда каждого человека призывает к тому служению, и мы знаем, что «Се, стою у двери и стучу» и поэтому каждый человек может в своей жизни, если имеет такую возможность и желание, попробовать себя и на поприще воздержания жизни в монастыре.

А. Пичугин

— А как вы общаетесь с теми, кто приходит? Ведь наверняка вы каждого человека, кто приходит, кто думает, что ему необходимо пожить ли в монастыре или принять постриг, вот я переформулирую вопрос: чаще как получается, человек приходит и говорит: «Матушка, всё! Вы знаете, я всё решила оставить в миру, и я хочу, постригайте!» Или говорят: «Матушка, вот хотела бы пожить, потрудиться, посмотреть, как оно, потом принять какое-то решение», вот кого больше?

игумения Антонина

— Вы знаете, я человек такой, больше осторожный в этом вопросе. Таких ревностных сестёр, которые хотят принять постриг и всё уже для себя решили, такие сёстры проходят, как правило, сразу трудничество на всех послушаниях монастырских и, как правило, общие послушания, они гораздо тяжелее, чем потом которые устанавливаются, и вот если сестра, кроме своей внутренней решимости, готова ещё и со смирением нести все послушания монастырские, которые несут другие сёстры, то, конечно, ревность этой сестры оправдана. А те, которые сомневаются или просто хотят пожить, я к ним тоже отношусь очень благосклонно, потому что осторожность — это добродетель в данном случае, потому что это ведь выбор всего дальнейшего жизненного пути и потом обратного пути не должно быть, потому что вообще игрушек в духовной жизни, не бывает, вы понимаете? И поэтому, если будущая сестра относится очень серьезно к своей душе и стремится потихонечку таким средним путём попробовать, то, конечно, это хорошо. Но все сёстры, которые вообще трудницы, паломницы, женщины, которые приезжают в монастырь, конечно, они беседуют с матушкой игуменией. Я думаю, в каждом монастыре матушка игумения обязательно беседует с сестрой или с той прихожанкой монастыря, которая в дальнейшем хочет быть сестрой монастыря.

А. Пичугин

— А сколько вот так, в среднем проходит времени у тех людей, которые всё-таки решили принять постриг от того, как они переступили порог монастыря с вещами и до иноческого, скажем, пострига?

игумения Антонина

— Это всегда индивидуально.

А. Пичугин

— Это индивидуально, я понимаю, но всё-таки за пятнадцать лет почти, наверное, у вас уже выработалось какое-то среднее. Я знаю, некоторые мне настоятели монастырей говорили, что у них есть какая-то прямо средняя, ну, по крайней мере, время, раньше которого точно не будут постригать.

игумения Антонина

— Вы знаете, у нас вот искус, наверное, в послушничестве, он три года где-то в среднем, от полутора лет до трёх лет. Вот, а потом уже через три года можно смотреть более серьёзно на человека.

А. Пичугин

— А всё-таки, вернувшись в 2010 год, что чувствует человек... этот вопрос, мне кажется, касается любого человека, которого назначили на церковное послушание, связанное там с возрождением чего бы то ни было: что чувствует человек, который назначают настоятелем храма, вот священник, он приезжает, а там колокольня и груда кирпичей. Вот что чувствует игумения монастыря, которую назначают, а там центр города, коммунальный городок и...

игумения Антонина

— Ну да — пьющие люди, нижнее бельё, которое висит вот возле собора, например, и сушится...

А. Пичугин

— На верёвках сушится бельё, да, это же пейзаж из детства.

игумения Антонина

— На лавочках там сидят люди, которые в домино играют и нецензурной бранью ругаются, и всякие разные такие вещи, в средних и малых городах это, как правило, быт обыкновенного горожанина. Ну, конечно, разные мысли бывают. Что касается меня конкретно...

А. Пичугин

— Да, вот вы приехали, а вот он, Углич.

игумения Антонина

— Вы знаете, если бы не поддержка владыки Кирилла, мне было бы очень сложно. Я ему буквально на пятый день позвонила по телефону и сказала: «Владыка, прошу ваших молитв святых», потому что объём, который необходимо было восстановить и понимание, что это надо делать быстро, и потому что 90-е прошли, первый, самый основной поток верующих людей прошёл, потом были дефолты вот этих всех различных годов, о которых мы знаем, и монастырь был у меня открыт третьим в городе Угличе, до меня уже существовали два монастыря: Воскресенский мужской и женский Алексеевский, и численность города была всего 35 тысяч населения, более 12-ти действующих храмов, и, соответственно, вы понимаете, и прихожане-то были уже состоявшиеся до открытия монастыря, которые посещали всё, кроме Богоявленского монастыря, поэтому общину церковную прихожан было тоже сложно создать.

А. Пичугин

— Но у вас, вы говорите, всё равно был же приходской храм, поэтому, наверное, какой-то костяк начал складываться?

игумения Антонина

— Вот, вы знаете, костяк тоже ушёл с этими священниками. Это же не даром есть такая пословица «Каков поп, таков приход», поэтому батюшки очень много трудятся на своих приходах, чтобы держать свою семью и это правильно, потому что, во-первых, духовное окормление, во-вторых, вообще жизнь, которую они посвящают человеку для того, чтобы его спасти, а так и правильно, не должно чадо бросать своего отца и оставаться территориально на пустом месте или на новом возрождающем монастыре, поэтому вот эти сложности были. Но у нас сразу хорошие женщины потянулись к нам города Углича, и у нас сложилась очень хорошая такая церковная община прихожанок, которые до сих пор у нас верные и которые нам помогают до сих пор.

А. Пичугин

— Друзья, напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе. Я Алексей Пичугин, буквально через минуту мы вернёмся в нашу студию.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию Светлого радио, напомню, что в гостях у нас сегодня игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе. Вы, матушка, говорили про то, что очень трудно было собирать какую-то первую общину, но очень многие люди из Углича в итоге все равно к вам ходят на службы, то есть ворота женского монастыря для желающих попасть на службы всегда открыты?

игумения Антонина

— Ну, конечно!

А. Пичугин

— Это вроде так очень известно людям церковным, но многим не церковным, совершенно разные люди слушают Радио ВЕРА, кажется: «ну, женский монастырь, туда так просто не попадёшь», «мужской монастырь, тоже служба только для монахов».

игумения Антонина

— Вот, вы знаете, я очень серьёзно изучала историю этой обители, на которую меня Господь поставил, и вот всё повторяется с точностью, можно сказать, ну, практически 100 процентов развития обители изначально и сейчас. И вообще наша обитель до революции славилась очень роскошными и духовными, церковными вот этими богослужениями и большой социальной деятельностью.

А. Пичугин

— Глядя на собор монастыря, построенный по этому типовому проекту архитектора Тона когда-то, я думаю, что монастырь ваш был до революции таким значимым, богатым монастырём, потому что ещё это Волга, а волжские храмы, волжские монастыри, купеческие города по Волге торговые, они всегда поддерживались, они всегда были, вот поэтому их и сохранилось достаточно много такими важными центрами.

игумения Антонина

— Да, вы абсолютно правы, но тут ещё значимость была такая, духовного центра, этот монастырь, он был образован как государево богомолье. Дело в том, что исторически в этом монастыре духовно соединились две династии, в ней закончилась династия Рюриковичей...

А. Пичугин

— Углич известен этим.

игумения Антонина

— Да, царевич Дмитрий убиенный, Смутное время и прочее.

А. Пичугин

— Храм-на-Крови сейчас стоит знаменитый, красивейший.

игумения Антонина

— Да, и вот зарождалась династия Романовых, и это исторический факт, который у нас был записан в «Угличском летописце». Сам монастырь вообще издревле был, первое упоминание девичьего женского Богоявленского монастыря было написано в «Угличском летописце» и относилось к 1293 году, он был основан князем Дмитрием Борисовичем Углическим, внуком Васильковым, и «в нём погребались благоверные Углические по смерти княгини и княжны», после чего на рубеже XIV века была другая версия, что великая княгиня Евдокия в иночестве Евфросиния Московская, это супруга великого князя Дмитрия Донского, тоже была каким-то образом, так сказать, меценаткой нашего монастыря, и существует некоторая версия, что она тоже являлась одним из основателей нашей обители. Что я хочу вам сказать, дело в том, что действительно, наша обитель очень многострадальная и в Смутное время пережила полное разорение от польско-литовского набега этих поляк, и тогда наша обитель находилась древняя на территории угличского Кремля, и были сожжены все наши постройки, и игумения Анастасия с тридцатью пятью девами и двумя священниками была жестоко мучима и убита польскими интервентами в Смутное время. И вот после Смутного времени она была причислена к лику Ростово-Ярославских святых, и через сорок лет после ее погребения уже на ее могилке начали твориться чудеса, она исцеляла, и память о ней сохранилась до 1986 года, когда посещали эту могилку монахи Троице-Сергиевой Лавры.

А. Пичугин

— А могилка сохранилась?

игумения Антонина

— Да, могилка сохранилась, мы сейчас занимаемся вопросом обретения ее мощей, по благословению владыка Панкратия мы уже поставили поклонную часовню на месте погребения Анастасии Угличской, преподобномученицы нашего монастыря, небесной покровительнице, потому что она сейчас ее могила находится на территории частного домовладения в центре Углича.

А. Пичугин

— Это вот, видимо, она после 1986 года вошла в эту частную территорию, да?

игумения Антонина

— Да, потому что купили собственники участок земли и снесли крест вот этот поклонный, мы, конечно, по крупицам все это собирали.

А. Пичугин

— А как у вас с ними сейчас отношения?

игумения Антонина

— Очень хорошие, раб Божий Александр пожертвовал нам это место, сейчас вот мы провели все необходимые исследования, все вот эти экспертизы, мы нашли это место, и вот сейчас мы возвели такую поклонную часовню, надеемся, что и с Божьей помощью преподобная мученица Анастасия Угличская ляжет мощами в наш монастырь.

А. Пичугин

— Насколько я помню, кстати, супруга Ивана Грозного, мать царевича Дмитрия, постригалась в монахини у вас в монастыре?

игумения Антонина

— Да, вот я хотела как раз продолжить, хорошо, что вы об этом напомнили. Дело в том, что после убиения царевича Дмитрия, на меня произвело впечатление, что она была пострижена в иночество на 40-й день кончины мальчика, царевича Дмитрия, это было в 1591 году...

А. Пичугин

— А простите, матушка, вы знаете, что Храм-на-Крови, который стоит на месте убийства, он в 2017 году британской газетой «Daily Telegraph» был включен в список 23 самых красивых церквей в мире&

игумения Антонина

— Да, я это слышала. Это очень важно, потому что это историческая доминанта вообще нашего города Углича, и царевич Дмитрий является небесным покровителем города Углича, и вообще город Углич является центром детства и юношества, «город детства», как определен, и администрация Угличского района и городского поселения очень много делает для развития детей, школы, в общем, дети себя чувствуют очень комфортно в нашем городе, очень много беременных мамочек ходят, мамочек с колясочками, и чувствуется, что царевич Дмитрий небесным образом управляет и созидает всех малышей, и место очень комфортное для семьи и вот рождения детей, их вскармливания и выращивания. Ну, я хотела бы вернуться: царица Мария Нагая была пострижена в инокини с именем Марфа и сослана в Никольский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае, но целый год она провела на территории нашего монастыря и, конечно, молилась о своем убиенном сыне, и, конечно, внесла вклад, когда она определяла Лжедмитриев, вот в этом периоде она помогла русскому государству. Но после Смутного времени, после трагической мученической гибели нашей преподобномученицы в 613-м году, игумении Анастасии, двухсот девиц и тридцати пяти инокинь, в 1620 году под свое покровительство взяла наш монастырь инокиня Марфа, великая старица, мать Михаила Федоровича Романова, первого царя из династии Романовых. Существует такое предание, что вот это именно Смутное время мальчика, Михаила Федоровича, какое-то время сохраняли в нашем монастыре, до его коронации в городе Костроме, и вот в знак благодарности нашему монастырю Марфа Иоанновна, она, конечно, сделала самый большой вклад в наш монастырь — она подарила нашему монастырю список с чудотворного образа Федоровской иконы Божьей Матери, и это событие произошло в 1620-м году, и с этого времени инокиня Марфа всячески заботилась об этом монастыре и назвала этот монастырь «царским богомольем». За четыреста лет существования нашего списка, этот список стал сам по себе чудотворным, и он уже входит в список Божьей Матери Федоровской и Федоровско-Угличской Божьей Матери.

А. Пичугин

— Я так понимаю, что расцвет Богоявленского монастыря пришелся на такие достаточно мирные для Поволжья, Волжского края XVIII-XIX века, уже не было нападений поляков, и Смутное время прошло, и Углич становится таким важным торговым городом, купеческим. И я, насколько помню, Богоявленский монастырь тогда был одним из самых больших в Ярославской епархии, вот я сейчас смотрю: 250 примерно сестер было.

игумения Антонина

— Да, дело в том, что это был градообразующий монастырь, и он имел много различных мастерских, был хлебозавод, и сёстры монастыря кормили весь Угличский район хлебом, а также была самая крупная просфорня, которая посылала на всю митрополию просфорки, и выпекалось очень много вот этих богослужебных просфор, хлебов и прочее-прочее. Кроме всего прочего, наш монастырь славился золотошвейными мастерскими, вышивались различные ризы на иконы, покрова, покровцы, церковное священническое облачение, облачение на престол. Монастырь, конечно, вёл ещё и просветительскую деятельность, и социальную деятельность, я вот недавно, к удивлению своему, прочитала такие достоверные сведения, что монастырь принимал в год несколько женщин, провинившихся в социальном положении и занимались как бы воспитательной работой, исправлением, то есть по полтора года жили социально опасные девицы и женщины, которые там впали в тяжкие грехи или те, которые как бы до того, кто по ходатайству, перед тем, как идти на этап, и на какие-то исправительные учреждения, монастырь занимался тем, что брал на себя такое попечение, на тяжёлую работу принимал таких женщин и в течение полутора лет занимались таким вот исправительным таким трудом, чтобы не допустить провинившихся женщин до тюремного заключения, и очень многих они исправляли, ну и процент был такой, что полтора процента от общего количества сестёр. Представляете, то есть кроме социальной деятельности, на территории монастыря был детский приют, богадельня находилась, находилась больница, и кроме всего прочего, игумения и монастырь занимался ещё исцелением страждущих, оступившихся женщин того времени.

А. Пичугин

— Друзья, я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе.

игумения Антонина

— Мне бы хотелось акцент сделать именно на царственном происхождении этого монастыря, потому что удивительно, само строительство кирпичных стен и кирпичное строительство — это вторая половина XVIII и первая и вторая половина XIX века, это был расцвет нашего монастыря, но удивительно, что храм для Фёдоровской иконы Божьей Матери, напомню, что она была в дар принесена в 1620 году, а храм заложен был для неё в 1805 году, и он же потом был как обетный храм для борьбы и победы над Наполеоном. Существует такая версия, что он был заложен специально на территории нашего монастыря, чтобы поместить туда нашу основную святыню, Фёдоровскую икону Божьей Матери, для того, чтобы освободить от наполеоновского нашествия нашу страну. Он был освящен в 1818 году и до сих пор в обители является летним храмом нашего монастыря.

А. Пичугин

— То есть к революционным событиям ваш монастырь, действительно, подошёл такой значимой очень обителью Центральной России?

игумения Антонина

— Да, приезжало очень много паломников, именно поэтому Иннокентий Михайлович Сибиряков, он пожертвовал огромную сумму: 147 тысяч рублей для строительства Богоявленского собора. Дело в том, что у сестёр не было средств, и игумения Смарагда сняла находящийся рядом в городе Ярославле на 15 лет кирпичный завод, в котором трудились самые такие крепкие сёстры монастыря, они обжигали вручную кирпич, на повозках привозили его, скопили так называемый стройматериал, чтобы построить большой, огромный собор. Когда об этом узнал Константин Андреевич Тон, он-то и привлёк Иннокентия Михайловича по одной из версий, разработал большой проект, за основу которого была взята церковь Екатерининская в Санкт-Петербурге, но потом он его доработал и получилось, как в исторических источниках, первый пилотный проект — уменьшенная копия храма Христа Спасителя в Москве, и вот он его заложил в городе Угличе. Строительство было на тот момент очень быстрым, всего за десять лет был построен этот огромный собор, освящён, и он всегда был полон богомольцами, люди пишут, что непрестанно велись службы, молебны, различные, церковные службы, и народ всегда приезжал помолиться, получить облегчение, исцеление и благодатную помощь в нашем монастыре.

А. Пичугин

— А после революции что? Вот вы рассказали про коммунальный городок, про то, как люди жили, но вот после революции, я так понимаю, что достаточно в тяжёлых условиях ещё больше десяти лет монастырь просуществовал.

игумения Антонина

— Да, вы знаете, дело в том, что до революции, как вы и правильно сказали, было более 250 монахинь и послушниц, было пять подворий у монастыря...

А. Пичугин

— А простите, сразу спрошу: а сколько сейчас?

игумения Антонина

— А сейчас у нас десятая часть от этого количества.

А. Пичугин

— Понятно, но всё равно это немало.

игумения Антонина

— Ну, хотелось бы побольше, конечно, но мы рады тому, что у нас такая вот хорошая община уже сформировалась — семья, я бы сказала, монашеская семья.

А. Пичугин

— Да, но вот простите, я вас перебил, и вот после революции, да, 250 сестёр до революции и?..

игумения Антонина

— Дело в том, что в 1918-м году 1 мая совпало с Пасхой и на колокольне расстреляли монахиню Агриппину, которая благовествовала пасхальным ночным звоном. И вот этот вот 18-й год, он и является началом разорения нашей обители. К 30-му году была полностью разрушена колокольня монастыря, разобрана вся ограда монастыря, очень красивая двухэтажная церковь «Достойно есть», это украшение нашего монастыря, она соединяла между собой богадельню, и пожилые монахини могли пройти через зимний сад — это был подарок царя Николая II, последний вклад в нашу обитель, через зимний сад богадельня сообщалась с этой церковью домовой, и пожилые малоподвижные монахини могли причащаться, слушать службу — всё это было разорено, посрамлено, осквернено, всё было переделано, церковь «Достойно есть» была переделана в барак, соборы...

А. Пичугин

— И там жили люди тоже, да?

игумения Антонина

— Да, вы знаете, когда я приняла монастырь, вот именно где была церковь «Достойно есть» с пристроенной богадельней, это назывался «наркотический притон».

А. Пичугин

— Понятно.

игумения Антонина

— Вот. Первый корпус келейный, который был датирован 1823 годом, это у нас назывался район «бомжатник», и там была, ну извините, это была такая городская помойка, мне пришлось полтора года вывозить камазами, изнутри вычищать, ну там было всё, брошенная мебель, в общем, говорить не приходится.

А. Пичугин

— Ну тут понятно, на самом деле, многие, я думаю, наши слушатели, даже не применительно к бывшим храмам, а просто видели такие дома в постсоветских городах множество.

игумения Антонина

— Да, нам повезло в каком плане: что наши корпуса сохранились благодаря тому, что туда заселили многочисленных жителей, больничный корпус с приютом и со школой в общеобразовательную школу был переделан, канцелярский административный корпус был переделан в школу искусств, а храмы, соответственно, занимались складскими помещениями. Вот первая каменная постройка — это Смоленская церковь, это был первый Богоявленский собор, освящён был в 1700 году, и он был складом для стеклопосуды, стеклотары, Фёдоровская церковь, о которой я говорила, это был склад для зерна, а Богоявленский собор, это была знаменитая угличская «керосинка». И вот, вы знаете, мы его открыли для богослужения в 2013 году, Богоявление мы служили в нём, в неотапливаемом храме, на улице было минус, наверное, около 25-ти, было где-то минус 15 в соборе, но мы всё равно служили Богоявление, по благословению тогда правящего архиерея владыки Вениамина, и к нам принесли полуторалетнего ребёночка причащать, и это было для нас откровением Божьим, что, несмотря на то, что храм был полностью посрамлён, не было ни полов, ничего, была транспортерная лента, ну склад керосина на весь город Углич, представьте, весь город Углич приходил за керосином в наш Богоявленский собор на протяжении 92-х лет. И вот в 2013 году ещё такой был спёртый запах керосина, мы только зачистили храм, внутри навели порядок, поменяли окна...

А. Пичугин

— А в последние-то годы керосин где применялся?

игумения Антонина

— Ну, для жителей.

А. Пичугин

— То есть буквально до 2013 года в Угличе кто-то пользовался керосином?

игумения Антонина

— Конечно, да. И до сих пор иногда наш Богоявленский монастырь местные жители называют: «О, это где „керосинка“, сходите на „керосинку“, там вам помогут». И что самое удивительное, дело в том, что у нас ещё и источник чудесным образом был святой воды, и всё это, конечно, было посрамлено, мы всё это восстановили, но люди всё равно приходили в храмы и относились более или менее богобоязненно, я думала, что я гораздо более в худшем состоянии возьму эти храмы, потому что, конечно, там были надписи такого, знаете, неправильного значения, было очень тяжело видеть пули и пробитые фрески в наших храмах, которые...

А. Пичугин

— Глаза выкалывали, это я помню.

игумения Антонина

— Да, вы знаете, у нас во всех алтарях наших храмов, сохранившихся ещё с того времени, у нас выбиты глаза Спасителя на фреске «Тайная Вечеря».

А. Пичугин

— Кстати, это тоже такой определённый страх, хотел сказать «Божий» — не Божий, но страх человека перед тем, что он это всё оскверняет, ну вот «а чего они смотрят со стен?»

игумения Антонина

— Да, я тоже так думаю.

А. Пичугин

— Потому что почти в любом разрушенном храме, где я был, выколоты глаза на фресках, которые сохранялись ещё там и до сих пор сохраняются. Конечно, это ужасное впечатление, от этого, может быть, даже в первую очередь. Но получается, что вам достаточно повезло, что храмы все исторические монастыря, пускай они там в руинированном состоянии, но остались.

игумения Антонина

— Да. Мне, конечно, пришлось полностью выстроить церковь «Достойно есть».

А. Пичугин

— Она же сохранилась?

игумения Антонина

— Нет, она была полностью перераспределена в барак, то есть её там не было, там жили люди, в самой церкви.

А. Пичугин

— То ее просто перестроили так или её снесли и построили барак?

игумения Антонина

— Нет, там полностью переделали крышу, то есть в ней жили люди.

А. Пичугин

— Понятно. А вы её уже, получается, полностью разобрали и построили?

игумения Антонина

— Мы её реставрировали, разобрали и построили, потому что там окна были переделаны и так далее.

А. Пичугин

— Понятно, да. Но вам не пришлось, как в Никольском соборе в Переславле, полностью собор строить, например?

игумения Антонина

— Ну, по милости Божией да, но у нас...

А. Пичугин

— Но всё равно понятно, что у вас там не меньше других забот было.

игумения Антонина

— Дело в том, что восстанавливать старинные здания, которые нуждаются в большей конструкции, сложнее, чем строить здание, это вычинка, кирпича. Мне пришлось, конечно... Вот вы знаете, чем я занималась первые пять лет? Это я крыла крыши и копала землю, потому что, когда мы решили провести электричество, то мощности электричества на наш монастырь не хватало, понимаете? Мне пришлось строить собственный ТП у нас на территории монастыря. Газа не было, и сёстры мёрзли. Вообще первое время мне приходилось даже снимать городскую баню в определённое время, чтобы сёстры могли помыться.

А. Пичугин

— Зато сейчас вот как всё...

игумения Антонина

— У нас был такой случай, что на колонку один раз нам жители местные пожалели воду, и через трое суток эта колонка ушла под землю, она до сих пор под землёй, закрыта колодцем, и никто не может до сих пор понять, что с ней произошло, но вытащить они эту колонку не могут, службы, они её просто как бы заглушили, и всё, вот такая у нас история была. Это первые, наверное, полтора года, когда нас было три человека, мы жили в храме, топили печку, вот «булерьян», вы знаете?

А. Пичугин

— Да, конечно. Но, может быть, наши слушатели не знают — это такая французская печь, от названия фирмы.

игумения Антонина

— Мы дежурили, молились, это было, конечно, самое лучшее время — как раз именно подвижничество. Спали по два часа, там службы ранние, потом приходилось заниматься, три человека, одна сестра занималась хозяйством, одна там клиросная, мне приходилось заниматься всеми другими вещами, и потихоньку, с Божьей помощью, мне удалось перекрыть все храмы, завести полностью газовое отопление, у нас полностью своя ТП, у нас ни одного столба нет электрического на территории монастыря, заложено всё под землю, вся электрика. И я смогла заменить все сети и дренаж вокруг всех храмов, отвести воду — ну вы же знаете, монастыри, которые находятся близ рек, особенно крупных, как Волга, они все страдают от того, что очень много подземных ручейков и фундаменты, в первую очередь, мучаются тем, что необходимо отводить воду от зданий, чтобы здание сохранить.

А. Пичугин

— Время нашей программы подходит к концу, спасибо большое.

игумения Антонина

— Спасибо.

А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня у нас в гостях была игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе. Друзья, Углич — это очень красивое место, тем более что теперь в городе уже восстановленный Богоявленский монастырь, приезжайте в Углич, приезжайте в Богоявленский монастырь, все контакты, если у вас будут какие-то вопросы к игумение, матушке Антонине или какие-то интересы относительно самого монастыря, вы можете найти на сайте обители в любом поисковике, вы забиваете «Богоявленский женский монастырь Углич», там очень хороший сайт, очень хорошие фотографии, современные, исторические. В общем, приезжайте в Углич, это замечательное место. Всего доброго и до новых встреч, до свидания.

игумения Антонина

— Спаси Господи, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем