
Светлана Бакулина
Когда мы бывали в паломнических поездках с друзьями, не раз сотрудники храма обращались к нам за помощью в уборке. Все мои подруги так радовались этому событию, скорее хватали тряпку, ведро и шли намывать пол. Говорили о том, что это очень хорошее, Богоугодное дело. Мол, сам Серафим Саровский наставлял: «... если только тряпочкой протереть пол в доме Господнем, то даже это маленькое дело у Бога превыше других добрых дел встанет».
Я, признаюсь, такой радости не испытывала и если уж просили меня помочь в храме, то старалась найти себе занятие попроще: цветы полить, подсвечники почистить. Что угодно, только не полы. Я и дома у себя их мою без особого энтузиазма.
И вот, как-то в одну из таких паломнических поездок я оказалась в храме без подруг. Стояла на службе, вслушивалась в молитвы, которые там читали. В какой-то момент упустила последовательность и не могла понять заканчивается служба или продолжается. Решила уточнить у монаха, дежурившего в церковной лавке.
— Служба скоро закончиться. А вы могли бы остаться помочь вымыть полы? — добрым голосом ответил он.
«Опять эти полы! — подумала я — ну, зачем я заговорила с этим монахом, только внимание к себе привлекла. Сейчас бы домой пошла, отдыхала бы». Всё внутри меня восстало и бушевало. Ведь я прекрасно успела почувствовать своим лбом, во время земных поклонов, как много песка скопилось на полу. Как представила картину, что мне одной это всё придётся убирать, подруг рядом нет, а ещё я только на днях сделала маникюр, захотелось просто сбежать...
Но монах продолжал смотреть на меня и улыбался такой доброй улыбкой, что я поняла. Он даже не догадывается насколько я не хочу этого делать.
«Ну, что ж когда-то надо было начать бороться с ленью. Видимо момент настал» — подумала я и согласилась помочь.
Дождалась окончания Богослужения. Практически все вышли из храма. Я одна стою с печальным видом рассматриваю этот грязный пол. Жду монаха и его поручений, а его всё нет и нет. Проходит минут 15, он заходит, улыбается всё той же доброй улыбкой и говорит:
— А Вы что здесь стоите? А я вас там на улице высматриваю.
— Так, я жду, когда вы мне выдадите швабру и ведро — хмуро отвечаю я.
— А... Вы хотели в храме прибраться? А полы то в другом месте помыть надо. Ничего страшного? Я не сильно вас задерживаю? — заботливо спросил он
«Всё в порядке» — согласилась я и пошла на улицу вслед за монахом. А про себя всю дорогу думала: «Наверное, нашлось ещё большее размером пространство для мытья пола. Дай Бог, к утру справлюсь»
Мы зашли в помещение, которое сразу напомнило мне какую-то торжественную приемную или кабинет. Там стоял большой стол, висели красивые картины с видами монастыря и иконы. Но больше всего я удивилась, когда увидела полы, которые мне предстояло мыть. Они были чистые.
— Вы точно ничего не перепутали? Здесь делов то на 10 минут — удивлённо спросила я
— Нет-нет. Мы каждый день здесь прибираемся. Вы тогда начните, а я вам пока с собой кое-что соберу. Вы, кстати, с кем приехали? — поинтересовался он
Я рассказала, что дома меня дожидаются 2 подруги и их дети.
И вот, я вымыла и без того чистый пол. Через 10 минут монах вышел с пятью большими пакетами в руках и протянул их мне. Стало настолько неудобно, что я сказала:
— Зачем вы принесли так много подарков? Ведь я ничего особо не сделала. Ну, давайте я хоть завтра приду чем-то вам ещё помогу?
— Ничего не нужно! Вы уже и так помогли. Возьмите. Это вам и вашим друзьям на память о нашем монастыре. От чистого сердца.
Дома я рассказала подругам о таком неожиданном послушании и о том, как чуть не отказала в помощи монаху. Мы вместе рассматривали содержимое наших подарочных пакетов. Сколько же всего интересного там нашлось: несколько томов книг о старцах Псково-Печерского монастыря, иконы, жития святых, Евангелие. Столько радости эти книги принесли моим подругам и их детям!
Но ведь всего этого могло бы не быть, если бы лень и маловерие охватили всё моё сердце. После этой поездки я больше не боялась помогать в уборке храмов и на радостях даже хорошо прибралась дома.
А для себя решила: быть может, Господь таким образом наглядно показал мне, что каждого человека, сумевшего побороть свои грехи и сопротивление, ждёт своя награда и утешение. Вот так я помыла полы в храме...
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер