
Светлана Бакулина
Когда мы бывали в паломнических поездках с друзьями, не раз сотрудники храма обращались к нам за помощью в уборке. Все мои подруги так радовались этому событию, скорее хватали тряпку, ведро и шли намывать пол. Говорили о том, что это очень хорошее, Богоугодное дело. Мол, сам Серафим Саровский наставлял: «... если только тряпочкой протереть пол в доме Господнем, то даже это маленькое дело у Бога превыше других добрых дел встанет».
Я, признаюсь, такой радости не испытывала и если уж просили меня помочь в храме, то старалась найти себе занятие попроще: цветы полить, подсвечники почистить. Что угодно, только не полы. Я и дома у себя их мою без особого энтузиазма.
И вот, как-то в одну из таких паломнических поездок я оказалась в храме без подруг. Стояла на службе, вслушивалась в молитвы, которые там читали. В какой-то момент упустила последовательность и не могла понять заканчивается служба или продолжается. Решила уточнить у монаха, дежурившего в церковной лавке.
— Служба скоро закончиться. А вы могли бы остаться помочь вымыть полы? — добрым голосом ответил он.
«Опять эти полы! — подумала я — ну, зачем я заговорила с этим монахом, только внимание к себе привлекла. Сейчас бы домой пошла, отдыхала бы». Всё внутри меня восстало и бушевало. Ведь я прекрасно успела почувствовать своим лбом, во время земных поклонов, как много песка скопилось на полу. Как представила картину, что мне одной это всё придётся убирать, подруг рядом нет, а ещё я только на днях сделала маникюр, захотелось просто сбежать...
Но монах продолжал смотреть на меня и улыбался такой доброй улыбкой, что я поняла. Он даже не догадывается насколько я не хочу этого делать.
«Ну, что ж когда-то надо было начать бороться с ленью. Видимо момент настал» — подумала я и согласилась помочь.
Дождалась окончания Богослужения. Практически все вышли из храма. Я одна стою с печальным видом рассматриваю этот грязный пол. Жду монаха и его поручений, а его всё нет и нет. Проходит минут 15, он заходит, улыбается всё той же доброй улыбкой и говорит:
— А Вы что здесь стоите? А я вас там на улице высматриваю.
— Так, я жду, когда вы мне выдадите швабру и ведро — хмуро отвечаю я.
— А... Вы хотели в храме прибраться? А полы то в другом месте помыть надо. Ничего страшного? Я не сильно вас задерживаю? — заботливо спросил он
«Всё в порядке» — согласилась я и пошла на улицу вслед за монахом. А про себя всю дорогу думала: «Наверное, нашлось ещё большее размером пространство для мытья пола. Дай Бог, к утру справлюсь»
Мы зашли в помещение, которое сразу напомнило мне какую-то торжественную приемную или кабинет. Там стоял большой стол, висели красивые картины с видами монастыря и иконы. Но больше всего я удивилась, когда увидела полы, которые мне предстояло мыть. Они были чистые.
— Вы точно ничего не перепутали? Здесь делов то на 10 минут — удивлённо спросила я
— Нет-нет. Мы каждый день здесь прибираемся. Вы тогда начните, а я вам пока с собой кое-что соберу. Вы, кстати, с кем приехали? — поинтересовался он
Я рассказала, что дома меня дожидаются 2 подруги и их дети.
И вот, я вымыла и без того чистый пол. Через 10 минут монах вышел с пятью большими пакетами в руках и протянул их мне. Стало настолько неудобно, что я сказала:
— Зачем вы принесли так много подарков? Ведь я ничего особо не сделала. Ну, давайте я хоть завтра приду чем-то вам ещё помогу?
— Ничего не нужно! Вы уже и так помогли. Возьмите. Это вам и вашим друзьям на память о нашем монастыре. От чистого сердца.
Дома я рассказала подругам о таком неожиданном послушании и о том, как чуть не отказала в помощи монаху. Мы вместе рассматривали содержимое наших подарочных пакетов. Сколько же всего интересного там нашлось: несколько томов книг о старцах Псково-Печерского монастыря, иконы, жития святых, Евангелие. Столько радости эти книги принесли моим подругам и их детям!
Но ведь всего этого могло бы не быть, если бы лень и маловерие охватили всё моё сердце. После этой поездки я больше не боялась помогать в уборке храмов и на радостях даже хорошо прибралась дома.
А для себя решила: быть может, Господь таким образом наглядно показал мне, что каждого человека, сумевшего побороть свои грехи и сопротивление, ждёт своя награда и утешение. Вот так я помыла полы в храме...
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело