В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире Радио ВЕРА — программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова, и сегодня в студии со мной наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей Максим Первозванский:
— С Великой Субботой.
Марина Борисова:
— И сегодня мы постараемся вместе с вами подготовить себя и вас к Великому Светлому Празднику Пасхи, который начнётся буквально через несколько часов, и все мы, я надеюсь, встретим его в храме. А вот что нас там будет ждать завтра и на всей Светлой Седмице, мы попробуем разобраться с помощью отца Максима. Итак, осталось всего ничего, мы уже буквально готовы. Так что у нас должно произойти и почему служба, которая когда-то в древности составляла единое целое, служба Великой Субботы и Пасхи, разделилась на две, что у нас об этом напоминает и важно ли это в принципе для нас?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, вообще, действительно, такие службы, как службы Страстной недели, службы Светлой недели, мы можем разве что мечтать в хорошем смысле этого слова, чтобы вот они происходили так, как предписывалось Уставом и, как говорят, совершались в древности, потому что человеку, обычному человеку, это, можно сказать, почти непосильно. Ну, вот если мы говорим про сегодняшний день, то, конечно, это служба, которая начинается в пятницу. Напомню всем нам, что вчера, даже по существующей традиции, у нас три богослужебных собрания, это Царские часы, вечерня с выносом Плащаницы и утреня с чином Погребения. Так вот, эта утреня с чином Погребения, она по логике вещей, в наших храмах совершается в пятницу вечером, а по логике вещей она начинается в пятницу вечером, а заканчивается в субботу утром, поскольку она сама по себе является утреней. Я знаю, что есть монастыри, в которых она так и служится. Не знаю, как сейчас, но когда я был молод, например, в московском Даниловом монастыре, так она и совершалась, с пятницы на субботу в ночь. После этого полагается небольшой расход, то есть отдохнуть, подремать, и, соответственно, после этого небольшого перерыва начинаются службы Великой Субботы. Это, соответственно, опять часы Великой Субботы, вечерня с литургией Василия Великого, «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Служба эта большая, служба эта длинная. На этой службе в древности как раз, раз мы говорим о древности, о традициях и смысле, совершалось крещение оглашенных. В то время, когда мы с вами, уже верные, слушаем в храме те самые 15 паремий. В это время епископ удалялся в баптистерий для того, чтобы крестить оглашенных. И оттуда с пением вместо Трисвятого «Елицы во Христа, крестисьтеся во Христа, облекосьтеся» в белых одеждах, оттуда наше переодевание с чёрного на белое, они приходили в храм, вновь крещеные, все встречали с зажженными свечами, слушали Евангелие, которое читается, и сейчас оно читается на крещении, правда, в несколько сокращенном виде. Вот, и вместе причащались Святых Христовых Тайн. После этого никакого расхода до ночной службы не полагалось. Не то, что служба не заканчивалась. Служба заканчивалась, но если кто-то сегодня из вас был с утра в храме, то вы видели, что в конце храма после отпуста литургии совершалось в центре храма освящение вина и хлеба. Соответственно, это делалось для того, чтобы прямо здесь, в храме, никуда не уходя, оставаться в храме, немножко покушать, выпить красаулечку вина, поесть хлеба, и начинается обычно в это время чтение апостола. И вот верующие оставались в храме, назидаясь слушанием апостола и дожидаясь ночной уже службы. Ну, понятно, что это почти невыносимо для современного человека.
Марина Борисова:
— А современный человек в течение всего дня приходит освящать куличи и пасхи.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, хотя на самом деле, конечно, опять по смыслу куличи и пасхи освящались после ночного богослужения, после освящения Артоса. И действительно, мы, например, так в храме тоже делаем, ставим парочку столов, и те, кто принёс с собой куличи на ночную Пасхальную службу, могут их освятить. Но, во-первых, это неудобно, на ночную службу с куличами. Во-вторых, в нашем народе это замечательно, это превратилось в особый обряд. Когда люди, специальные корзинки, вся эта красота, яйца, куличи, всё это выкладывается так красиво. Детишки такие, вот мы идём в храм освящать куличи и пасхи. Кстати говоря, это то, что прекрасно уживалось в советское время. У меня был научный руководитель Вадим Павлович Володин, так он всегда приходил, мы были такие неверующие совершенно люди, нецерковные, но он всегда приносил кулич, яйцо и говорил: «свящёные». То есть он ходил святить тоже куличи и пасхи. Это то, что как-то вот оно здорово для детей, стариков и атеистов. Это прям вот идеальный обряд. И, соответственно, сложно же, надо подготовиться к Пасхе. Нужно и дома тоже как-то всё переоблачить. Нужно салаты порезать, если ещё не замесить. Нужно там, в общем, как-то вот эта праздничная домашняя суета, она обычному человеку тоже очень нужна. И, кстати говоря, она, конечно, мешает такому погружению в богослужение, но, к сожалению, в богослужение погрузиться могут не только лишь все. Кстати, тоже существовал такой интересный обычай. Я с ним столкнулся где-то в 90-е годы, когда я попытался девушек с клироса привлечь в перерывах между службами к приготовлению трапезы. И мне регентша так строго-строго сказала: клиросных не трогайте. Есть такой обычай, что клиросные не готовят пищу, они и так устают.
Марина Борисова:
— Я свидетельствую, так оно и есть.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, то есть это прямо запрещалось. И поэтому вот перенести одновременно и тяготу всех служб, она начинается, ведь вся Страстная неделя, даже если вы совсем ленивые и не пришли в понедельник-вторник или не служили, то со среды, с последней Преждеосвященной, или служба Великой Субботы, и Страстные Евангелия, и Великий Пяток, который я только что рассказал, это всё очень тяжело. Тяжело физически, на самом деле, да ещё при том, что строгий пост продолжает соблюдаться. Он даже становится ещё более строгим, чем в течение всего Великого поста. Это тяжело, и поэтому службы разделяются на богослужебные собрания, есть расход, есть отдых, и это просто та реальность, с которой мы должны смириться и рассказывать о том, как оно могло бы быть, если бы мы были не мы, а вместо нас тут были бы, как говорила одна моя знакомая, «гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей». Вот, соответственно, если бы вот такие люди бы мы были, и мы бы, батюшки, такие были, и певчие, и прихожане, тогда, наверное, вот так оно могло бы быть.
Марина Борисова:
— Ну, знаете, вот ещё совсем немножко пройдёт время, мы соберёмся в храме, и начнёт происходить то, что очень хочется не только понимать, но и в себя впустить. Почему, мне кажется, важно сказать о разнице этих двух процессов. Очень много, в особенности Великим постом, видишь в храме людей, которые хотят понимать смысл, и это не может не радовать. И то, что они стоят с мобильными телефонами, читают параллельно с тем, что они слышат в храме, пытаясь не отключать голову во время богослужения, это тоже замечательно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, у меня есть знакомые миряне, которые специально впервые в этом году купили Постную Триодь, положили её на самое видное место, и каждый день читали полагающиеся чтения из Постной Триоди. Они сказали, что это просто... Это люди, которые десятилетиями в храм сознательно ходят, причащаются, соблюдают пост во всех смыслах. И что это просто абсолютно другой пост, когда он осмысленный, когда ты хотя бы просто дома, ты не можешь каждый день пойти в храм, но ты прочитал те полагающиеся стихиры и каноны, те самые трипеснцы Постной триоди. Они не такой большой объем занимают, если их просто взять и прочитать, но смысл они задают колоссальный.
Марина Борисова:
— Но вот у нас начинается совсем другая Триодь.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, Цветная.
Марина Борисова:
— И здесь, поскольку праздник, поскольку эмоций очень много и всё очень живо, здесь вот эта функция осмысления уходит как бы немножко за скобки. И очень обидно, потому что Пасхальная служба, несмотря на то, что она полна эмоций, пения, движения, она тоже полна смыслов, и в них бы тоже не мешало бы разобраться. Почему, мне кажется, важно? Вот есть некий контраст. Вот даже начало, вот мы приходим в храм перед пасхальной заутренней, и в храме очень много броуновского движения, каких-то шорохов, каких-то разговоров. И самый трогательный момент, когда всё должно затихнуть, когда свет должен практически исчезнуть, и когда тихо-тихо в храме только священство первый раз запоёт тропарь. Этот момент пропадает.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, это мы в какие-то разные храмы ходим. На самом деле, конечно, движение есть, конечно, есть радостное ожидание, и полной тишины добиться почти невозможно. Но всё-таки вот этот момент между тем, когда занесли после Полунощницы пасхальной Плащаницу в алтарь, эти несколько минут, иногда их две, иногда пять, иногда десять даже. Вот эта тишина и ожидание, когда ничего не происходит, а потом выходят пономари, соответственно, выходят алтарники в белых стихарях, соответственно, с фонарём, с крестом, с Евангелием выстраиваются, да, идёт какая-то, как бы сейчас сказали, движуха. Вот, идет какое-то движение. Но вместе с тем, конечно, никаких криков, разговоров и так далее не совершается, потому что все... Да, еще же нужно помнить, что... И мы можем сказать, что к сожалению, но я скажу, что с радостью, что на пасхальную ночь приходят люди часто не очень церковные. Те люди, которые ходят в храм, может быть, раз-два в год. И понятно, что для них не всегда возможно прочувствовать какие-то моменты. И, слава Богу, я последние годы не вижу на Пасху пьяных. В советское время, даже в начале 90-х, их было довольно много. То есть люди выпили и пошли смотреть крестный ход. Вот примерно так это могло выглядеть. Вот сейчас, по крайней мере, у нас этого практически нет. Может быть, там кто-то, один-два человека с запахом, но и то не вдребадан. Знаете, как Новый год, да, у нас встречают? Сначала надо старый проводить, а потом новый. Вот такая неправильная светская логика. Вообще, вот это ожидание Пасхи, оно, на мой взгляд, очень... Я это прям переживаю и чувствую.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова, и со мной в студии наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский. И мы говорим о Пасхе. Вот началась заутренняя, начался крестный ход, вот это стояние перед закрытыми дверями храма. В принципе, я думаю, что люди, те, кто ходят в храм постоянно, и не первый год, всю символику пасхальной заутрени знают. Посмотреть ее, я думаю, тоже не проблема в разной интерпретации, в интернете, каждый, кому интересно детали, что означает то или другое действие, связанное с пасхальной заутреней, тоже можно. Но включиться в то, что происходит, включиться в динамику этого действия, потому что очень много движений. Мы привыкли, что в церкви надо стоять, и там что-то происходит где-то впереди, а вот здесь происходит вокруг, происходит такое ощущение, что ты всё время в это движение включаешься невольно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Но ты всё равно стоишь, на самом деле. После крестного хода всё-таки для меня это так тоже, когда ты в храме именно стоишь, народ, вот он стоит, хотя всё это происходит вот вокруг.
Марина Борисова:
— Вокруг тебя всё движется, и ты вроде как тоже внутри.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, и ты вроде тоже как движешься. Но мне кажется, что здесь, вот смотрите, тут очень важно, особенно если мы сегодня об этом говорим, а вот уже через пару часов или сколько-то мы будем в храме, и не превратиться в сороконожку, которая, знаете, да, начала думать, как ей ходить, и упала, запутавшись ногами, ни шагу пройти не смогла. Потому что всё-таки вот именно службы Страстной недели, службы на Пасху, службы Светлой недели, они так устроены, что они пригодны для прямого восприятия. Знаете, это примерно, как можно размышлять о том, какой запах у сегодняшнего ладана: роза, с оттенками жасмина. Вот тут явно... Нет, это всё-таки не ватопедский ладан, а скорее из Дохиара. А можно просто вдохнуть и улететь на небо. Потому что и сказать вслед за послами князя Владимира: не знаю, где я был, на земле или на небе. Потому что есть, вот в нашей службе есть Логос, несомненно. То есть вот такое логическое, смысловое восприятие и подачи и восприятие. А есть непосредственное, такое детское, когда ты просто чувствуешь. Вот просто чувствуешь, потому что ты, как вы совершенно справедливо сказали, вовлечён во всё это. Потому что и тогда действительно, точно так же, как все службы Великого поста могут быть сведены к словам: «Господи, помилуй». А все службы Пасхи могут быть сведены тоже к двум словам — «Христос воскресе». И этого достаточно, потому что ты, если ты сумеешь в это время переживать и быть соучастником Воскресения Христа, если ты сумеешь, не зная даже этих вот логосов, почувствовать себя свидетелем Воскресения, спеть всем народом в храме «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу», поклониться Ему воскресшему, то и не так страшно, что... вот смотрите даже как интересно получилось, да, у нас же Пасхальный канон, я когда об этом узнал, я просто поразился в свое время, лет 20 назад, что Пасхальный канон поется в наших храмах на мелодию «Барыни», «Барыня, барыня, сударыня-барыня», и народ, стоя в храме, в общем, приплясывал, вот то самое вовлечение в действие, оно прямо непосредственно осуществляющееся, то что да, сложный он — пасхальный канон, вот если его не сесть и с ручкой не разобрать, то греческая грамматика, при всей понятности славянских слов, оказывается таким неким препятствием, и поэтому я бы советовал это сделать сейчас, накануне Пасхальной службы, чтобы не погружаться уже потом.
Марина Борисова:
— У нас впереди целая Светлая седмица.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, вот, впереди Светлая неделя. Нам же надо будет над чем-то размышлять, не только есть, пить, спать, гулять, как бы... Ходить на крестные ходы, звонить на колокольне и так далее, ну и о чём-то подумать. Вот подумать можно взять пасхальный канон, который, кстати говоря, будет всю неделю заменять утреннее и вечернее правила, и даже подготовку к Святому Причащению. Тот самый Пасхальный канон. Возьмите карандашик, возьмите книжечку, зайдите в интернет, переведите его для себя, попробуйте изложить стихами, сначала ямбом, потом хореем, такое творчество литургическое личное, проявите, и будет вам счастье.
Марина Борисова:
— Но всё-таки у нас есть повод поразмышлять и на пасхальной службе. Я имею в виду нашу традицию размышлять о смысле богослужения, исходя из тех евангельских отрывков, которые звучат во время литургии.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это единственное, что будет читаться, а не петься на этой службе.
Марина Борисова:
— Да, так вот, удивительный отрывок из Евангелия от Иоанна, с первой главы, стихи с 1 по 17, мы, казалось бы, должны слышать что-то приуроченное к Воскресению Христову, а что мы слышим? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». То есть это настолько неожиданно, не то, что мы предполагали услышать сейчас, но вот мы были на службе Двенадцати Евангелий, они все были посвящены одной теме. И вроде тут ты ожидаешь, что вот сейчас будет что-то о Воскресении Христовом, и вдруг что-то совершенно глубочайшее и абсолютно другое.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, во-первых, всё-таки о Воскресении Христовом мы уже услышали в Великую Субботу, и, кстати говоря, именно поэтому некоторые люди и говорят, вот в белое облачение оделись, всё, Христос Воскрес. На самом деле, конечно, нет, и облачение, как я уже сказал, белое из-за крещения оглашенных, а не из-за Воскресения Христова, но Евангелие читалось от Матфея, которое на самом деле читается один раз в год. Вот у нас есть каждую субботнюю воскресную всенощную чтение 11 отрывков из Евангелия, но это не читается целиком. Оно читается только в Великую Субботу после переоблачения в тот самый белый цвет, и поэтому мы это всё уже услышали. С другой стороны, тот отрывок, который вы сейчас прочитали, это ведь тоже о Воскресении. «Свет во тьме светит, и тьма Его не объяла. В нём была жизнь». Это же важнейшее откровение о том, чему свидетелями мы сейчас являемся. А непосредственно воскресные отрывки мы будем слышать всю неделю, и на крестных ходах мы будем читать, и на литургии, ну, то есть это всё будет, это всё нас и так обнимает, а вот сказать о глубоком по-настоящему богословском смысле и сущностном смысле произошедших событий, что не просто вот, ну, Учитель, он когда-то там как-то воскрес, мы теперь за него радуемся, прошло 2000 лет, а нам-то что? Вот эта вот история, да, мы Евангелие читаем, тут вот совсем недавно я наткнулся на воспоминания Есенина. И он говорит о том, что он сейчас читает Евангелие, открывает для себя глубочайшие истины, но он воспринимает Иисуса как удивительного совершенного человека, и не так, как об этом учит церковь. Ну, это какой-то фрагмент его жизни, я не говорю сейчас в целом, как Есенин там относился, был ли он там, насколько он был верующим. Не об этом. И вот это вот восприятие, ну да, мы все услышали о том, что был такой замечательный человек, ходил 2000 лет назад по Галилее, Его убили, и даже Он воскрес. Классно. А мне-то чего? И вот этот отрывок, он как раз говорит о том, что это мне, что это значит вообще глобально, что это не просто отдельно взятое историческое событие, а это жизнь всех людей, это касается каждого из нас, что Он Своим Воскресением дал жизнь и Воскресение в Его Царстве каждому из нас.
Марина Борисова:
— Но завтра будет ещё одна удивительная служба, которую к нашей печали мы не всегда посещаем, потому что всё-таки ночная литургия, потом праздничные радостные встречи на протяжении целого дня. И на Великую вечерню, которая служится обычно часов в 4 или в 5 в московских храмах, далеко не все приходят, и очень жалко, потому что служба совершенно потрясающая.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я только один раз за всю свою жизнь пропустил Великую вечерню, причём не по своей вине. Так получилось, как бы, ну не смог. И это была катастрофа. Это реально была катастрофа, потому что Великая вечерня — важнейшее богослужение вообще дня Пасхи. И поэтому, пожалуйста, завтра оторвите свои уже насытившиеся чрева от диванов, кресел, стульев, застолья, и обязательно отправляйтесь в храм. Эта служба 30 минут. Реально, 30 минут. Но именно она не даст вам потерять Пасху за всей этой замечательной жратвой, которую мы должны, конечно, завтра и сегодня уже в ночь начинать употреблять, и поэтому это правда важно. Патриарх служит службу в Храме Христа Спасителя. Всё духовенство, на самом деле, собирается именно там, и только по одному священнику оставляют в храмах для совершения этой службы. На нём возглашается удивительный прокимен, который мы все очень любим: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты, еси Бог творяй чудеса». Именно, между прочим, на этой службе по-хорошему и совершается то самое христосование, которое у нас переносится с ночи, потому что не пойдёшь ты с яйцами всё-таки на ночную службу, не будешь ими делиться, и нет времени, а тут вот прийти, порадоваться, и не забывать, что можно весь день Пасхи, это тоже важно, можно позвонить в колокола. Только будьте готовы, что не в каждом храме в течение 24-х часов в день колокольня будет открыта. Заранее узнайте график, потому что должен быть звонарь, а ему тоже хочется разговеться. Вот, он должен с вами туда подняться, он должен рядом с вами стоять, чтобы вы там не прыгнули с колокольни или не порвали чего-нибудь, да? Поэтому вот узнавайте в ваших храмах, когда иногда это в 2 часа, иногда 3, то есть и приходите на вечерню, приходите звонить. Вот так и хочется сказать: «Христос Воскресе», но еще чуть-чуть рано.
Марина Борисова:
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА — наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский. И мы говорим о Пасхе, о Светлой Седмице. Вот есть такой роман у Хемингуэя, который называется «Праздник, который всегда с тобой». Это вообще про Париж. Так вот, Светлая Седмица — это то, что даёт, мне кажется, ключ к пониманию, что праздник всегда с нами, потому что праздник Пасхи не заканчивается никогда, он не заканчивается воскресеньем, он длится, длится и длится. И вот почувствовать это можно только на Светлой Седмице в полную меру, потому что сколько бы мы через голову ни пропускали, что каждое воскресенье мы празднуем то же самое. Но одно дело — понимать, а другое дело — ощущать всем организмом. Вот это происходит только на Светлой.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вообще, на самом деле, да, мы в нашей программе регулярно рассказываем о том, как появились другие праздники христианские, в каком веке Церковь начала праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы или еще что-нибудь. И на самом деле, почему в ранней Церкви не было никаких праздников? Было Воскресение. Это был единственный понятный праздник. Даже Рождества Христова не было как праздника отдельного, потому что это событие и это переживание Воскресения было настолько и должно быть таким глубоким, единым и всеобъемлющим, что больше ничего и не надо. А потом постепенно христиане, как я где-то в одном месте прочитал, захотели быть как все. Ну, со временем. И с одной стороны, да, мы видим, как обогащается богослужебный круг, мы видим, как церковный год принимает свою нынешнюю форму, когда мы празднуем разные праздники, и один, и второй, и третий, у каждого свой. Я ведь являюсь сторонником того, чтобы у каждого праздника был свой цвет, запах, вкус, чтобы мы ныряли в прорубь на Крещение, чтобы мы ветками зелёными украшали праздники на Троицу, чтобы мы виноград и яблоки светили на Преображение, чтобы всё это было.
Марина Борисова:
— И пекли жаворонков на 40 мучеников.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Обязательно, да, и выпускали птичек на Благовещение. Это очень важно, но на самом деле всё это говорит как раз о том, что вот это переживание единственного и уникального события Воскресения Христова мы не можем удержать в себе в течение года, так как это вот с тем праздничным, как вы сказали совершенно справедливо, отношением, каким должны бы были. И да, это действительно, как церковь называет, Праздник праздников, Торжество из торжеств. Пасха не входит в число двунадесятых праздников. Это абсолютно уникальное, над всеми стоящее, всё собой наполняющее событие, которое, собственно, и делает христиан христианами. Любой праздник можно не праздновать, не переживать, не почувствовать, но если ты не чувствуешь Пасху. Ну потому что, как говорит апостол Павел, если Христос не воскрес, то наша вера тщетна, тщетна наша надежда, бедный я человек, говорит он, правда, по другому поводу, тогда действительно всё бессмысленно, бессмысленно праздновать, освещать виноград, купаться в проруби, выпускать птичек, если Христос не воскрес. А если Он воскрес, то вот это всё остальное тоже становится просто вишенками на этом большом торте, который мы можем вкушать духовно.
Марина Борисова:
— У нас всю неделю будут очень похожие службы.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да вообще одинаковые, с маленькими-маленькими нюансами.
Марина Борисова:
— И каждый день будет крестный ход. Это, я думаю, не для всех сюрприз, но я знаю, что есть некоторые люди, которые не подозревают, что крестный ход на Светлой Седмице совершается каждый день.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Каждый день после окончания Божественной Литургии утром, конечно, люди, которые идут на работу, могут не успевать, вот, потому что, в общем, как правило, служба служится, там, в 8-9 часов она начинается, к 10 она заканчивается, там, к 11 даже, может быть, к пол-одиннадцатого, и вот в это время совершается крестный ход. Но если у вас возможность есть, то вы можете отпроситься на 15 минут, вот, и сбегать на крестный ход. А если нет, то в некоторых храмах, и, кстати говоря, я знаю людей, которые именно так и делают, и больше того, им это даже больше нравится, которые после работы идут на вечернюю и утреннюю, потому что это тоже повторение пасхальной службы, это пасхальная вечерня, о которой мы говорили, и Пасхальная заутреня, о которой мы говорили. Те же самые стихиры, те же самые каноны, то же самое «радостию друг друга обымем, и ненавидящих нас простим вся Воскресением, и тако возопиим». То есть всё это есть. И вечером, вот, допустим, после работы, если нет возможности пойти с утра. Вот я, правда, знаю людей, которые не могут ходить даже дважды, они могли бы, то есть работы нет, бабушки какие-то еще, которые вот эту вечернюю службу любят даже больше, чем утреннюю с крестным ходом. Ну, я больше люблю утреннюю с крестным ходом, а в молодости прям вот любил эту утреннюю, которая на Светлой неделе служится, и эти стихиры потрясающие.
Марина Борисова:
— Но в любом случае, если есть какая-то возможность продлить это ощущение длящейся и нескончаемой пасхальной службы, пасхальной радости...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Можно разнообразить это всё. Можно ходить в разные храмы. Можно поехать в паломничество в какой-нибудь монастырь. Мы, например, всегда стараемся поехать в Троице-Сергиеву Лавру, потому что я не один священник в храме и служу у себя в храме не каждый день. И вот когда я не служу, я обязательно стараюсь или пойти рядом с домом и возрадоваться вместе со своими соседями, не по храму, а по месту, где мы живем, или поехать, как я уже сказал, в Лавру, или ещё куда-нибудь. Потом, это же, дай Бог нам хорошей погоды, ты сразу после храма ты идёшь, где-то гуляешь, храмы часто расположены в парке, ты можешь там купить себе мороженое, или взять какой-нибудь противный и вредный для здоровья фастфуд, и идти и радоваться, и петь вместе с птичками о том, что Христос воскрес.
Марина Борисова:
— Но у нас есть ещё такие добавления, что ли, к радости, которая и так уже вроде тебя переполняет, добавляются ещё какие-то штрихи. Вот во вторник, Светлой седмицы, мы ещё будем отдельно почитать икону Иверскую.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну не отдельно. Мы даже её канон будем тоже петь. Он не будет читаться, он будет точно так же петься. Икона Иверская будет лежать на аналое, мы будем её вспоминать, но всё равно, она не затмевает пасхальной радости. Я даже не знаю, какой тут глагол-то употребить, я бы даже не сказал, что она его дополняет. Потому что чем можно дополнить пасхальную радость? Ничем. Это всё можно дополнить пасхальной радостью. Но вот мы вспоминаем ещё Иверскую, как главную, почитаемую московскую святыню, хотя она, конечно, в данном случае является не местночтимой, а именно общецерковной, и традиция вторника Иверской, это даже не русская традиция, а гораздо более древняя. Как победа над иконоборчеством, как вот это удивительное чудо, когда икона была прободена копьем воина-иконоборца. Кстати говоря, вот именно на примере Иверской, точно так же, как на примере акафистов, например, другим иконам, мы видим, насколько акафист является агиографическим или житийным жанром. Вот ты такой прочитал акафист или прослушал его, и всё про Иверскую знаешь, и чего, и как, и откуда, и как она в Россию попала, вот прям чудесно. Поэтому, ну да, это действительно ещё один оттенок жизни для нас, это почитание Матери Божьей. Кстати, тоже удивительно, что и мы вспоминаем очень немногие события, которые могут вот так всё-таки быть не перенесены и не отменены празднованием Светлой недели. Это празднование Матери Божьей Иверской, «Живоносный источник» в пятницу. Если попадает Георгий Победоносец, вот шестого, то, соответственно, тоже служба ему служится. То есть такие большие-большие, бденные, как говорит устав святые, они отмечаются все-таки церковью, но опять не как отдельно, а именно как в дополнение. Каноны не читаются, а поются. Вот все на службах, все поется. Псалтырь отменяется. Поклоны отменяются. Еще последние поклоны были перед Плащаницей в Великую Пятницу. Но важно, что чтения отменяются. Если мы готовимся причащаться, это было бы здорово. Всё-таки на Светлой неделе надо причащаться. Если настоятель вашего храма не думает по-другому, то хорошо бы причащаться. Если вдруг он думает по-другому, послушайте его. А потом, когда Светлая неделя кончится, попробуйте с ним об этом поговорить. Вот, что хорошо бы, жалко, так что в споры только не вступайте. А тогда, причём не обязательно и не нужно, если вы, это я хотел бы это подчеркнуть, потому что есть недопонимание, если вы Великим постом постились, если вы исповедовались, то не нужно мучить священника своей исповедью, не нужно мучить себя каким-то новым постом, вы можете спокойно приступать во время Светлой недели к Причастию без исповеди и без подготовки такой постной. Необходимо прочитать канон ко святому и вообще все и каноны молитвы ко святому Причащению, ну и желательно, если вы это умеете, можете пропеть тот самый Пасхальный канон, о котором мы уже тоже говорили. И, пожалуйста, натощак, приходите и причащайтесь, хоть каждый день причащайтесь, но, подчеркиваю, если вы постились Великим постом, а то я однажды был свидетелем, тоже батюшка отец Артемий Владимиров, дорогой, любимый, как-то еще лет 10 назад также сказал, что приходите причащаться на Светлой неделе, там никакой пост не нужен, и народ такой: ага, значит, можно не поститься Великим постом, и можно так спокойно просто без всякого поста и без всякой подготовки приходить на Светлой и причащаться. Вот нет. Если в Пасхальную ночь, и мы действительно слышим слово Иоанна Златоуста огласительное: «Приидите все, постящиеся и не постящиеся, телец уготован, насладитесь все». В пасхальную ночь, действительно, по благословению Святейшего Патриарха, любой человек, если он верующий, православный, не еретик, не раскольник, может прийти в храм и причаститься Святых Христовых Таин. Если только вы, конечно, не исповедовались год перед этим, то надо и поисповедоваться все-таки. Вот, а если вы и на Светлой, тогда уж извините, давайте попоститесь, только не на Светлой попоститесь, на Светлой не надо, надо почтить праздник действительно там трапезой. А на будущий год всё-таки по возможности, опять, я сейчас не говорю про... много всего пытаюсь впихнуть, поэтому говорю быстро-быстро и так дёргано. Понятно, что по состоянию здоровья не все могут соблюдать пост, так как это предписывает церковь. Но если вы постарались, и как могли, всё-таки этот пост соблюдали, отказались от чего могли, от чего там по здоровью, по обстоятельствам жизни вы смогли, то, конечно, приходите и причащайтесь. И поститься на Светлой неделе не нужно. И на исповедь приходить тоже не нужно. Я, например, даже не выхожу на исповедь. Если у вас там такие грехи, что вы не можете без исповеди, ну, подождите окончания Светлой недели, приходите потом на исповедь, уже тогда будем с вами разбираться. А так, пожалуйста, приходите, причащайтесь.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, протоиерей Максим Первозванский. И мы говорим о Пасхе, о Светлой Седмице, о том удивительном времени, которое для нас начинается буквально через несколько часов. У нас есть ещё такие памятные дни, которые бывают только на Светлой Седмице. В среду память Собора преподобных отцов на горе Синае подвизавшихся, и в пятницу память чтимой иконы «Живоносный источник». Что касается Синайских отцов, я думаю, что даже не столь интересно, почему исторически так сложилось, сколько интересно роль самой горы Синай и вот этого монастырского братства, которое с древних веков сложилось там у подножия этой горы. Всё-таки это гора Моисея.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Как она красиво называется в церковных песнопениях — Богошественная гора Синай.
Марина Борисова:
— Так вот эта Богошественная гора, почему нам полезно о ней вспомнить? Всё-таки мы вспоминаем о Воскресении Христовом, то есть это уже не ветхозаветное, это новозаветное время. Почему нам полезно в это же время вспомнить о Моисее и о том, что связано с ним?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, если мы вспомним тот евангельский отрывок, который читается в пасхальную ночь, то там ведь тоже есть указание на Моисея. «Закон дан через Моисея, благодать же через Иисуса Христа». Это соотнесение Ветхого Завета и Нового. Ну, как-то, знаете, у нас звучит Ветхий Завет, ну, это уже что-то ветхое, да, это уже что-то нам ненужное, но надо же помнить, что Ветхий Завет дан нам тем же Богом, что и завет Новый, мы другие, завет другой, Бог тот же, Бог неизменен, всегда, «днесь, той же и во веки». Но с Адамом у Бога был один завет, с Ноем у Него был другой завет, с Авраамом у Него был третий завет, с Моисеем у Него был четвёртый завет, и, соответственно, Новый завет, в котором мы с вами живём, это та самая благодать, которая дана нам через Иисуса Христа. И мне кажется, вот то, как я сейчас хотя бы так вот совсем по верхушкам перечислил, да, нам это полезно помнить, нам это полезно знать. И действительно, монастырей-то много. И с точки зрения какой-то, наверное, может быть, благочестия, влияния на церковную жизнь, на церковную историю, были и есть монастыри не хуже. Это и обитель Саввы Освященного, это и Студийский монастырь, да. Напомню, что там до XIII примерно века даже русская церковь жила по Студийскому уставу. Сейчас мы с вами живём по уставу монастыря Саввы Освященного, так называемому Иерусалимскому уставу богослужебному. По Синайскому вроде и не живёт никто, да, а на Афоне сколько чудесных монастырей есть. Поэтому да, значение этого монастыря как монашеского братства может быть и ничем особо сильным не выделяется, но гора Синай, она же гора Хориф, это гора Богоявления на самом деле, потому что и Илье Пророку тоже. Это та же самая гора, на которой было явление Бога в виде «гласа хлада тонка». Вот. И Моисею, соответственно, там... Это важно. Это место, где Бог являл себя. Это место, где Моисей получил откровение в Неопалимой Купине. Это место, где он получил скрижали Завета. Вот. То есть это место, на котором человек общается с Богом. И я думаю, что вот в этом один из смыслов, но дальше я бы не стал что-то прям притягивать. Так не учился исторически, но так сложилось.
Марина Борисова:
— Так сложилось, плюс ещё со времён Иоанна Грозного опекалась эта обитель так или иначе русскими православными и царями, и церковью.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну и, возможно, мы чего-то не знаем. Потому что есть события, которые действительно стали такими общецерковно почитаемыми, будучи первоначально вполне себе местными и локальными. «Воспоминание великого землетрясения в Константинополе». Замечательно. А у нас оно церковный праздник. Поэтому «Положение Ризы Матери Божьей во Влахерне», но мы не во Влахерне, почему мы должны праздновать? Ну, празднуем, так сложилось. Есть такой праздник в календаре.
Марина Борисова:
— А как прекрасно звучит Ризоположение.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, Ризоположение. И церкви у нас есть ризоположенские, и не одна. Вот, Сорок мучеников одна, а ризоположенских я знаю две только в Москве. Вот, а может, и больше есть, я просто не особо вникал. Вот, поэтому да, есть такой праздник, замечательно, вспоминаем. А название-то какое? Все-таки я бы еще раз обратил на него внимание. Богошественная гора Синай.
Марина Борисова:
— Но у нас ещё в пятницу чудесное воспоминание иконы Матери Божьей «Живоносный источник». Там вообще всё замечательно. И житийная история, связанная с обретением этого источника будущим императором Львом.
Протоиерей Максим Первозванский:
— И пасхальное освящение воды. Красота какая!
Марина Борисова:
— Вот, а об этом, пожалуйста, поподробнее.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну вообще вот так вот по уставу вода освящается несколько раз в год всего. Ну да, по необходимости. Вот у нас в храме каждое воскресенье служится, практически каждое воскресенье служится водосвятный молебен. А так вот именно уставные богослужения, это, конечно, всеми нам известные великие освящения на Крещение Господне, на Богоявление. А также вот я могу ошибиться, и я думаю, вы меня заранее простите, но вот если так загибать пальцы, то вот это следующее, вот до этого и нету уставных богослужений с освящением воды, ещё будет освящение 1-го, 14-го августа на Изнесение Древа Честного Животворящего Креста, и, наверное, ещё, мне кажется, где-то ещё было. Вот так я сейчас вспоминаю, где-то мы еще освящаем воду, не могу сейчас вспомнить, буквально несколько раз в год. И это такое вот пасхальное водосвятие. На исходе Светлая неделя, и, вы знаете, вот дети, старики и такие чудаки, как я, мы очень любим, когда нас кропят святой водой. Это же здорово, это есть такие вот архетипичные действия, когда нас помазывают святым елеем, мы чувствуем эту благодать, когда нас окропляют святой водой, когда нам дают кусочек просфорки. Это такие важные моменты, когда мы реально ощущаем действие благодати. И вот это пасхальное кропление, освящается вода, с этой водой совершается крестный ход, хотя, конечно, кропление святой водой, оно во все дни Светлой недели на крестных ходах осуществляется, но это та старая святая вода, а та новая. Свежая, с нерастраченной благодатью.
Марина Борисова:
— Но помимо того, что вот, казалось бы, вот уже радости нет предела, и тут ещё, потому что когда тебя кропят водой, это помимо тебя ощущение радости, оно...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, это просто, вот я почему говорю, старики, дети блаженные. То же самое, что на последнем дне Светлой недели, в Светлую субботу, раздробляется и раздаётся артос.
Марина Борисова:
— Вот мне кажется, надо напомнить нашим радиослушателям, что же такое артос вообще? Просто большая просфора, или нет?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, это не просфора. Это не просфора. На артосе не совершается проскомидия, не совершается богослужение. Артос — это, да, такой большой красивый хлеб с печатью, с иконой Воскресения Христова на крышке. Он может быть маленький, размером с куличик, если храм маленький, прихожан мало. Может быть громадного размера, испечённый в 10-литровой кастрюле. Вот я такие видел, и это особое искусство пропечь такой куличик. Это просто хлеб, квасной хлеб, он освящается в пасхальную ночь после того, как уже мы все причастились, после того, как совершён отпуст, священник читает специальную молитву на освящение артоса, кропит его святой водой. С этим хлебом совершается крестный ход. Вместе с иконами, вместе с крестом, вместе с иконой Воскресения Христова каждый день на крестные ходы этот артос выносится. А на пасхальной субботе этот хлеб раздробляется. На практике в большинстве случаев, если артос особенно не один, а их несколько, могут освящать. Он раздробляется заранее вечером или утром.
Марина Борисова:
— Ещё он в течение всей Седмицы Светлой стоит на аналое.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, он стоит прямо по центру в Царских вратах обычно. Вот если люди спрашивают, а что это у вас на столике стоит перед Царскими вратами? Это вот он, да. Он раздробляется и раздаётся верующим. А дальше к нему отношение, подобное отношению к Богоявленской святой воде. Действительно, если у человека нет возможности причаститься Святых Христовых Таин, а очень хочется как-то быть ближе к Богу, то пьется Богоявленская крещенская святая вода и вкушается частица артоса. А так он благоговейно лежит где-нибудь у вас в красном углу, посмотреть, чтобы он не заплесневел, не испортился, можно его принести домой, раздробить на маленькие кусочки, пусть он так вот у вас так и лежит, и вы благоговейно можете его вкушать в какие-то ответственные и важные моменты в своей жизни, когда у вас нет возможности причаститься.
Марина Борисова:
— Ну вот мы подходим к завершению Светлой Седмицы, но ведь это не завершение праздника.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Так это звучит. Мы сейчас с вами через пару-тройку часов только её начнём, а наши радиослушатели уже слышат, что мы подходим к её завершению. Да, нет, конечно, Пасха будет продолжать праздноваться 40 дней. Это уникальное, мы только что с вами говорили, что это Праздник праздников, Торжество из торжеств. У большинства двунадесятых праздников, а двунадесятый праздник отличается от обычного, какого-то красного дня в календаре, то, что у него есть предпразднство и попразднство, то есть такие праздники, как Рождество, Крещение, Преображение, празднуются не один день, а они празднуются от 3-4 до 8 дней. Пасха празднуется 40 дней. Все 40 дней мы будем петь ежедневно Христос Воскресе. Вместо молитвы «Царю Небесный» мы поем или читаем тоже тропарь Воскресения Христова, «Христос Воскресе из мертвых». Облачение красное, по воскресным дням будет петься тот самый канон Пасхи с открытыми Царскими вратами, на воскресной всенощной мы будем петь «Воскресение Христово видевши» трижды, а не один раз. И вообще, как бы Пасха не закончилась, и мне всегда так бывает обидно, у нас рядом с храмом Правительство Москвы всегда на Пасху последние годы устанавливает такие красивые пасхальные яйца. И не только рядом с нашим храмом, а вообще по всему городу, по всей Москве такая символика Пасхи в течение всей Светлой недели присутствует. Очень красиво, здорово, с подсветкой. А потом Светлая неделя заканчивается, и уже, по-моему, даже в прошлом году чуть ли уже не на Светлую субботу её убрали, тогда как всё-таки Пасха празднуется 40 дней, и жалко, что так быстро её убирают. Не надо этого делать, если вы нас слышите. Оставьте на подольше.
Марина Борисова:
— А ещё в течение всей Светлой седмицы открыты все двери в алтарь в храме, и все службы совершаются при открытых царских вратах.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, царские врата, будучи открытыми перед Пасхальным крестным ходом, Пасхальный крестный ход, вот мы сейчас с вами через пару часов увидим, как он выходит из открытых Царских врат, и Царские врата закрываются перед всенощной Фоминой недели. То есть вечером в следующую субботу будет спет тропарь: «Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение». И царские врата закроются на несколько минут, чтобы открыться уже на всенощное бдение Фоминой недели, ну и дальше уже они будут открыты и закрыты по обычному чину.
Марина Борисова:
— Ещё все 40 дней до Вознесения на престоле будет лежать Плащаница.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, это тоже интересная и важная особенность, что Плащаницу, когда её заносят накануне пасхального, прямо перед крестным ходом, после совершения Пасхальной полунощницы, Плащаница полагается на престол. И так она пребывает на престоле все 40 дней празднования Пасхи. Соответственно, Божественная Литургия совершается на Плащанице. И вообще, если честно, это так странно за несколько часов до начала Пасхального богослужения размышлять о том, как это будет уже после того, как мы будем Пасху праздновать вовсю. Всё-таки события Страстной и Светлой недели настолько непосредственно нами переживаются, как то, в чём мы участвуем, то рассказывать о том, в чём мы ещё не поучаствовали, а только собираемся, для меня немножко странно. Всех я хочу, конечно, поздравить с тем, что мы, слава Богу, и в этом году дожили до Светлого Христова Воскресения, пожелать нам всем Светлой Пасхи.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Поздравляем вас всех с наступающим, великим, светлым, самым главным в нашей жизни праздником — Воскресения Христова, с Пасхой.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Храни нас всех, Господь.
Марина Борисова:
— До свидания.
Все выпуски программы Седмица
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Ольга Богаевская. «Сын»
— Андрей Борисович, какая занятная репродукция висит у вас над обеденным столом!
— А, это работа художницы Ольги Богаевской, «Сын» называется. 1965 год. Подлинник картины хранится в художественном музее в Якутске. Давайте-ка, Маргарита Константиновна, я свет включу, чтоб удобнее было рассматривать.
— Спасибо большое! Посмотреть тут есть на что. Сколько динамики в сюжете! Толпа движется по мосту. За плотным человеческим потоком едва видны перила, река и панорама города. А на переднем плане навстречу людям идёт хрупкая женщина с ребёнком на руках. Блузка в полоску, волосы перехвачены белой косынкой.
— Смотришь и безошибочно определяешь, что именно молодая мама — главная героиня картины.
— Конечно, ведь она держит малыша, а полотно называется «Сын».
— Даже если не знать названия! Посмотрите, в толпе есть настоящие красавицы — большеглазая брюнетка, блондинка с ярким платочком на шее. Но мы, зрители, невольно удерживаем внимание на неприметной женщине в полосатой блузке.
— Наверное, благодаря малышу, которого она держит?
— Да, годовалым карапузом в синем беретике невозможно не залюбоваться. К тому же он единственный на картине повёрнут лицом к зрителю.
— Заглядывает в самую душу широко распахнутыми чистыми глазками.
— Но все-таки смысловой центр изображения — мама малыша. Ребёнок — сокровище, которое она обрела. И художница рассказывает нам в деталях, как это обретение изменило её жизнь.
— Про какие именно детали вы говорите?
— А вот обратите внимание на предметы в руках у женщин. Брюнетка держит огромный букет тюльпанов. Блондинка — яркие журналы и модную сумочку. А у юной мамы через локоть перекинута плетёная сумка-авоська, в которой детская книжка, бутылка молока и апельсины.
— Всё это предназначено для ребенка!
— Так тонко Ольга Богаевская раскрыла тему материнской любви. Можно сказать, служения!
— Богаевская, Богаевская... Не она ли иллюстрировала в своё время книжку Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»?
— Она! Ольга Борисовна блестяще передала сюжет этого проникновенного произведения в зрительных образах. Художница умела показать сложный внутренний мир героев, взаимодействие душ, и потому была востребована как иллюстратор. Её рисунки украсили многие книги в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века.
— Такая занятость в книгоиздательстве могла пойти в ущерб живописи, как это нередко бывает у художников. Но картина «Сын» доказывает, что с Ольгой Богаевской этого не произошло.
— О, нет! Она в 1940 году окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, и с тех пор ежегодно участвовала в выставках со своими картинами. Из-под кисти Богаевской выходили выразительные портреты, воздушные натюрморты. Но её любимая тема это, конечно, жанровые полотна со сценками из жизни, правдиво и трогательно рассказывающие о любви.
— Такие, как замечательное произведение «Сын», с которым я познакомилась благодаря вам, Андрей Борисович.
Картину Ольги Богаевской «Сын» можно увидеть в Национальном художественном музее республики Саха Якутия, в городе Якутске.
Все выпуски программы: Краски России
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России