Москва - 100,9 FM

«Волоколамский край». Михаил Сылка, Марина Запорина

* Поделиться

У нас в гостях были глава Волоколамского муниципального района Михаил Сылка и краевед Марина Запорина.

Мы говорили с нашими гостями об истории, достопримечательностях и святынях Волоколамского края, а также об усадьбе Осташёво, связанной с семьей Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых.


К. Мацан 

- «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, дорогие друзья. В студии моя коллега Алла Митрофанова 

- А. Митрофанова 

- Добрый светлый вечер. 

К. Мацан 

- Я Константин Мацан. И приветствуем наших гостей, мы сегодня поговорим о жизни, быте, истории, судьбе Волоколамского района, удивительного места. И у нас в гостях глава Волоколамского муниципального района Михаил Иванович Сылка, добрый вечер. 

М. Сылка 

- Светлый вечер. 

К. Мацан 

- И Марина Владимировна Запорина, краевед, человек, знающий все о Волоколамском районе, об этих местах. Добрый вечер. 

М. Запорина 

- Добрый вечер. 

А. Митрофанова 

- Марина Владимировна качает головой, пытаясь сказать, что это на самом деле не так. Мы знаем категорию людей, которые утверждают, что ничего не знают: как правило, просто сфера их знаний настолько широка, что она, как следствие, соприкасается по площади с еще большей сферой того, что в их компетенцию не входит, но не стоит здесь, мне кажется, преуменьшать свои заслуги, Марина Владимировна, потому что вашими трудами в Волоколамском районе уникальное образование появилось, которое вы называете «Отчий край» - объединение такое и о котором мы сегодня тоже обязательно поговорим. Туда приходят люди, которые хотят понять что-то про свою землю – это далеко не везде у нас так есть, и это, по-моему, очень круто - в XXI веке в России мы как-то, знаете, очень часто свою историю стараемся не вспоминать. А вы – наоборот, спасибо вам за это, это очень ценно.  

М. Запорина 

- А вам спасибо за разговор. 

К. Мацан 

- Ну вот будем сегодня пытаться, в том числе, заполнять лакуны и начнем может быть даже с самого такого главного и насущного – усадьба ОсташЁво – я правильно ставлю ударение, да? Усадьба Осташёво – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей Романовых, семьей в принципе последнего Российского императора и в частности, с семьей Сергея Александровича Романова и Елизаветы Федоровны Романовой - святой, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Два места – это Ильинское и Осташёво. Ильинское – более-менее известное, мы про него не раз говорили на радио «Вера», про эту летнюю дачу Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, а вот Осташёво как будто бы все это время незаслуженно оставалось в тени немножко разговора, вот давайте сегодня с этого и начнем. Михаил Иванович, это место для Волоколамского района какое значение имеет, какую ценность представляет? 

М. Сылка 

- Вообще, село Осташёво для Волоколамского района, конечно, имеет очень большую ценность, потому что это же не только усадьба великого князя Константина Константиновича, но до этого она была и усадьбой Муравьевых и вообще, это такое место, которое притягивает, потому что там и Рузское водохранилище, и все то, что там было сделано. На самом деле, наша большая забота сейчас восстановить, и я думаю, что Мария Владимировна просто-напросто про историю этой усадьбы больше знает, и она посвятила большую часть своей жизни, потому что я сравнительно недавно там главой и, когда познакомился с Мариной Владимировной, когда мы с ней общаемся я узнаю все новое и новое, потому что она и до сих пор ищет, скажем так, тело погибшего на войне Олега Константиновича Романова, который единственный из семьи Романовых погиб в Первой мировой войне. И вообще, сделала столько много, чтобы именно об Осташёво, как об усадьбе никто не забыл. Сейчас наша обязанность именно ее восстановить, и Марина Владимировна уже начала ее восстанавливать и с Патриархией, и уже действует и вновь восстановлена церковь святого Серафима Саровского – это усыпальница Олега Константиновича была. Она побольше сейчас расскажет, потому что кроме как лучше, никто не скажет. 

К. Мацан 

- Ну тогда вам слово, Марина Владимировна, что это за усадьба Осташёво, как она связана с Романовыми, с Константином Романовым, с его сыном Олегом Константиновичем? 

М. Запорина 

- В 1903 году великий князь Константин Константинович приобрел эту усадьбу. Семья росла, его сыновья уже князья императорской крови, они великие князья и семья требовала дополнительного дохода. И вот тогда Константин Константинович активно занялся поиском усадьбы: конечно, в первую очередь, в Калужской области, потому что рядом такие великие святыни. Но, наверное, немаловажная роль была у усадьбы Усово-Ильинское, где находились друг, духовный близкий друг Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Константин Константинович приобретает усадьбу с очень хорошим хозяйством. И дети, его любимые дети: Олег и Игорь, стали настоящими хозяевами, подрастали, наблюдая крестьянский труд, потом воплощали все свои замыслы и замыслы отца хозяйственные. 

А. Митрофанова 

- Марина Владимировна, а можно уточняющий вопрос сразу? Мы-то гораздо меньше вас знаем об устроении усадебной жизни на рубеже XIX-XX веков, но все мы Чехова читали и «Обломова» все помнят, и прочее – угасание, как раз-таки, усадебной жизни, а вы говорите о приобретении такой земли с поместьем для того, чтобы увеличить доход для семьи. Это какое-то было фермерское хозяйство, что ли, с какими-то хай-тек технологиями? 

М. Запорина 

- Вообще исторически сложилось там и коневодство и, конечно, животноводческая отрасль хорошо развивалась еще Муравьевыми, потому что Муравьев, об этом можно говорить много, много сделал для открытия нынешней Тимирязевской академии и многие собрания происходили на Осташёвской земле, посвященные сельскому хозяйству. То есть, традиции сельского хозяйства в Осташёве были очень сильны. И мальчики в своих письмах, Олег и Игорь, рассказывают о прибавлении в животноводчестве, и о том, каково состояние конного производства: и трудовых лошадей, и элитных лошадей. И, конечно же, пчеловодство, и конечно же, рожь, и конечно же, лесное хозяйство – все это было учтено на высочайшем уровне. Когда поднимаешь книги хозяйственные - в Санкт-Петербурге в архиве работала – я была потрясена, насколько это был высокий уровень хозяйственный, потрясающе.  

М. Сылка 

- Мне тоже рассказывали, что там один из первых сыров, которые Муравьев еще сделал, сыродельный завод. 

М. Запорина 

- Ну это пораньше было, да. Это Муравьев, можно говорить о хозяйственниках очень много тоже, может быть, это когда-то тема будет отдельная. Так вот Константин Константинович со своими, конечно, управляющими сумел не только сохранить высокий уровень хозяйственный, но они гордились, что даже прибавка шла, даже в молочном хозяйстве шла прибавка. Но об этом свидетельствуют письма. То есть, Константина Константиновича помимо доходной части интересовал еще вопрос приближения своих детей к крестьянской жизни, чтобы они знали, кем в данном случае судьба их поставила управлять, руководить, чьими отцами они должны быть. 

А. Митрофанова 

- Именно отцами? 

М. Запорина 

- Как отец должен заботиться о своем хозяйстве, о своих крестьянах. Вот именно отеческое отношение воспитывалось. 

К. Мацан 

- Слуга царю, отец солдатам. 

М. Запорина 

- Совершенно верно. У Константина Константиновича к солдатам было особое отношение, у мальчиков тоже и конечно же, здесь они проявили себя очень с высокой точки зрения духовного отношения, действительно отеческого отношения к своим крестьянам. 

К. Мацан 

- Как это на практике выглядело? С ними за руку здоровались? 

М. Запорина 

- Нет. Вот, например, умирает муж - ребята сами садятся на жнейки, жать начинают. 

К. Мацан 

- То есть, работать вместо крестьян. 

М. Запорина 

- Просят женщин потом все это собрать в снопы и платят сами деньги. Это вот такие были вещи. А о Константине Константиновиче местные жители рассказывают так, что при объезде свалился работник его с лошади и повредил спину, так он ему пенсию выплачивал до конца жизни. 

А. Митрофанова 

- Такое домостроевское отношение. Мы, «Домостроя» не читавшие, часто его критикуем, а в этой книге много мудрых вещей прописано, в частности: как должно быть устроено хозяйство и какую роль должен глава семейства играть. И в одном из аспектов этой самой роли очень четко прописано такое отеческое отношение не только к своим собственным родственникам, жене, покровительство детям - вот такое, отеческая такая любовь, но и к домочадцам. Домочадцы – это как раз слуги, которые есть в доме и как раз зависящие от тебя. Но мне казалось, что это из области, скорее, такого недостижимого идеала, когда-то я читала это все, думала: интересно, есть ли какие-то примеры, когда это реализуется на практике? 

М. Запорина 

- Когда открываешь письма, когда смотришь документы в архивах, то потрясаешься. У нас это трудно заметить в современной жизни, а тогда это было нормой, оказывается, нормальным отношением. И точно также было в хозяйстве Ильинское-Усово, абсолютно также - это больница, и у нас была построена больница, и у нас была построена школа. 

К. Мацан 

- Вот Марина Владимировна – специалист. Михаил Иванович, а вы в этом смысле не знаток истории конкретно Осташёво, но вы можете такой взгляд со стороны дать. Вы, когда начали с историей знакомиться, что вас лично поразило, удивило, лично для вас стало важным и в этом месте и в его истории что в сердце врезалось? 

М. Сылка 

-  Возьмем императорскую семью: вроде бы все есть, вроде бы обеспеченные люди - и  едут в Осташёво со столицы, чтобы своим сыновьям – он же не ради дохода это все делал, а это то, чтобы воспитать именно на земле ту любовь к земле, ту любовь к своим слугам, к своему народу, даже не к слугам, а чтобы потом в целом понимать вообще, с самого-самого низа всю эту психологию, весь этот характер, и на самом деле вот тогда и будешь нормальный хороший управленец, потому что ты с низов, с самой лошади, самой земли понимаешь, как это все тяжело достается и как это тоже тяжело зарабатывается. 

К. Мацан 

- А вот фигура сына Константина Романова – Олега Константиновича, чем она интересна среди Романовых? Насколько я знаю, сейчас идет кинофестиваль «Волоколамский рубеж» и завтра, в субботу будет премьера фильма документального об Олеге Константиновиче. Вот что это за фильм и как он раскрывает эту личность? 

М. Запорина 

- Фильм называется «Последний экзамен лицеиста» - такое интересное, символическое название. Вообще, надо начать с того, что все дети дома Романовых мужского пола должны были обязательно становиться военными, в первую очередь. И вот Олегу разрешает император Николай II получить гражданское образование. Он заканчивает Царскосельский лицей. То, что он там успел сделать – это отдельный может быть разговор. Роман Волков назвал свой фильм именно «Последний экзамен лицеиста». То есть, о подвиге его рассказал на войне. Как любой, он мог бы каким-то образом избежать, но он рвался на фронт. 

К. Мацан 

- На Первую мировую 

М. Запорина 

- Он готов был идти со своими же солдатами и защищать Отечество и защищать веру православную. 

А. Митрофанова 

- А сколько лет ему было, когда началась Первая мировая война? 

М. Запорина  

- Ему было неполных 22 года. 

А. Митрофанова 

- В 14-м году? 

М. Запорина 

- Да, неполных 22 года, только в ноябре исполнилось бы 22 года. 27 сентября был смертельно ранен, 29-го скончался и 3-го октября по его воле с соизволения императора Николая II, крестного его, кстати, был похоронен в Осташёве. 

А. Митрофанова 

- Это такой образ мышления, который нам сейчас не всегда даже бывает понятен, ведь для людей дворянского происхождения эта идея служения, она же была во главе угла: служить либо военным, либо какую-то штатскую должность занимать, то есть, быть чиновником или в каком-то, пусть высоком ранге и прочее, но служить стране. И это то, что сейчас, как сказать...наверное, у нас немножко сменились приоритеты и это не хорошо и не плохо, это просто факт. Но для того, чтобы вникнуть в систему ценностей людей того времени важно, наверное, себе вот это напоминать, что для них служение – это был не пустой звук. 

М. Запорина 

- Во-первых, это не пустой звук, во-вторых, это образ жизни. Это образ жизни, так жили они, так контролировали каждый свой шаг, каждое свое поведенческое проявление. Дневники существовали, Константин Константинович приучил к дневникам и вот этот постоянный анализ своей обыденной, повседневной жизни, постоянная работа над собой, конечно же, воспитывала. Воспитывала именно в долге, понимании, что такое долг. Долг – это не только служение в армии, это, конечно же, принести пользу всяческую своему отечеству. В научном плане ему прочили большое будущее, как литературоведу – он же успел издать к 100-летию Царскосельского лицея удивительное издание: факсимилие рукописей Пушкина. Успел, и это было потрясающе. Все оценивали, что это действительно бумага, фактура была подобрана, чернила, все это было сделано. Помимо этого, на последних Романовских чтениях десятого августа у нас была тема о том, что и Олег Константинович, и Игорь Константинович – краеведы Осташёвские. Откопали такие интересные сведения, такие рукописи из ИРЛИ нам прислали, это из института Русской литературы в Санкт-Петербурге материалы. Это потрясающие люди. То есть, если они живут в Осташёве, то не только жизнь простого крестьянина, не только простого человека интересует, не только доходность и рост хозяйства, но и история, история вот этого нашего края. То есть, вот что такое долг, вот что такое любовь к Отечеству, вот что такое патриотизм в их понимании, я так вот вижу. 

К. Мацан 

- У нас сегодня в гостях Михаил Иванович Сылка, глава Волоколамского муниципального района и Марина Владимировна Запорина, краевед, руководитель объединения «Отчий край», это все тоже связано с Волоколамским районом. Вот прозвучало слово «долг» - знаете, о чем я хочу вас спросить, Михаил Иванович: рассказывают жители Волоколамского района, что вы, когда стали главой района, одним из ваших первых, скажем так, деяний, было – починить часы на башне Волоколамского кремля. Это что – это долг, это символический жест, это порыв души? 

М. Сылка 

- Это, наверное, порыв души. Даже если бы я не стал главой Волоколамского района, а по долгу своей прежней работы я туда приезжал и тоже работал именно на территории Волоколамского района и когда, проезжая мимо самого древнего кремля в Подмосковье, потому что хочу напомнить, что у нас Волоколамск – это древнейший город Подмосковья. 

К. Мацан 

- ДревнЕй Москвы. 

М. Сылка 

- Он древнее Москвы – 1135-го года образования, а Москва, как мы знаем, 1147-го. Это упоминание. А если взять историю, взять наших археологов, то они доказывают уже, что Волоколамску уже около 1000 лет и больше. Но, как у нас, когда первый раз было упоминание или в «Патерике», или где, то Волоколамск - с 11235-го года первое было упоминание, как о городе, который был уже сформирован, у которого был уже свой кремль. И, проезжая мимо этого кремля, я всегда удивлялся: почему время стоит и не работает. Начал разбираться, почему остановились часы – потому что это часы, которые в принципе были сделаны недавно, а настоящие часы, как я выяснил, были сняты в 37-м году и поставлены на речном вокзале города Москвы, когда его открывали. И эти часы по распоряжению тогда, наверное, какого-то из наркомов были сняты и поставлены туда. 

А. Митрофанова 

- Мне кажется, я их даже видела, это порт, вы имеете ввиду - речной вокзал? 

М. Сылка 

- Да, это речной вокзал, город Москва, это часы с Волоколамского кремля, которые там стояли. В 97-м году, когда Москва готовилась к юбилею, эти часы были демонтированы и так как эти элементы уже устарели, так как этим часам было уже, я не знаю сколько, сотни лет, они усовершенствовались и мы начали искать, куда делись наши часы. И нашли у часовиков, пригласили их, они некоторые элементы взяли это по колокольному звону, ну и восстановили вот так вот часы. Потом пригласили институт международного колокольного звона, который восстановил колокола и в принципе эти часы завели. И так получилось, что эту работу я начал раньше, а когда стал главой, буквально через полтора-два месяца эти часы начали и сейчас, слава богу, каждые 15 минут слышим звон и каждый час отбивают, все хорошо. 

А. Митрофанова 

- Прекрасно. 

К. Мацан 

- Я как раз почему про это заговорил, потому что это открывает такую большую, широкую тему вообще отношения к среде, к среде обитания. В особенности, когда речь идет о жизни в городе, где каждый камень, по большому счету, можно счесть историческим объектом и повесить на него табличку с тем, что это памятник старины или культуры, или архитектуры и так далее. Но что-то, наверное, меняется, в принципе, в ощущении себя, времени, жизни, когда звонят часы каждые 15 минут, когда есть такое символическое действо, происходящее вокруг тебя, понимая, что эта жизнь, она не остановилась, она идет, она живет. Марина Владимировна, вы киваете, вы так же это чувствуете? 

М. Запорина 

- Я очень чувствую этот пульс времени, как ни странно, когда работаешь с детьми над духовным краеведением. 

К. Мацан 

- Это ваше как раз объединение «Отчий дом», да? 

М. Запорина 

- Да. Встречаешься с ветеранами, которые с удовольствием приходят на Осташёвские досуги, и мы говорим о разных событиях и сегодняшнего дня, и прошлого. И даже тогда, когда сижу в архиве, работаю с дневниками – это тоже пульс, пульс той жизни, но она настолько настраивает на сегодняшний пульс, чтобы он действительно был четким, ясным, не тормозился. На самом деле все символизирует течение времени: и бьющие часы, и работа с историческим материалом, и работа с детьми. 

А. Митрофанова 

- Я вспоминаю сейчас, Костя сказал про среду, про камни и прочее, как я приехала в 2000-м году во Францию, я еще полуребенок такой, и меня водят - небольшой городок, где-то в Альпах. И семья, в которой я живу, они меня водят по местным достопримечательностям. Достопримечательностей ноль. То есть, есть церковь, есть мэрия, есть краеведческий музей. Мы приходим в краеведческий музей, там, конечно, фантастическая красота, надо понимать, природа. Но город – у него нет какой-то выдающейся истории. Мы приходим в краеведческий музей, и я вижу, что там собраны какие-то камни, обломки какой-то посуды, никакого интереса не представляющей для простых посетителей, но каждый этот камень подписан, понимаете, и они над ними трепещут, над этими камнями. И я вспоминаю свою родную Тульскую область, вспоминаю Калужскую область, сколько у нас там этих камней валяется под ногами, а сколько у нас незахороненных солдат, то есть, не то, что камни – люди. У нас какое-то другое тогда было к этому отношение. Я сейчас слушаю вас и понимаю, что начинает что-то меняться, что ли. 

М. Сылка 

- Меняться начинаем, потому что на самом деле возьмите город Волоколамск, древнейший город Подмосковья, еще раз подчеркиваю. И, например, мы сталкиваемся в работе сейчас с таким, что у нас по программе губернаторской идет по всей области очень сильно благоустройство. Понятно, что нам нужно тоже правильно благоустроить город Волоколамск, потому что время не стоит на месте, нам нужно и мостовые делать, и площади свои уже в более современном стиле, но: когда мы начинаем общественное обсуждение того или иного, а это очень хорошая форма общения именно с жителями, то мы приходим к мнению, что именно свою изюминку, свой древний город надо все равно делать, потому что мы можем все новое снять, использовать современные технологии, подсветки и все, но город тоже потеряет такой, именно свой стиль, свое то, что нет ни у кого. И мы сейчас будем благоустраивать центральную площадь, мы будем благоустраивать наш вечный огонь, потому что изначально… 

А. Митрофанова 

- Благоустраивать – это не снести и построить новое? 

М. Сылка 

- Нет, это именно мостовые, это те деревья, это те здания, которые там есть, но в том стиле, в котором они есть, чтобы они отвечали и современным требованиям и не потерял Волоколамск свой стиль. И когда мы общаемся с жителями, приходим к таким решениям. Даже очень заинтересовались те проектировщики и архитекторы, которые нам это все делали, потому что у нас очень активные жители в плане того, что они хотят сохранить этот стиль и в то же время не потерять ту историю, которая у нас есть, потому что у нас бывает то, что надо делать: менять какие-то коммуникации, проводить где-то в другом месте, у нас все это охранные зоны. И даже не археологи об этом спорят, а у нас жители каждую ямку, каждую канавку смотрят, чтобы мы чего-то не упустили и наблюдают за тем, чтобы мы не потеряли то, что мы можем найти. 

А. Митрофанова 

- Михаил Иванович, тут, конечно, самый острый вопрос – это свалка, так она прогремела, я думаю, все помнят. Особенно весной очередной всплеск был, и я очень понимаю людей, которые переживают за свой край – как? У нас тут растут дети и вот это вот все. Этот мусор и прочее. Что делать? 

М. Сылка 

- Смотрите: полигон Ядрово, это было в марте 2018-го года, очень большие выбросы. И почему я до этого и говорил - я был замминистра экологии и первый раз вообще попал на полигон, хотя я не занимался полигоном и первый раз я в 2018 году в марте попал в Волоколамский район. Понятно, что это было, скажем так, не одного дня, то есть, это все постепенно-постепенно копилось у людей, а обоняние, его не обманешь, и люди, когда просыпались или ложились вечером на себе ощущали. 

А. Митрофанова 

- Я знаю, что это такое – это на стенку залезть. 

М. Сылка 

- Понятно, что это все и пришло к тому, что было в марте, в апреле, в мае 2018-го года и тогда, конечно, правительство Московской области приняло решение, что там надо срочно что-то делать: или менять собственников или все-таки там делать дегазацию или рекультивацию и закрывать старое тело. Так и было принято. То есть, собственниками была сделана четкая дорожная карта и, в принципе, до15 июня они сделали частичную дегазацию старого тела и где-то 14 марта закрыли старое тело и сделали новое тело. Сейчас губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым принято решение, что в 2020 году этот полигон будет закрыт. То есть, сейчас уже сделана дегазация, сейчас сделана рекультивация старого тела, сейчас новое тело, оно тоже наполняется и надо срочно там тоже делать дегазацию. Что такое дегазация – это как раз утилизация этих свалочных газов путем глубокого сжигания, температура более 1000 градусов и там идет полностью все сжигание и запахов никаких нет и никакого негативного воздействия на окружающую среду тоже нет.  

А. Митрофанова 

- Сейчас-то лучше стало, нет? 

М. Сылка 

- Спросите у Марины Владимировны, хотя она и далеко живет. 

А. Митрофанова 

- Она просто с вами сейчас в студии – ей неловко, наверное. 

М. Сылка 

- Нет, пусть она скажет, как есть. 

М. Запорина 

- Сегодня ехали по Рижскому – конечно, в эту сторону. Когда по Волоколамке едешь, там же две дороги у нас на Волоколамск из Москвы: Волоколамское шоссе и Рижское или «Балтия», как его называют. Так вот, по Балтии едешь – очень ощущается, по Волоколамке, вот ездила совсем недавно – нет запаха. 

М. Сылка 

- В самом Волоколамске сейчас этих неприятных запахов точно нет. И сейчас, я почему и сказал, надо срочно делать дегазацию уже новой карты, потому что ей уже больше года, и она уже тоже начинает выделять, как и раньше выделяла старая карта. То есть, сейчас мы этим занимаемся совместно с министерством жилищного коммунального хозяйства Московской области и в принципе, у нас тоже сейчас разработана дорожная карта, чтобы эти негативные воздействия до того, как они будут вообще Волоколамск накрывать, чтобы не допустить этого, как было. 

А. Митрофанова 

- Дай бог. 

К. Мацан 

- Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. 

А. Митрофанова 

- Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели. Константин Мацан, я Алла Митрофанова напоминаю, что в программе у нас сегодня Михаил Иванович Сылка, глава Волоколамского муниципального района и Марина Владимировна Запорина, руководитель объединения «Отчий край» про Осташёвском культурном центре, правильно так было бы назвать, да? И Марина Владимировна – краевед, трудами которого так много всего раскопано об истории Волоколамска и сохраняется там. Главное, вот в этой истории – что она сохраняется, потому что мало ее раскопать, ее еще важно каким-то образом по крупицам собрать, и чтобы мы имели возможность хотя бы связь какую-то с ней почувствовать. Мне кажется, мы настолько сейчас оторваны, что ли, у нас история по отношению к нам как в космосе каком-то, мы себя наследниками не чувствуем. Как венецианцы, например: они смотрят на свои дома и понимают – это наше достояние, это у нас в крови, это у нас на роговице глаза запечатлено. А у нас такого нет, к сожалению, потому что был XX век. 

М. Запорина 

- В Волоколамском районе ежегодно проводится научно практическая конференция «Наследие», когда краеведы всего нашего района рассказывают о своих изысканиях. Конечно, мы каждый раз задаем новую тему и очень радостно, что присоединяются к нам и педагоги, и дети, и родители. И сейчас радостно, опять-таки, сказать, что дело живет – это трудно было начинать, потому что не было традиции и, когда я, побывав уже на многих конференциях: и в Санкт-Петербурге, и в других городах, приехала и предложила: давайте, у нас много краеведов, давайте работать, и слава богу, это происходит. А у нас в этом году прошли XXVIII Романовские чтения, ежегодные чтения. 

А. Митрофанова 

- 28-е? То есть, двадцать восемь лет? 

М. Запорина 

- Да, с 92-го года. 

А. Митрофанова 

- Раз в год получается, да? 

М. Запорина 

- Да, получается 92-ой год начали мы так. 

А. Митрофанова 

- Ничего себе. 

М. Запорина 

- И VIII международный творческий конкурс «Патриот Отечества». Вот у меня тут своя такая справочка небольшая, могу прочитать: в этом году у нас 109 участников от 4 до 82 лет. 

К. Мацан 

- Вот смотрите: 28 лет конференции по наследию Романовых, вообще, по теме Романовых, как я понимаю, в первую очередь, конечно, семья Константина Романова и, может быть, Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, этой ветви Романовской династии. Что вызывает такой интерес в современном человеке? Наверное, не только же краеведы приезжают, для которых это профессия. Вот обычного, простого жителя Волоколамска, жителя России, о чем заставляет, если угодно, задуматься, опыт и облик нравственный, моральный, духовный семейства Романовых? 

М. Запорина 

- Когда мы придумывали этот конкурс, мы не предполагали, что он станет международным. Когда выложили в сети, к нам вдруг пришло первое послание с Украины, со Львова, потом Одесса, потом опять Львов, а вот уже несколько лет Германия. То есть, круг интересов очень большой, обширный. 

К. Мацан 

- Родина Елизаветы Федоровны – Германия. 

М. Запорина 

- Да, да, да. 

А. Митрофанова 

- А из какой земли, кстати, из Германии? 

М. Запорина 

- Вот последний, сегодняшний у нас – Франкфурт-на-Майне. 

А. Митрофанова 

- Ну это не совсем Родина Елизаветы Федоровны, но все равно. 

К. Мацан 

- Германия – Родина Елизаветы Федоровны. 

А. Митрофанова 

- Обобщим (смех) 

М. Запорина 

- И конечно же, это и личное знакомство, благодаря тем форумам, которые проводит Анна Витальевна Громова, и, конечно же, Санкт-Петербург очень много знакомых дает, люди откликаются, с удовольствием делятся своими изысканиями. И самое главное, что мы придумали - в день памяти Константина Константиновича номинацию «Художественное слово» проводить у нас в Осташёве. И в этом году у нас приняло 76 участников в конкурсе чтецов. 

А. Митрофанова 

- Давайте поясним, какая связь между Константином Константиновичем и конкурсом чтецов. 

М. Запорина 

- Потому что Константин Константинович, великий князь, еще и августейший поэт К.Р. 

К. Мацан 

- К.Р. – он так подписывал свои стихи? 

М. Запорина 

- Да, так свои стихи подписывал. Читают стихи дети не только Константина Константиновича, но и Владимира Палея, того, которому передам, надеюсь на будущее светлое этого молодого поэта свой факел, творческий факел. Конечно же, Спиридон Дрожжин у нас звучит. Почему - потому что я тут занялась поисками и потрясена была: с 16 июня по 30 июня 1910 года Константин Константинович работает именно в Осташёве все эти дни над переводом из Елены Энгельгардт?- может быть неправильно над знаменитой своей драмой «Царь Иудейский» и над рецензией на стихи Спиридона Дрожжина, как задание из Академии наук для предоставления премии. А Спиридон Дрожжин, если вы знаете, крестьянский поэт. Так что вот такое у нас Осташёво, мы так и называем – творческая мастерская Константина Константиновича. 

К. Мацан 

- Понятно, откуда у Олега Константиновича такая склонность к литературоведению, к эстетике. Вы сказали, что ему прочили блестящую карьеру: научную и литературоведческую. Но я бы хотел еще раз обратиться к этой теме, на самом деле обнимающей весь наш сегодняшний разговор о том, как сочетается старое и новое, как они могут соседствовать. Михаил Иванович, вы сказали, что есть задача благоустроить город, с одной стороны, и всем понятно, что туда входит: коммуникации, людям нужны парковки, людям нужны нормальные дороги, мостовые, тротуары, по которым было бы удобно с ребенком на самокате ехать, как родитель говорю – это важно. Пока не было детей, не понимал, как это важно: ровненькая дорожка, чтобы было удобно с ребенком на самокате ехать, а не колдобины такие с дырками. 

А. Митрофанова 

- А как же сбитые коленки? Кость, это же классика жанра, какое детство без них? 

К. Мацан 

- Поверь мне, сбитые коленки будут на любой дороге. С другой стороны, я не случайно сказал, что и об этом говорят жители Волоколамска и, в принципе, района, что там каждый камень можно счесть музейным экспонатом – в нем древность, в нем история. И есть точка зрения у людей, которые занимаются сохранением исторического наследия, что нужно все музеифицировать, просто вот везде все, что можно сохранить – законсервировать и не трогать, такой город-музей. А с другой стороны, ну люди там живут, там нужно жить и нужно, чтобы жить было удобно. Невозможно жить в музее. Рассказывают жители города, что стоит дом старинный, просто дом такой, жилой, для людей, с крышей покатой, с окошками, с наличниками и половина дома такая красивая, старая, а половина уже обновленная, там какой-то сайдинг, евроремонт, никаких наличников. И с одной стороны, чувства бунтуют: ну как же так, взяли, старую красоту разрушили, а с другой стороны – там люди живут. Им, наверное, неудобно жить в старом таком, деревянном, уже покосившемся домике, а нам наличники, видите ли, нужны, чтобы красота была. Вот как здесь искать грань, в чем здесь грань, Михаил Иванович? 

М. Сылка 

- На самом деле, грань – это надо работать с такими, как Марина Владимировна, с краеведами, с археологами, с теми активными жителями, которые на самом деле занимаются вот этой историей. И в принципе, при обсуждении как раз рождаются эти решения. Понятно, что те исторические, вообще исторические здания, их надо восстанавливать в таком же облике, в котором они были. А те здания, которые уже используются, как вы рассказали - понятно, что мы должны их тоже или строить на их месте и продолжать новое, если это не имеет такого сильного исторического значения и не связано с какими-то нашими предками легендарными. Здесь вот и надо эту грань искать. 

К. Мацан 

- То есть, разумный принцип: не навреди 

М. Сылка 

- Да, здесь самое главное – не навреди. Просто Волоколамский район – это же история, история нашего государства, это же не только Осташёво: если взять посмотреть вообще весь Волоколамский район – это и усадьба Гончаровых, и усадьба Чернышёвых. Кстати, усадьбе Чернышёвых и самому Захару Григорьевичу в 22-м году будет 300 лет. И когда проезжаешь мимо его усадьбы, просто сердце, как говорят, кровью обливается, потому что мы предки такой легендарной личности – генерал-губернатора Белоруссии, генерал-губернатора Москвы, человека, который брал в свое время Берлин и вошел, и ему сами немцы от озарения, от австрийцев дали ключи от Берлина. Сейчас увидев, в каком упадническом, разграбленном находится его усадьба, его храм Казанской Божией Матери, ты понимаешь, что ты обязан это все сделать. То есть, мы обязаны это все восстановить и сделать, потому что этот человек, будучи генерал-губернатором Москвы, построил Тверскую, и на самом деле вся мэрия Москвы, как мы знаем, до сих пор в этом же здании. А его именно имение, которое он создавал и его парк, который считался русским Версалем и где была Екатерина Вторая, по отзывам, она была просто восхищена, когда с визитом была у него. И там стоит монумент в честь того, что была великая императрица. 

А. Митрофанова 

- А сейчас что в этой усадьбе? 

М. Сылка 

- Там все разграблено, разрушено, заброшено и мы сейчас ведем работу, потому что в начале 30-х годов это все было передано Московскому Авиационному институту, в принципе оно в учебном процессе не участвует, земля была передана вместе с усадьбой, никто не ухаживал и все это пришло в такое дело. Сейчас мы пытаемся все это восстановить и в принципе по федеральной программе уже сделан проект восстановления этой усадьбы, но для этого нам надо сейчас 15:50 непонятно передать на муниципальную, региональную собственность, чтобы мы разговаривали по этому поводу с губернатором Андреем Юрьевичем Воробьевым, готовы все это дело восстанавливать, сейчас будет передача и наша, скажем, такая обязанность ее восстановить, особенно к 22-му году. Я думаю, что сейчас подключатся все, тем более, что этот человек еще и генеральный штаб создал, вот так вот. Первый основатель генерального штаба Министерства Обороны. И когда 300 лет и такая круглая дата – я думаю, мы все это сделаем. 

К. Мацан 

- То, что вы сейчас привели – это такой пример, скажем так, для работы на будущее, такая ваша боль. 

М. Сылка 

- Да боль – это и храмы, которые у нас брошенные, их очень много. Работы много. 

К. Мацан 

- Работы много, скучать не придется. Но я хочу спросить, как раз-таки еще раз про Осташёво, но в другом контексте: мы поговорили про историю, про людей, которые там жили, с кем связано. Но ведь и там, в Осташёво, было когда-то пусто и заброшено, а сейчас уже по-другому. 

М. Сылка 

- Немного по-другому. 

К. Мацан 

- Что увидит человек, который сейчас приедет в Осташёво, что туда ехать смотреть нашему слушателю, который заинтересовался? 

М. Сылка 

- По большому счету, там сами места, но сейчас уже восстановленный храм - это раз. Там еще нет благоустройства, но храм уже существует, его восстановили благодаря таким людям, как Марина Владимировна. Сейчас мы хотя бы очистили все субботником, пришла вся общественность, ту восстановленную усадьбу самого Константина Константиновича, она тоже в очень плохом состоянии. Но самое главное в этом то, что мы уже, благодаря Анне Витальевне Громовой, Марине Владимировне включены в императорский маршрут. Сейчас мы будем делать проект и восстановления, и благоустройства. И понятно, что будем все эти исторические места возобновлять. Возобновлять и восстанавливать, чтобы для будущих поколений на такой земле проводить и те обсуждения, которые проводит Марина Владимировна, и в принципе, там делать кадетские классы, проводить там лето. То есть, на вот этой духовной воспитывать, то же самое, что делал Константин Константинович, потому что Марина Владимировна уже рассказывала: недаром же Олега Константиновича в 1903 году, когда приобрели, что ему было 11 лет. И вот эту духовность он получил в принципе в Осташёво, которое в 22 года за свою Отчизну, он просто, как мы знаем, не был военным, а окончил гуманитарный, вуз, но пошел на войну защищать то, что ему дал отец. 

К. Мацан 

- Михаил Иванович Сылка, глава Волоколамского муниципального района и Марина Владимировна Запорина, краевед, руководитель объединения «Отчий край» сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

А. Митрофанова 

- Вообще послушаешь так, что происходит в Волоколамском районе – такое ощущение, что там какой-то второй центр мира. Там у вас же еще фестивали всякие. Про кинофестиваль мы сейчас кратко поговорили, он сейчас идет как раз, да? Он 22-го августа начался, если я не ошибаюсь? 

М. Сылка 

- Нет, 2-го августа он начался, это уже XVI тоже фестиваль. Он называется «Волоколамский рубеж» и именно на такой земле, как Волоколамская именно фестиваль военно-патриотических фильмов номинируются, показывают. В этом году у нас участвуют более сорока картин – это международный кинофестиваль. 

А. Митрофанова 

- Это документальные фильмы, да? 

М. Сылка 

- Нет, это и художественные фильмы, и документальные фильмы. Это военно-патриотический фестиваль и документального, и художественного. И детские фильмы, как раз у нас там два лагеря, один из них в Осташёво детский лагерь. 

А. Митрофанова 

- А какие это, например, картины, не знаете навскидку так, не припомните? 

М. Сылка 

- Там картина и «Двадцать восемь панфиловцев», которая вот уже прошла с успехом, она первый раз была там тоже показана, на нашей земле была снята. И «Т-34», то есть, все те фильмы, которые военно-патриотического, они все номинируются у нас на «Волоколамском рубеже» и мы их первые смотрим, а жюри их оценивает. 

К. Мацан 

- Я подумал о том, что вообще тема Великой Отечественной войны, она очень такое яркое место, яркое пятно в истории Волоколамска, одна из самых сильных книг о войне – это роман «Волоколамское шоссе» Александра Бека, тоже связь не случайна. 

М. Сылка 

- Во все времена Волоколамск – это не только Первая Отечественная, Великая Отечественная, Первая мировая, то есть, мы постоянно на рубежах города Москвы, постоянно принимает вот эти бои и постоянно защищает Москву, потому что это и татаро-монгольское иго, литовцы, поляки, это же постоянно. 

А. Митрофанова 

- Про кинофестиваль понятно, у вас еще творожный фестиваль там есть. Это когда проходит и когда приезжать? 

М. Сылка 

- У нас сейчас традиция уже началась – это Иосифо-Волоцкая ярмарка. Потому что на территории Волоколамского района мы же не забываем - такой монастырь Иосифо-Волоцкий, который именно легендарный. 

А. Митрофанова 

- Он же один из ключевых в нашей истории. 

М. Сылка 

- Да, один из ключевых в нашей стране, потому что есть такой музей Библии. Он один такой в России и вообще, наверное, в мире, как говорят наши хранители. И вот мы эту традицию возродили. Там в 17-м году, до меня это было еще сделано и сейчас мы просто наращиваем, уже в 18-м году у нас 5 тысяч было, на Иосифо-Волоцкой ярмарке. И творожный день мы его назвали, потому что все творожники тоже съезжаются. 

А. Митрофанова 

- Творожники (смех) 

М. Сылка 

- Да. Те, кто занимается творогом, кто изготавливает творог, потому что масса рецептов, масса всяких там кулинарных тоже рецептов. И они показывают, как кто и какие… 

А. Митрофанова 

- Когда это походит, еще раз? 

М. Сылка 

- Это у нас будет проходить с 21 сентября и 22 сентября, пользуясь случаем приглашаю. 

А. Митрофанова 

- Это выходные, да? 

М. Сылка 

- Да, это выходные, это пятница, суббота, воскресенье. 

А. Митрофанова 

- Приезжать лучше голодными. 

К. Мацан 

- И всей семьей. 

М. Сылка 

- Конечно. 

А. Митрофанова 

- Я представляю себе. Помимо творога там сыры же еще? 

М. Сылка 

- Конечно. 

А. Митрофанова 

- Сыр – это отдельная история. 

М. Сылка 

- Да. 

М. Запорина 

- И потом, ярмарка – она и есть ярмарка, там рукоделия всякого масса и, конечно, для детей зоны такие интересные есть, так что есть, конечно, где побывать. 

А. Митрофанова 

- Вы бывали, да? 

М. Запорина 

- Ну естественно. 

М. Сылка 

- Тем более 22 сентября – это день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, основателя этого монастыря. 

М. Запорина 

- Да, поэтому приближено к этим датам. 

А. Митрофанова 

- А 21 сентября тоже большой праздник. Так что все прекрасно там у вас сочетается. 

М. Сылка 

- Да, так что ждем вас у нас. 

А. Митрофанова 

  - А лето в Подмосковье – это что такое? Поскольку в связи с Волоколамском все время какие-то фестивали, ярмарки, что-то еще возникает, я хочу как-то попытаться в голове уложить, может быть даже график какой-то составить, интересно же ездить в такие места. 

М. Сылка 

- Есть лето в Подмосковье, зима в Подмосковье, мы один из тех городов, муниципальных образований, которые вошли в маршрут: и зима в Подмосковье, и лето в Подмосковье, потому что у нас очень много и исторических мест и у нас сейчас агротуристический такой кластер создается. Почему – потому что люди, приехавшие к нам посмотреть на историю, могут также остановиться в хороших уже таких домиках, отведать именно ту кухню фермерскую, которую приготовят, отдохнуть на прудах и просто восстановиться. И узнать историю и просто пожить в хороших условиях, посмотреть, как доится корова, как кормится коза, как несутся куры – все это своими руками попробовать, даже дадут поухаживать. 

А. Митрофанова 

- Дадут подоить? 

М. Сылка 

- Дадут. То есть, у нас таких мест очень много, они все на карте Подмосковья. У нас очень сильно туризм в Подмосковье развивается, мы вот эти маршруты составляем и вот, пожалуйста, можно посмотреть на карту и где-то остановиться. У нас даже недавно открывалась очень большая ферма, такая чисто экологическая, ее открывал холдинг, который занимается машинами – это «Magor авто», он назвал свою фирму «М2» и он специально посветил там уголок свой, чтобы именно принимать туда туристов, чтобы они ходили по ферме, ходили по садам, ходили по производству, а там производство буквально всего, даже варенье варят и пиво сами варят. И все это вы увидели. 

А. Митрофанова 

- Я хочу подоить козу, мне так захотелось, я, кстати, умею. Прямо можно приехать и все дадут? 

М. Сылка 

- Да 

К. Мацан 

- Козу выдадут. 

А. Митрофанова 

- Нет, понятно, если она захочет, это ж надо тоже с животным договориться. Это прямо можно приехать и вот?.. 

М. Сылка 

- Я вам просто говорю: зайдите на сайт, например: «М2» или «Львово», я не буду сейчас заниматься рекламой Волоколамского района. 

А. Митрофанова 

- Это мы найдем, ладно. 

М. Сылка 

- То есть, у нас очень много таких мест, просто зайдите, можете приехать, поселиться, вам экскурсию сделать, подоить и сами все это увидите. 

А. Митрофанова 

- Но это всем, да? То есть, любой радиослушатель может попробовать? 

М. Сылка 

- Как раз это и зарождалось, мы же тоже, когда делали, чтобы как-то привлечь туристов в то же Осташёво, то же Шульгино, где эта вот база, она буквально находится в семи километрах от Осташёво, и можно туда поселиться, посмотреть и усадьбу и побывать на ферме. То есть, все это рядом. 

К. Мацан 

- Как раз напрашивается вопрос, уже так под занавес нашей программы к вам, Марина Владимировна, как к краеведу профессиональному: если у человека есть свободные выходные, там три места, которые нужно обязательно посетить в Волоколамском районе, чтобы сердце наполнилось смыслом. 

М. Запорина 

- Во-первых, Иосифо-Волоцкий монастырь и музей Библии – там прекрасные экскурсоводы, вот совсем недавно у нас была первая паломническая группа – певческая капелла из Екатеринбурга из Храма на Крови. И мы начали путешествие по нашему Волоколамскому краю с музея Библии. Потом экскурсовод как раз по самому монастырю, провезла нас по святыням Волоколамска и очень интересные храмы, рассказала их историю, и ребята действительно вдохновились. Кстати, там еще одно было место - Ивановское, где Елизавета Федоровна переночевала с Сергеем Александровичем. 

М. Сылка 

- Это Ивановское под Волоколамском? 

М. Запорина 

- Да. 

М. Сылка 

- Видите, я постоянно узнаю что-то новое, даже на вашей передаче. 

М. Запорина 

- То есть, маршрут у нас императорский сейчас будет расширяться. 

М. Сылка 

- А этот дом у нас жилой или нет? 

М. Запорина 

- Нет, к сожалению, не живой, но там очень большое поместье тоже. 

А. Митрофанова 

- И тоже руинированное? 

М. Запорина 

- И конечно же, с этой паломнической группой мы попали в Дубосеково. Прекрасный экскурсовод, все с фактами с конкретными, потому что спорных вопросов теперь задается много, Татьяна Наконечная прекрасно ребятам все рассказала. 

М. Сылка 

- Извините, Марина Владимировна, что я вас перебил. Наверное, вам показали, я для слушателей радио «Вера» тоже скажу: когда были эти манипуляции, спекуляции по поводу 28 панфиловцев – миф это или правда, мы специально в своем музее, он именно 28 панфиловцев, он небольшой, находится в блиндаже – взяли в архиве всю хронологию боя, который тогда описывался вручную и в виде доклада шел уже в соответствующие штабы – это все, весь этот контент закачали, у нас есть такие компьютеры, в которые полностью восстановили всю эту хронологию, то есть: читаешь и эта карта показывает, где, что и как. То есть, это исторический факт, который хранится именно в архиве и который мы сейчас предоставили и в котором можно почитать, как это все было, именно тот почерк, тот карандаш, как это было записано, донесение было сделано, оно все живое и мы это все сейчас показываем. 

К. Мацан 

- Я попросил назвать топ-три места, которые нужно посетить в Волоколамске 

М. Запорина 

- А я еще продолжила. 

К. Мацан 

- А начали с Иосифо-Волоцкого монастыря, а дальше список не заканчивается, он бесконечно длится, уже столько имен назвали… 

М. Запорина 

- Волоколамский кремль, конечно же Ярополец, но в Яропольце ребята не побывали в этот раз, но в Осташёве они, конечно, просто были восторжены и от природы, которая окружала, и от того, что это за место в связи с царской семьей, что это за уникальное такое место. Не случайно жемчужиной Подмосковья Осташёво называют. 

М. Сылка 

- У нас даже в Яропольце гетман похоронен. 

К. Мацан 

- Спасибо огромное за эту беседу, чрезвычайно интересную и насыщенную, особенно радостно, как Алла справедливо отмечала, видеть людей, которые любят свою землю и готовы ее изучать, готовы ее хранить и как-то, мне кажется, в духе той заповеди, которую людям Господь дал в раю: хранить и возделывать. Вот это, наверное, о чем мы сегодня говорили. Спасибо огромное. Михаил Иванович Сылка, глава Волоколамского муниципального района и Марина Владимировна Запорина, краевед, руководитель объединения «Отчий край» были сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии были Алла Митрофанова, я, Константин Мацан, до свидания. 

А. Митрофанова 

- До свидания. 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Закладка Павла Крючкова
Закладка Павла Крючкова
Заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков представляет свои неформальные размышления о знаковых творениях в современной литературе. В программе звучат уникальные записи — редкие голоса авторов.
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.
Утро в прозе
Утро в прозе
Известные актёры, режиссёры, спортсмены, писатели читают литературные миниатюры из прозы классиков и современников. Звучат произведения, связанные с утренней жизнью человека.
Азы православия
Азы православия
В церковной жизни - масса незнакомых слов и понятий, способных смутить человека, впервые входящего в храм. Основные традиции, обряды, понятия и, разумеется, главные основы православного вероучения - обо всем этом вы узнаете в наших программах из серии "Азы православия".

Также рекомендуем