
Если бы мы проводили конкурс «Угадай фильм с одного фрагмента», то большинство радиослушателей наверняка оказались бы в числе победителей. Действительно, сейчас прозвучала, пожалуй самая узнаваемая цитата из знаменитой кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Эти слова произносит Голлум — существо, живущее в подземелье. Много сотен лет Голлум незаконно владел Кольцом всевластия — именно его он так подобострастно называет «моя прелесть». Кольцо, происхождением из тёмных земель, называемых Мордор, наделало много бед. Оно несёт в себе коварную силу злодея Саурона и каждого, кто с ним соприкасается, порабощает, вселяет гордость, честолюбие и желание властвовать над жизнью.
Три части киновоплощения знаменитого романа Джона Толкина, каждая из которых длится более трёх часов, но смотрится буквально на одном дыхании — это удивительная история о храбрости и трусости, честности и предательстве, самоотверженности и преданности. Невероятной красоты пейзажи, захватывающие спецэффекты и чудесная атмосфера сказки, которую непременно нужно смотреть всей семьёй.
Смотреть, и поражаться тому, как маленький, но храбрый хоббит, сказочный человечек, Фродо Бэггинс — эту роль в картине сыграл актёр Элайджа Вуд — самоотверженно вызывается отнести доставшееся ему в наследство Кольцо всевластия обратно в Мордор, чтобы там раз и навсегда уничтожить источник зла. Фродо знал, что в пути его поджидают смертельные опасности, но был готов пожертвовать собой ради блага ближних и всего Средиземья — чудесной страны, где обитали и сами хоббиты, и эльфы, и гномы, и люди. Фродо нашёл в себе силы сопротивляться власти Кольца, не потерял разум, и остался способным сострадать даже недругам. Например, Голлуму, следующему за Фродо по пятам и мечтающему вернуть себе кольцо. В эпизоде из второй части трилогии, когда приятель Фродо — хоббит по имени Сэм — насмехается над Голлумом, Фродо останавливает его.
— Зачем ты делаешь это?
— Что?
— Дразнишь его. Постоянно унижаешь.
— Затем. Он того стоит, мистер Фродо. В нём нет ничего, кроме лжи и коварства. Ему нужно кольцо. Он думает только о нём.
— Ты не знаешь, как уродует кольцо. Я хочу помочь ему.
Именно образ Фродо — маленького человечка, способного на большую жертвенность и сострадание — становится центральным в картине с огромным количеством персонажей и сложными сюжетными линиями.
Ещё один герой трилогии Питера Джексона «Властелин колец» — добрый волшебник Гендальф Серый. Он мудр; он оберегает, поддерживает и утешает героев в тяжёлых ситуациях. Вот, например, фрагмент его разговора с хоббитом Пипином в самый разгар битвы с войсками Мордора:
— Наверное, это наш конец.
— Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть лишь продолжение пути, начертанное всем.
Гендальф выражает в этом диалоге христианскую уверенность в жизни вечной! Как, впрочем, и сам писатель Джон Толкин в своём романе «Властелин колец», а режиссёр Питер Джексон — в его экранизации. Неслучайно и Голлум называет Кольцо — «моя прелесть». В христианстве это слово имеет значение, противоположное привычному. Прелесть — обман, заблуждение, которое затуманивает разум и уводит от истины. Прелести трудно не поддаться, но можно противостоять, как сделали это герои трилогии Питера Джексона «Властелин колец»: с помощью доброго сердца, и милосердия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер