
Если бы мы проводили конкурс «Угадай фильм с одного фрагмента», то большинство радиослушателей наверняка оказались бы в числе победителей. Действительно, сейчас прозвучала, пожалуй самая узнаваемая цитата из знаменитой кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Эти слова произносит Голлум — существо, живущее в подземелье. Много сотен лет Голлум незаконно владел Кольцом всевластия — именно его он так подобострастно называет «моя прелесть». Кольцо, происхождением из тёмных земель, называемых Мордор, наделало много бед. Оно несёт в себе коварную силу злодея Саурона и каждого, кто с ним соприкасается, порабощает, вселяет гордость, честолюбие и желание властвовать над жизнью.
Три части киновоплощения знаменитого романа Джона Толкина, каждая из которых длится более трёх часов, но смотрится буквально на одном дыхании — это удивительная история о храбрости и трусости, честности и предательстве, самоотверженности и преданности. Невероятной красоты пейзажи, захватывающие спецэффекты и чудесная атмосфера сказки, которую непременно нужно смотреть всей семьёй.
Смотреть, и поражаться тому, как маленький, но храбрый хоббит, сказочный человечек, Фродо Бэггинс — эту роль в картине сыграл актёр Элайджа Вуд — самоотверженно вызывается отнести доставшееся ему в наследство Кольцо всевластия обратно в Мордор, чтобы там раз и навсегда уничтожить источник зла. Фродо знал, что в пути его поджидают смертельные опасности, но был готов пожертвовать собой ради блага ближних и всего Средиземья — чудесной страны, где обитали и сами хоббиты, и эльфы, и гномы, и люди. Фродо нашёл в себе силы сопротивляться власти Кольца, не потерял разум, и остался способным сострадать даже недругам. Например, Голлуму, следующему за Фродо по пятам и мечтающему вернуть себе кольцо. В эпизоде из второй части трилогии, когда приятель Фродо — хоббит по имени Сэм — насмехается над Голлумом, Фродо останавливает его.
— Зачем ты делаешь это?
— Что?
— Дразнишь его. Постоянно унижаешь.
— Затем. Он того стоит, мистер Фродо. В нём нет ничего, кроме лжи и коварства. Ему нужно кольцо. Он думает только о нём.
— Ты не знаешь, как уродует кольцо. Я хочу помочь ему.
Именно образ Фродо — маленького человечка, способного на большую жертвенность и сострадание — становится центральным в картине с огромным количеством персонажей и сложными сюжетными линиями.
Ещё один герой трилогии Питера Джексона «Властелин колец» — добрый волшебник Гендальф Серый. Он мудр; он оберегает, поддерживает и утешает героев в тяжёлых ситуациях. Вот, например, фрагмент его разговора с хоббитом Пипином в самый разгар битвы с войсками Мордора:
— Наверное, это наш конец.
— Конец? Нет. Наш путь не кончается смертью. Смерть лишь продолжение пути, начертанное всем.
Гендальф выражает в этом диалоге христианскую уверенность в жизни вечной! Как, впрочем, и сам писатель Джон Толкин в своём романе «Властелин колец», а режиссёр Питер Джексон — в его экранизации. Неслучайно и Голлум называет Кольцо — «моя прелесть». В христианстве это слово имеет значение, противоположное привычному. Прелесть — обман, заблуждение, которое затуманивает разум и уводит от истины. Прелести трудно не поддаться, но можно противостоять, как сделали это герои трилогии Питера Джексона «Властелин колец»: с помощью доброго сердца, и милосердия.
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 146. На струнах Псалтири
(Аллилуия.)
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их.
4 Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку);
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Псалом 146. Богослужебные чтения
О чём следует просить Бога в своих молитвах в первую очередь? Важную рекомендацию на этот счёт находим в псалме 146-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 146.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их;
4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика́ крепость Его, и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку;
9 даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Глубокая истина скрыта в прозвучавших словах. Задумаемся, зачем мы обращаемся в своих молитвах к Богу? Нередко затем, чтобы Он дал нам что-то, без чего мы испытываем нехватку. И это не обязательно какие-то материальные блага. Это не обязательно имущество, деньги и физическое здоровье. Наши просьбы могут быть вполне себе альтруистическими и даже духовными. Дай мне, Господи, умение любить, понимать, прощать, миловать, служить. Но во всех этих случаях я молюсь, чтобы получить. Мне чего-то не хватает. И молитва становится средством воздействовать на Творца. Он Тот, кто может дать мне то, чего у меня нет.
Псалмопевец предлагает нечто иное. «Бла́го петь Бо́гу на́шему, и́бо э́то сла́достно», — говорит он. Из его слов следует, что молитва может совершаться не ради просьбы. Ценность молитвы в самой молитве. Ценность беседы с Богом в самой беседе. Иногда мы так разговариваем с любимыми людьми. Разговариваем просто, чтобы поговорить. Нам просто хорошо быть с ними в контакте. Вот так и здесь. Молитва — это состояние, когда внутри себя я ощущаю связь, контакт с той Великой Силой, которая любит меня безусловно и принимает, несмотря на моё несовершенство. Я направляю на Бога всё своё внимание. Для моей израненной и тревожной души — это величайшее благо на свете. Эта беседа даёт мне огромное утешение и сердечный покой. Самого по себе этого ощущения достаточно для того, чтобы перестать метаться по этой жизни, чего-то страстно желать, что-то искать и о чём-то просить. Ведь в этот момент у меня уже и так всё есть. Это состояние духовной сытости и наполненности.
От такой молитвы в душе рождается славословие. И мы видим это в 146-м псалме. Автор благодарит Бога за жизнь, за Вселенную и то, что её наполняет, за все Его благодеяния в этом мире. Как он пишет: Господь «покрыва́ет не́бо облака́ми, приготовля́ет для земли́ дождь, произраща́ет на гора́х траву́; даёт скоту́ пи́щу его́ и птенца́м во́рона, взыва́ющим к Нему́». Именно к такой молитве нас призывают стремиться все христианские подвижники. Да и Сам Христос говорит в Евангелии: «не говори́те ли́шнего, как язы́чники, и́бо они́ ду́мают, что в многосло́вии своём бу́дут услы́шаны... зна́ет Оте́ц ваш, в чём вы име́ете нужду́, пре́жде ва́шего проше́ния у Него́».
И Господь, и псалмопевец дают эти рекомендации не потому, что просить нельзя. В христианской традиции многих просительных молитв на разные случаи жизни. Просто им хорошо известен духовный закон: если постоянно думать о нужде, она никогда не уйдёт. Если постоянно просить, аппетиты будут увеличиваться, и тогда где остановишься в своих просьбах? Человеку всегда всего бывает мало. Поэтому и предостерегает Господь злоупотреблять чрезмерными и суетными просьбами к Богу.
Каждый из нас призван к тому, чтобы почувствовать вкус самой беседы с Творцом. Ощутить тихую радость безмолвного предстояния Богу. Познать, что это такое — быть в Его присутствии. И учиться этому можно начать с практики благодарности. Благодарить Его за любые мелочи, которые нас окружают и которые с нами происходят на протяжении дня. И за хорошее, и, что наиболее полезно, за то, что нам кажется нехорошим. Если будем усердны в этой духовной работе, то однажды отчётливо увидим, как изменились наши внутренние ощущения. В душе словно сместились акценты. И даже то, в чём мы недавно объективно нуждались, перестало быть для нас критичным. Нас это не беспокоит так остро, как раньше. Ведь самое главное мы уже имеем в себе. И этого достаточно для того, чтобы жить наполненной, полноценной жизнью.











