
Псково-Печерская икона «Умиление» / инок Арсений Хитрош / 1520 / Псково-Печерский монастырь
В конце четырнадцатого века в Успенский собор Московского кремля перенесли Владимирскую икону Божией Матери. К этому времени образ, написанный евангелистом Лукой, прославился многочисленными чудотворениями. По молитвам перед святыней Богородица не раз защищала рубежи России от захватчиков и совершала иные чудеса. Верующие желали иметь благодатный образ в своих домах и храмах, и иконописцы создавали копии древней реликвии. Один из списков Владимирской иконы выполнил в Москве в 1521 году благочестивый инок Арсений (Хитрош). Икону приобрели псковские купцы и доставили в Успенский Псково-Печерский монастырь.
В обители образ стали именовать Елеуса по названию иконописного типа, к которому относится Владимирская. В переводе с греческого это слово означает Умиление. Список сразу стал почитаемым на псковской земле. Особую известность он приобрёл в 1581 году, во время осады Пскова польскими войсками. За несколько дней до нападения Богородица явилась старцу Псково-Печерской обители, монаху Дорофею. Царица Небесная предупредила о грозящем бедствии и рассказала, как его преодолеть. Она повелела псковичам держать пост и служить молебны перед Её образом Умиление. Горожане исполнили слова Божией Матери. Они каждый день вместе молились Пречистой Деве о заступничестве, укрепив Владимирскую икону на решётке городской стены.
Осада продолжалась полгода. Поляки обстреливали город ядрами. Одно из них попало в образ Умиление, но не повредило его. Не пострадали и люди, стоящие рядом. Противник, в несколько раз превосходящий защитников Пскова по силе и численности, так и не смог прорвать оборону. Проигранное противостояние заставило поляков заключить с Россией перемирие.
Во время Отечественной войны 1812 года Божия Матерь вновь помогла псковичам. Войска Наполеона двигались в сторону Пскова и вот-вот могли войти в город. Жители обошли город Крестным ходом с иконой Умиление, и опасность миновала — французы перешли в отступление. Это чудо произошло 20 октября, с тех пор в этот день празднуется память Псково-Печерского списка Владимирской иконы Богородицы.
Святыня сохранилась до наших дней. Она находится в Успенском храме Псково-Печерской обители. У киота с иконой «Умиление» всегда множество паломников. Люди верят, что если поведать здесь Божией Матери о своих скорбях и чаяниях, то Она непременно услышит и поможет.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема