Православные священники делятся на две категории. Одни из них женаты, другие живут монашеской жизнью. Я женатый священник. Когда мы с моей супругой вступали в брак, то по традиции пригласили наших родственников и друзей разделить с нами свадебное торжество. В качестве одного из подарков и украшений праздничного стола наши родители подарили нам вино из Каны Галилейской.
Кана Галилейская — небольшое селение в Палестине, расположенное между Назаретом и Тиверией и находящееся на самом берегу Галилейского озера. Кана всегда была не слишком приметной, но две тысячи лет назад приобрела особое значение, так как именно здесь Иисус Христос совершил свое первое чудо. Оно произошло на свадьбе, куда Спаситель и Его ученики были приглашены.
Во время свадебного торжества оказалось, что у хозяев закончилось вино и угощать гостей нечем. Свадьба оказалась перед угрозой позора. Ситуацию спас Христос, который чудесным образом превратил воду, хранившуюся в больших каменных сосудах, в вино. Причем это чудесное вино оказалось значительно вкуснее того, что уже было выпито гостями. Начиная с этого времени вино из Каны Галилейской стало символом — с одной стороны, милости Бога, с другой, семейного счастья. Именно поэтому вино из Каны Галилейской оказалось и на нашем с супругой свадебном столе.
Сегодня на том месте в Кане, где стоял дом, в котором проходила свадьба, построен православный храм в честь святого Георгия Победоносца. Зайдя в него, вы сможете увидеть два больших каменных сосуда — из числа тех шести, в которых хранилась вода, ставшая по воле Христа вином. Виноделие издревле считалось традиционным ремеслом для жителей Каны. Но чудо Христа придало ему особый смысл. Канское вино теперь служит символом благословленного Богом счастливого брачного союза. Конечно, многие жители Каны делают вино на продажу. Канское вино относится к категории красных сладких вин, при этом сладость достигается не с помощью добавления сахара, а путем подвяливания винограда на солнце. Виноград в данном случае приобретает дополнительную сладость, а вместе с ним и вино.
Местные православные священники используют Канское вино для совершения Литургии, главного церковного богослужения, так как настоящее вино из Каны Галилейской полностью удовлетворяет требованиям, которые имеются в Церкви по отношению к богослужебному вину.
Есть, конечно, в Кане недобросовестные люди, которые не заботятся о качестве напитка, добавляя в него сахар или финиковый экстракт. Но их меньшинство. Те же, кто делает вино добросовестно, часто приходят в храм святого Георгия и просят священника освятить благородный напиток. Тот, кто пробовал настоящее Канское вино, обязательно скажет, что это одно из самых вкусных вин. А для того, кто знает историю этого вина, оно будет также и напоминанием о первом чуде Иисуса Христа.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия