
Фото: Tim Mossholder/Unsplash
Православные священники делятся на две категории. Одни из них женаты, другие живут монашеской жизнью. Я женатый священник. Когда мы с моей супругой вступали в брак, то по традиции пригласили наших родственников и друзей разделить с нами свадебное торжество. В качестве одного из подарков и украшений праздничного стола наши родители подарили нам вино из Каны Галилейской.
Кана Галилейская — небольшое селение в Палестине, расположенное между Назаретом и Тиверией и находящееся на самом берегу Галилейского озера. Кана всегда была не слишком приметной, но две тысячи лет назад приобрела особое значение, так как именно здесь Иисус Христос совершил свое первое чудо. Оно произошло на свадьбе, куда Спаситель и Его ученики были приглашены.
Во время свадебного торжества оказалось, что у хозяев закончилось вино и угощать гостей нечем. Свадьба оказалась перед угрозой позора. Ситуацию спас Христос, который чудесным образом превратил воду, хранившуюся в больших каменных сосудах, в вино. Причем это чудесное вино оказалось значительно вкуснее того, что уже было выпито гостями. Начиная с этого времени вино из Каны Галилейской стало символом — с одной стороны, милости Бога, с другой, семейного счастья. Именно поэтому вино из Каны Галилейской оказалось и на нашем с супругой свадебном столе.
Сегодня на том месте в Кане, где стоял дом, в котором проходила свадьба, построен православный храм в честь святого Георгия Победоносца. Зайдя в него, вы сможете увидеть два больших каменных сосуда — из числа тех шести, в которых хранилась вода, ставшая по воле Христа вином. Виноделие издревле считалось традиционным ремеслом для жителей Каны. Но чудо Христа придало ему особый смысл. Канское вино теперь служит символом благословленного Богом счастливого брачного союза. Конечно, многие жители Каны делают вино на продажу. Канское вино относится к категории красных сладких вин, при этом сладость достигается не с помощью добавления сахара, а путем подвяливания винограда на солнце. Виноград в данном случае приобретает дополнительную сладость, а вместе с ним и вино.
Местные православные священники используют Канское вино для совершения Литургии, главного церковного богослужения, так как настоящее вино из Каны Галилейской полностью удовлетворяет требованиям, которые имеются в Церкви по отношению к богослужебному вину.
Есть, конечно, в Кане недобросовестные люди, которые не заботятся о качестве напитка, добавляя в него сахар или финиковый экстракт. Но их меньшинство. Те же, кто делает вино добросовестно, часто приходят в храм святого Георгия и просят священника освятить благородный напиток. Тот, кто пробовал настоящее Канское вино, обязательно скажет, что это одно из самых вкусных вин. А для того, кто знает историю этого вина, оно будет также и напоминанием о первом чуде Иисуса Христа.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер