
Фото: Tim Mossholder/Unsplash
Православные священники делятся на две категории. Одни из них женаты, другие живут монашеской жизнью. Я женатый священник. Когда мы с моей супругой вступали в брак, то по традиции пригласили наших родственников и друзей разделить с нами свадебное торжество. В качестве одного из подарков и украшений праздничного стола наши родители подарили нам вино из Каны Галилейской.
Кана Галилейская — небольшое селение в Палестине, расположенное между Назаретом и Тиверией и находящееся на самом берегу Галилейского озера. Кана всегда была не слишком приметной, но две тысячи лет назад приобрела особое значение, так как именно здесь Иисус Христос совершил свое первое чудо. Оно произошло на свадьбе, куда Спаситель и Его ученики были приглашены.
Во время свадебного торжества оказалось, что у хозяев закончилось вино и угощать гостей нечем. Свадьба оказалась перед угрозой позора. Ситуацию спас Христос, который чудесным образом превратил воду, хранившуюся в больших каменных сосудах, в вино. Причем это чудесное вино оказалось значительно вкуснее того, что уже было выпито гостями. Начиная с этого времени вино из Каны Галилейской стало символом — с одной стороны, милости Бога, с другой, семейного счастья. Именно поэтому вино из Каны Галилейской оказалось и на нашем с супругой свадебном столе.
Сегодня на том месте в Кане, где стоял дом, в котором проходила свадьба, построен православный храм в честь святого Георгия Победоносца. Зайдя в него, вы сможете увидеть два больших каменных сосуда — из числа тех шести, в которых хранилась вода, ставшая по воле Христа вином. Виноделие издревле считалось традиционным ремеслом для жителей Каны. Но чудо Христа придало ему особый смысл. Канское вино теперь служит символом благословленного Богом счастливого брачного союза. Конечно, многие жители Каны делают вино на продажу. Канское вино относится к категории красных сладких вин, при этом сладость достигается не с помощью добавления сахара, а путем подвяливания винограда на солнце. Виноград в данном случае приобретает дополнительную сладость, а вместе с ним и вино.
Местные православные священники используют Канское вино для совершения Литургии, главного церковного богослужения, так как настоящее вино из Каны Галилейской полностью удовлетворяет требованиям, которые имеются в Церкви по отношению к богослужебному вину.
Есть, конечно, в Кане недобросовестные люди, которые не заботятся о качестве напитка, добавляя в него сахар или финиковый экстракт. Но их меньшинство. Те же, кто делает вино добросовестно, часто приходят в храм святого Георгия и просят священника освятить благородный напиток. Тот, кто пробовал настоящее Канское вино, обязательно скажет, что это одно из самых вкусных вин. А для того, кто знает историю этого вина, оно будет также и напоминанием о первом чуде Иисуса Христа.
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с инвалидностью». Вероника Леонтьева
Гостьей программы «Делатели» была руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности Вероника Леонтьева.
Наша гостья рассказала о том, что побудило её круто изменить жизнь и из прибыльной сферы деятельности уйти в благотворительность, как такой поворот связан с приходом к вере, а также как она начинала свой путь помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и с какими сложностями и радостями при этом пришлось столкнуться.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.