«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Этот афоризм приписывают Шекспиру. А в обычной жизни эти слова как правило описывают две группы явлений: первая — все, что связано с человеческой неискренностью: лицемерие, действия напоказ, несерьезное отношение к делу или тупое исполнение заученной роли — словом, театр как отсутствие чего-то подлинного, настоящего. Казалось бы, ничего хорошего в таком тезисе нет.
Но вот мне афоризм про то, что «весь мир театр, а люди в нем актеры», кажется очень даже глубоким и по-своему христианским. Потому что он рифмуется с другим афоризмом, который звучит так: «Господь — великий режиссер». Мои верующие друзья часто произносят эту фразу в ситуации, когда разрозненные события складываются в одну цепочку и неразрешимая, казалось бы, проблема вдруг разрешается, причем в твою пользу.
В этом смысле весь мир — и вправду театр, потому что у него есть главный режиссер. А отношения хорошего режиссера и хороших актеров и вправду чем-то похожи на отношения Бога и людей. Без режиссера спектакля не получится — всегда нужен кто-то, у кого есть понимание общего, финального замысла. Актеры этого могут не видеть и отвечать только за свой узкий сегмент постановки, а задача режиссера — как раз видеть полотно в целом. Так и мы в своей жизни исходим только из того, что знаем и видим сами. А Бог видит и знает судьбу каждого — и каждого ведет своим путем.
Есть и еще один аспект. Плох тот актер, который не выполняет волю режиссера. Такой актер просто плохо работает. Но плох и тот актер, который механически выполняет указания режиссера и не пропускает их через фильтр своей фантазии, своей интуиции, своей души, своего «я». Только здесь — на стыке задумки режиссера и личности актера — рождается настоящая роль. Так и в наших отношениях с Богом. Плох тот христианин, который не старается следовать Божьей воле, не старается понять эту волю и исполнить ее. Но плох и тот христианин, который забыл о своей собственной воле — о своих личных усилиях, которые необходимо прикладывать на пути к Богу. Это очень похоже на то, что отцы Церкви говорят о спасении души. Душу может спасти только Бог, но без воли самого человека он этого не делает. Как будто перед тобой лежит громадная штанга, которую тебе нужно поднять, и Бог тебе говорит: не волнуйся, я подниму ее за тебя — но ты хотя бы возьмись за нее руками и потяни.
И наконец, главное. Чтобы спектакль сложился, надо, чтобы актер и режиссер были заодно, чтобы понимали, слушали и любили друг друга. У Бога с людьми ставки выше: нужно быть заодно с Богом — чтобы сложилась сама жизнь.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема