Весь мир — театр

мацан

«Весь мир  — театр, а люди в нем — актеры». Этот афоризм приписывают Шекспиру. А в обычной жизни эти слова как правило описывают две группы явлений: первая — все, что связано с человеческой неискренностью: лицемерие, действия напоказ, несерьезное отношение к делу или тупое исполнение заученной роли — словом, театр как отсутствие чего-то подлинного, настоящего. Казалось бы, ничего хорошего в таком тезисе нет.

Но вот мне афоризм про то, что «весь мир театр, а люди в нем актеры», кажется очень даже глубоким  и по-своему христианским. Потому что он рифмуется с другим афоризмом, который звучит так: «Господь — великий режиссер». Мои верующие друзья часто произносят эту фразу в ситуации, когда разрозненные события складываются в одну цепочку и неразрешимая, казалось бы, проблема вдруг разрешается, причем в твою пользу.

В этом смысле весь мир — и вправду театр, потому что у него есть главный режиссер. А отношения хорошего режиссера и хороших актеров и вправду чем-то похожи на отношения Бога и людей. Без режиссера спектакля не получится — всегда нужен кто-то, у кого есть понимание общего, финального замысла. Актеры этого могут не видеть и отвечать только за свой узкий сегмент постановки, а задача режиссера — как раз видеть полотно в целом. Так и мы в своей жизни исходим только из того, что знаем и видим сами. А Бог видит и знает судьбу каждого — и каждого ведет своим путем.

Есть и еще один аспект. Плох тот актер, который не выполняет волю режиссера. Такой актер просто плохо работает. Но плох и тот актер, который механически выполняет указания режиссера и не пропускает их через фильтр своей фантазии, своей интуиции, своей души, своего «я». Только здесь — на стыке задумки режиссера и личности актера — рождается настоящая роль. Так и в наших отношениях с Богом. Плох тот христианин, который не старается следовать Божьей воле, не старается понять эту волю и исполнить ее. Но плох и тот христианин, который забыл о своей собственной воле — о своих личных усилиях, которые необходимо прикладывать на пути к Богу. Это очень похоже на то, что отцы Церкви говорят о спасении души. Душу может спасти только Бог, но без воли самого человека он этого не делает. Как будто перед тобой лежит громадная штанга, которую тебе нужно поднять, и Бог тебе говорит: не волнуйся, я подниму ее за тебя — но ты хотя бы возьмись за нее руками и потяни.

И наконец, главное. Чтобы спектакль сложился, надо, чтобы актер и режиссер были заодно, чтобы понимали, слушали и любили друг друга. У Бога с людьми ставки выше: нужно быть заодно с Богом — чтобы сложилась сама жизнь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 оценок, в среднем: 4,82 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *