«Вера. Творчество. Русская культура». Василий Харьковой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера. Творчество. Русская культура». Василий Харьковой

* Поделиться

Василий Харьковой

У нас в гостях был продюсер, режиссер, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива» Василий Харьковой.

Наш гость рассказал о том, что побудило его оставить прибыльную работу в Америке и вернуться в Россию, как это решение связано с его приходом к вере и поиском смыслов в жизни, а также каким образом в его творческих проектах раскрывается любовь к Родине и русской культуре.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан:

− «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона — Константин Мацан. В гостях у нас сегодня — Василий Харьковой, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива», продюсер, режиссер. Добрый вечер!

В. Харьковой:

− Добрый вечер, Константин!

К. Мацан:

− Поговорим сегодня о Ваших проектах, о Вашей биографии в том числе — потому что она очень интересная, а нам на Радио ВЕРА всегда очень важно услышать людей, которые приходили к вере, открывали для себя мир православия — через что, через какой поиск, через какие вопросы. Ну готовясь к программе, я знаю, Вы в каких-то своих интервью рассказывали о Вашем пути, о том, что в юном возрасте Вы переехали (в относительно юном) в США. Сколько Вам было лет?

В. Харьковой:

− Двадцать...

К. Мацан:

− Двадцать... Ну а сколько Вы пробыли в США?

В. Харьковой:

− Два года...

К. Мацан:

− Два года... И там открыли для себя православие?

В. Харьковой:

− Да...

К. Мацан:

− Вот как это было?

В. Харьковой:

− Когда прошел год моего пребывания в Калифорнии... Я работал на телевидении, и в принципе уже у меня все было: у меня было жилье, свой личный apartment* (апартамент, квартира), работа интересная — потому что я всю жизнь хотел заниматься медиа, кино, и друзья, и все время как бы наличные в кармане... И я так начал немножко расслабляться и задаваться философским вопросом.

Потому что когда мы с друзьями собирались там на выходных, на уикенде, как тогда называлось, где-то там у кого-то на заднем дворе, на барбекю — и обычные разговоры все велись о том, у кого какая крутая гриль, или у кого там какой-то еще крутой бытовой предмет он себе купил на дачу... То есть, все шло как по льду вот по бытовым темам.

Как только ты начинал разговаривать о каких-то глубоких вещах, о философских каких-то смыслах жизни, то всем сразу становилось душно. То есть, все говорят: «Ну чего ты, у тебя все есть, что ты какие-то вопросы задаешь дебильные, грузишь нас типа. Давай просто поговорим вот так вот...» — ни о чем то есть, о воздухе...

К. Мацан:

− А это были американские друзья или русские?

В. Харьковой:

− Американцы, американцы, да. Ну, было там два молдаванина и один украинец, вот (смеется). И даже с этими молдаванином и украинцем я не мог на эти темы разговаривать. И в итоге я думаю: наверное, что-то не так. То есть, может, у меня что-то не так... И я начал... Попал еще в одну компанию — уже таких более творческих ребят. Это были ребята не из творческой среды, они трудились в обслуживающей сфере. И я попал в компанию к сценаристам и операторам — и там то же самое было. То есть, все время какое-то вот deal* (дело, сделка), deal, бизнес, деньги... Чтобы заработать, купить предметы, короче, вот... (смеется)

К. Мацан:

− А вот Вы сейчас это, простите мне этот вопрос — а вот Вы как бы не преувеличиваете? Почему я об этом спрашиваю... Потому что, ну, постоянно мы — я имею в виду здесь вот, в России, люди, слушающие русские медиа — слышим постоянно в последнее время вот о некотором «бездуховном Западе». Ну или даже без этих штампов — просто о том, что вот русская душа — она из любой точки взмывает к вечным вопросам; а западный человек (это в данном случае не негативная характеристика, а просто фактическая) имеет более такой приземленный ко всему подход.

И иногда со стороны кажется, что это русские так как бы превозносятся над «бездуховным Западом». Хотя нет никакой цели у нас, и сейчас в разговоре нет никакой цели вот таким национальным превозношением возноситься и кого-то обличать, осуждать или унижать. Но то, что Вы рассказываете — это очень показательно. То есть, это реально в практике, в повседневной жизни разговор о вечном блокируется, не принимается − это неловко...

В. Харьковой:

− Ну может быть, я попал в такую среду или компанию... Но я был в двух средах, то есть, одна среда...

К. Мацан:

− Ну это Ваш опыт...

В. Харьковой:

− Да, мой личный опыт. Одна среда как раз, ребята в обслуживающей сфере − это коммунальщики, то есть там, строители вот. Ну понятно, там может быть такая история, да — то есть, глубоко сильно не ныряют. А другая среда − это творческая интеллигенция, в принципе. То есть там, сценаристы, режиссеры...

К. Мацан:

− Казалось бы...

В. Харьковой:

− Да, а там тоже... То есть, там снять деньги, чтобы стать известным, получить славу и заработать там, купить себе повыше в горах особняк... И дальше вот такие вот вещи, то есть — всё вот куда-то уводится в материальную историю. Вот это я лично как бы открыл, это понимание, через своих друзей, которые меня окружали. Вот...

И потихоньку, потихоньку я понял, что, видимо, так все думают. И начал мучить на работе людей (смеется) вот на своей. И они мне сказали: «Ну ты уже задолбал, иди вон в протестантскую церковь и там задавай вопросы — тебе там ответят, там на эти темы как раз разговаривают». И я пришел в храм, вот... Не знаю, можно ли это храмом назвать — ну, такое большое здание без купола, только вот крест...

К. Мацан:

− Молитвенный дом...

В. Харьковой:

−Да, молитвенный дом... Я попал на вечеринку какую-то вот. (смеется) Там играл drum-n-bass* (барабаны и бас), и священник в облачении, чернокожий, пел «Аллилуйя», и все танцевали, короче... Я думал, что... У меня создалось впечатление, будто священника шоу-бизнес в плен взял вот, и он тут устроил очень такой сильный «кач». Мне стало так как-то не по себе, потому что я помню отдаленно с детства ощущение вот это благодати деревенского храма, и оно у меня как-то... Что-то не то, видимо, не так должно выглядеть... И я ушел — даже не дошел до священника, чтобы с ним поговорить...

В итоге через месяц я узнал, что есть часовня православная в Сакраменто, и наведался туда. И когда вот, я помню свои эмоции, в первый раз я зашел внутрь — и всё, меня как водой облило. Я попал как будто вот в атмосферу русской деревни: свечи, уют и этот монах стоит посредине. Выглядел он как боец ММА внешне; а глаза добрые, как у дедушки. То есть, вот это сочетание — оно меня покорило. Я не мог понять, как вот эта вот сила, вот эта харизма мужская и любовь — вот это в одном человеке может сочетаться. И я начал вот его мучить вопросами...

К. Мацан:

− А о чем Вы его спросили?

В. Харьковой:

− Я вот как раз и спросил: «Чем, − говорю, − мы отличаемся от американцев? Какая у нас цель? Какая у них цель? То есть, куда все идут?»... Вот... И я говорю: «Не может же быть доллар главной целью, что-то другое должно быть»... Хотя я вообще еще к философии даже не прикасался тогда. (смеётся)

И он мне говорит: «Ты понимаешь, американцы — это „серферы“. То есть, их главная задача — это круто и красиво проехать по реальности, сделать финт и покатиться дальше. А русские — это дайверы. Помимо того, что нам тоже нравится прокатиться, но мы любим погрузиться в подводный мир»...

К. Мацан:

− Вот священник из Калифорнии находит образы, которые удобовоспринимаемы для его паствы в Калифорнии...

В. Харьковой:

− Да, да, да, упаковал так (смеется)... Вот, и говорит: «А русские — это дайверы. Нам интересно вот увидеть подводный мир, мироздание, красоту познать. И когда ты американца с собой туда зовешь, в подводный мир, ему тупо воздуха не хватает, он задыхается, и поэтому тяжело размышлять с ним на эти темы глубокие. Вот...

И я такой: понятно, короче... И вот как мы с ним общались где-то, мне кажется, часов пять — а мне казалось, что минут десять прошло. И он мне, когда я уже выходил, говорит: «Вот тебе — Серафим Роуз», дал мне «Православие — религия будущего», и «Братьев Карамазовых» и Хомякова, три книги. «Читай», — говорит. И всё (смеется) — на три месяца я пропал...

К. Мацан:

− А Вы помните, что в этих книгах вас в первую очередь поразило?

В. Харьковой:

−Да, да...в «Братьях Карамазовых» меня поразило вот это, как сказать, именно мастерство дайвинга, что ли. Как он погрузился в личности, в три типа личности вот этих, три брата...

К. Мацан:

− Три брата, да...

В. Харьковой:

− И как он мне их показал (потому что я — читатель) и сказал: «Смотри, дружище — это ты везде. То есть, это вот ты, это вот ты — просто в разных состояниях, в разные промежутки времени жизни. То есть, это ты — и вот смотри, как ты можешь делать, да, и какая палитра человеческой души... И вот он как будто со мной сидит как психолог и говорит: ну вот к чему может привести вот этот помысел, да, вот этот, вот этот; как с ним бороться, как его увидеть...

И я думаю: вот это... Ну, психология мне нравилась уже тогда — и я думаю: вот это психолог, откуда он взял это вообще все? Мне стало интересно. И потом потихоньку-потихоньку начал копать — оказывается, что святые отцы... То есть, у Достоевского, оказывается, даже своя келья в Оптиной пустыни до сих пор нетронутая — они там ее оберегают, охраняют, ухаживают за ней. Гоголь — то же самое...

То есть, начинаешь копать, и думаешь: Господи! У нашей русской культуры, у литературы, исток — это святые отцы! И думаю: а чего нам про это никто не говорил? А потом Серафима Роуза прочитал — это вообще... Это американец, который понял эту русскую душу, то есть, понял как раз православие, и так глубоко...

К. Мацан:

− Оказался дайвером... (смеется)

В. Харьковой:

− Да-да, и так глубоко понял, что монастырь основал свой... И потом его труды, его деятельность так сильно повлияла на американцев, что он там... «Заразил» нельзя сказать... Но очень много людей пришли к православию, и до сих пор это идет еще — шлейф от него... Он же был духовным чадом Иоанна Шанхайского. А Иоанн Шанхайский — это святой, тоже личность уникальная...

Вот, и в принципе, вот так и произошло мое знакомство с православием, через эту часовню вот и через эти книги...

К. Мацан:

− Ну наверное, непросто было все равно принимать решение о возвращении в Россию?

В. Харьковой:

−Да... Был еще момент, я уже все понял через Серафима Роуза — потому что он современным языком, как раз для меня, вот этого тусовщика, рассказал вообще, что такое глубина русской души, что такое русский язык, что такое святые отцы... Куда мир в принципе идет, и куда он шел — то есть, вот эту дорожную карту он разложил...

И вот это тоже, кстати, очень важно для подросткового сознания, потому что нам всегда хочется понять — расскажите, что как и куда идет, разложите нам, мы хотим знать... А бывает, рядом нет таких людей, которые могут тебе раз-раз-раз — и разложить. А он взял опыт святых отцов, изучил и разложил вот эту дорожную карту Апокатастасиса... И это покорило меня...

К. Мацан:

− А я не спросил, а Алексей Степанович Хомяков, наш русский философ-славянофил? Не самое простое чтение, на самом деле.

В. Харьковой:

− Хомяков да меня, знаете, как был... Это как сейчас Исаак Сирин. Вот я Исаака Сирина открываю — и я понимаю: душу трогает, что-то очень глубокое, но до конца не могу понять, о чем тут речь. Три-четыре предложения понял, дальше хоп — улетел. Вот для меня так был и Хомяков тогда. То есть, я его читал, понимал, какая красота — космическая такая, но не мог глубоко вникнуть. Видимо, еще мозг не сформировался, еще не было на что опереться... А там же надо знать...

К. Мацан:

− Там просто надо реально знать, с кем он полемизировал, кому писал, на что отвечал — вот это все...

В. Харьковой:

− Да... Вот для меня так Хомяков был — как просто красивые узоры такие... (смеется)

К. Мацан:

− Василий Харьковой, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива», продюсер, режиссер, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Ну так Вы начали говорить о том, что... Как вызревало решение вернуться из Америки в Россию...

В. Харьковой:

−Да, вот я уже... Для меня Россия раскрылась как прекрасный бутон после вот этих произведений, книг. Я понял, откуда я вообще уехал, что тут происходит, и мне все сразу стало ясно. Я понял, что... куда бегут ребята из Калифорнии, какая у них цель, и какая цель у России, почему ее все считают странной — потому что она в принципе не в ту сторону идет. И начал как бы искать-искать-искать — и наткнулся на вот этот как раз принцип обратной перспективы, который Флоренский очень круто описал.

И я такой думаю: «Так вот оно же вообще, то есть... Прямая перспектива — это как раз западное цивилизационное мышление. То есть, это бег в бесконечность, в котором человек в центре. А обратная перспектива — это, наоборот, бег... Ну как — не бег, а путь к себе, к Богу через себя, в центре которого — Творец. Ну, теоцентрическая модель реальности — в принципе, абсолютно другая модель. Прекрасная, интересная, глубочайшая модель познания вообще мира, и... Почему нам об этом никто не говорил? Она там осталась, и надо срочно туда идти, чтобы хоть как-то к ней прикоснуться, узнать, лайфхаки получить, как туда идти, вот по этой дорожной карте вообще, вот через святых отцов...

И в итоге меня вызывают... А я еще работал по выходным в ночном клубе арт-директором — я переделывал... Днем работал на телеке, а по выходным в ночном клубе вечеринки организовывал. И задача моя была — это переделывание бывших банкетных залов в ночные клубы вот. И у меня был директор русский, он уже был 13 лет в Америке... И я ему рассказываю эту историю, говорю: так-то так-то вот, у меня такая встреча произошла — и я понял Россию, и я домой собираюсь...

И он мне такой: «Ну... Принимай решение быстро, потому что, говорит, у нас с супругой 13 лет назад (уже не помню, то ли 15 — не буду врать, ну короче, большое количество лет назад) был такой же выбор. Мы, говорит, сломали в себе вот это русское, и мы теперь и Россию не понимаем, и Америку не понимаем — то есть, мы вот...»

К. Мацан:

− То есть, от одного берега отстали, а к другому все равно так и не пристали...

В. Харьковой:

− Да... «Мы, говорит, подвисли в воздухе вот и висим... У нас, говорит, каждые выходные... Мы плачем — ну не слезами, а вот душа ноет по России. Мы живем только вот ради дочки, которая не знает, что такое Россия. То есть, она не узнает — она не будет плакать, у нее душа не будет ныть»... Я такой: «Все, до свидания». Купил билет и помчал...

К. Мацан:

− Слушайте, ну вот это все очень захватывающе звучит... Но я себе позволю все-таки по-журналистски это проблематизировать. Ну вот Вы возвращаетесь в Россию — и что, здесь святая Русь по-Вашему? Здесь нет разговоров о деньгах? Здесь прям на каждом углу — теоцентризм?

В. Харьковой:

− Ну вот у меня как было это выглядело — я как в фильме Шукшина вот, к березам сначала все, вот у меня это первое — то есть, Россия, Русь... В монастырь помчал, в Оптину пустынь...

К. Мацан:

− Из аэропорта буквально... (смеются) То есть, Вы реально поехали жить в монастырь?

В. Харьковой:

− Нет-нет, я поехал трудником...

К. Мацан:

− Ну да, жить в монастырь, по большому счету...

В. Харьковой:

− То есть, мне хотелось прикоснуться...

К. Мацан:

− К культуре именно...

В. Харьковой:

− Да, узнать, что это такое. Познакомился с отцом Тихоном, скитоначальником вот. Он мне тоже такой — хопа... А он же тоже бывший режиссер, и он мне с этой стороны так: вот смотри... То есть, показал грани православия другие совсем уже. Именно вот эту благодатную тишину, которая там находится, которую ты просто в книжках не потрогаешь. То есть, ты когда там находишься — рядом с монахом, или просто он там виноград сажает, или за ним ухаживает — и ты уже от него чувствуешь вот это вот, на самом деле благодать чувствуешь...

И я поступил во ВГИК, устроился на популярный музыкальный телеканал режиссером... И тут пришла вот эта тема — вторая волна америкоцентризма... (смеется)

К. Мацан:

− Но уже здесь...

В. Харьковой:

−Да, и со всех сторон просто. Я понял, что вот я уехал из Америки, из этой модели реальности — а здесь, оказывается, эту модель реальности просто прокачивают и внедряют через медиа, и я являюсь одним из инструментов, который этим занимается. То есть, я своими руками делаю эти чарты музыкальные, ставлю на первые места то, что нельзя ставить на первые места — потому что это... Ну, если это ребенок 12 лет посмотрит несколько раз, то он уже через полгода будет говорить, что «я вот это хочу, мне это нравится, и я считаю, что вот так правильно»... Вот, особенно девушки.

И когда ты это видишь... Получается, я попал в такой филиал просто Америки. И для меня это стало ужасным и пугающим, и я начал потихонечку уже как-то выходить из этой истории... И познакомился там как раз с Анатолием Кузнецовым вот, с партнером — это единственный человек, с кем мы начали изучать Исаака Сирина...

К. Мацан:

− Анатолий Кузнецов — музыкант, композитор, песню которого мы сегодня услышим, и не одну...

В. Харьковой:

− Да, и мы с ним начали... Нам попалась книга вот как раз Исаака Сирина, «Предание» — на сайте «Предание», аудио. И я ему говорю: «Смотри, какая космическая глубина, это просто высшая математика какая-то, психология там, философия»... Он такой: «Да! Точно... Я когда на работу еду, слушаю, с работы еду...» — ну то есть, на музыкальный канал...

И мы думаем: давай что-нибудь сделаем такое вот, что мы понимаем, да, вот эту православную тему, только вот как-то ее донесем молодежи — то есть, упакуем, владея уже этими инструментами, которыми мы здесь «прокачались»...

К. Мацан:

− Упаковочными...

В. Харьковой:

− Да-да... Попробуем их просто развернуть в другую сторону вот и в правильное русло направить. Такая, да, обратная перспектива получается... И в итоге сделали раз, два, сделали ролик, сделали какой-то дизайн там интересный, оформили, и смотрим — интересно людям, заходит, нравится, делятся... И мы опробовали это всегда на своих, на местных — тех, которые вообще далеки от православия там на канале — редакторы там, звукорежиссеры, вот...

А потом уже потихоньку я начал увольняться — потому что у меня уже база сформировалась, ну, база заказов, которая могла меня обеспечить, чтобы я мог спокойно существовать и не быть зависимым от какой-то большой компании. И все, я уволился — и мы уже вплотную начали заниматься социальными проектами, возить детей из детских домов по монастырям, по Золотому кольцу...

Вот это уже тоже такое физическое взаимоотношение с людьми... То есть, когда ты видишь, как этот ребенок, который весь в иголках, вот этот шип, вот эта колючка, которая только села в этот автобус в Москве, в конце — другой человек. У него глаза уже живые, он плачет, он просто не хочет расставаться... Когда ты это наблюдаешь сам, ты понимаешь: вот изменение происходит...

К. Мацан:

− А вот что так воздействует? Само посещение храма, не знаю, какое-то мудрое, правильное слово опытного священника, который их там встречает? Вот что?

В. Харьковой:

− Это нам повезло вот. У нас священник был, молодой священник, отец Иоанн... Как он с ними вообще — ну как вот со своими пацанами, как с друзьями общался! Он придумал программу — он начинал старт поездки с определенных слов, которыми настраивал ребят; потом в конце вечера он всех собирал, покупал свечки, ставил, выключал свет, и говорит: «Давайте, теперь рассказываем про свои истории». Каждый рассказывал, открывался, такая исповедь общая как будто была. И все раскрывались...

И в итоге потом он подводил их к монахам, и монахи тоже с ними общались уже добрым словом и все-таки, наверное, тоже благодатью на них влияли. И вот таких несколько встреч, несколько бесед — и уже к концу они менялись. То есть, видимо, комплексный такой подход. Но все-таки его воля, вот именно самого этого священника — отца Иоанна, его энергия и его, видимо, да, сердечность, искренность, которая в нем была — она показывала детям, что нету никакой угрозы, что мы друзья все.

То есть, вот это им самое главное — что нет опасности и все друзья. Мы входили в доверие — и все. А когда сердца раскрываются, там уже Господь все делает, там уже как бы ничего не надо делать. И в конце они уже другими личностями, можно сказать, приезжали.

Конечно, понятно, что это нужно комплексно делать, и их надо дальше вести. Потому что они сейчас вот к себе вернутся, там пара каких-то друзей, которые на них влияют, к ним опять в жизнь попадут — и все, они опять закроются... Как это в притче — придет, в комнате когда прибрался, придет еще больше...

К. Мацан:

− Худший бес...

В. Харьковой:

− Да, вот... Но вот этот феномен, когда сердца раскрываются — это произвело сильнейшее впечатление на меня. И дальше-дальше-дальше начали делать уже фестивали, дальше делать концерты, клипы, социальные ролики, короткометражки... Вот, и потихоньку — как бы то, что сейчас есть, в принципе, большой пул уже работ, команда креативщиков, несколько сценаристов, несколько режиссеров, несколько композиторов...

И все как бы через призму православия работаем. То есть, мы как бы, если к нам приходит какой-то проект интересный вот там, заказ, то мы обязательно — ну об этом мало кто знает, но — мы «зашьем» туда какую-то евангельскую мысль, или святоотеческую мысль тоже какого-нибудь монаха — всегда чтобы хоть что-то там лежало такое. То есть, потом... Может быть, никто и не будет об этом знать — но оно раскроется в нужный момент. И это как бы таким принципом стало подхода вообще к проектам...

И вот музыка у нас... Анатолий мне звонит (а он всегда музыку писал) и говорит типа: «Давай что-нибудь сделаем музыкальное такое, с такой же целью — чтобы там что-то в ядре музыкальном содержалось как раз такое глубокое, христианское; и при этом чтобы оно высоко академическое было, чтобы оно не было „колхозным“, чтобы это можно было в другие слои общества донести»...

Потому что есть академическая среда — а там, на самом деле, ну как сказать... После нынешней... После ситуации, которая произошла весной, многие показали себя не с очень хорошей стороны. То есть, они как будто не родные вдруг резко стали... И ты думаешь: вроде как бы среда высоко интеллектуальная, то есть, люди должны как бы понимать, где они находятся, что происходит — не только на территории Москвы там, да, но и более глобально — на планете... Аналитикой люди владеют, и умы такие серьезные — но при этом многие как бы вели себя не так, как хотелось бы, не как мы от них ждем вот...

И мы подумали: давай-ка музыку в этой среде попробуем сделать такую, в которой будет в ядре как раз вот любовь к России... То есть, любовь к России, любовь к православию; но при этом чтобы это не было топорно, чтобы это не было «колхозно», чтобы это было и стильно, и на высоком академическом уровне...

К. Мацан:

− Давайте послушаем. Начнем с песни «Родина» — это стихи и музыка самого Анатолия Кузнецова... А исполняет кто?

В. Харьковой:

− Юрий Кобяшов — это третьекурсник консерватории...

К. Мацан:

− Давайте послушаем...

(звучит песня А.Кузнецова «Родина, исп. Ю.Кобяшов)

Текст песни:

Я живу на земле золотых куполов,

Я брожу по дорогам, древним, как время,

Я смотрю в это небо — державный покров...

Здесь рождаются, чтобы любить, надеяться, верить...

Все, что было, все, что будет,

Не исчезнет без следа,

В расписном окошке сруба —

Вифлеемская звезда...

И серебряные реки,

И святые города —

В моем сердце

Навсегда...

Много было тревог,

Твой удел непростой.

Разве вправе мы сдаться,

Когда столько пройдено?

За тебя, как и раньше,

Мы встанем стеной —

И не можем иначе,

Наша светлая родина.

Все, что было, все, что будет,

Не исчезнет без следа,

Здесь ломали свои копья

И тевтонцы, и орда.

Наши славные победы,

Воля, словно сталь, тверда

В моем сердце

Навсегда...

К. Мацан:

− Песня «Родина», музыка и слова Анатолия Кузнецова. А у нас в гостях сегодня продюсер, режиссер Василий Харьковой. Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы, не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона — Константин Мацан. В гостях у нас сегодня — Василий Харьковой, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива», продюсер, режиссер... И мы продолжаем наш разговор.

Есть одноименный конкурс «Обратная перспектива», который вы провели — конкурс художественных работ. Как я понимаю, конкурс работ, которые призваны были, ну, каким-то образом выразить вот эту мысль о теоцентричности национальной русской культуры... Обратная перспектива...

Те, кто не сначала слушают нашу программу — напомню, что здесь, конечно, есть отсылка вообще к принципу обратной перспективы, и к работе русского философа и богослова отца Павла Флоренского. О том, что если живопись построена по принципу прямой перспективы, и от человека идет взгляд, который сужается в точку в конце, то обратная перспектива — такая вот как бы... как бы нарушающая наше привычное зрение, как бы не похожая на мир, являет мир иной — поэтому она не похожа.

Эта попытка сломать прямую перспективу есть единственный путь изобразить небесное, неизобразимое, невидимое очами обычными, но видимое очами духовными. Поэтому — обратная перспектива, когда как бы расходится от человека она вширь и вдаль, и как бы открывается Божий взор, который на нас смотрит. Весь мир, который на человека смотрит, и Бог, Который, Творец этого мира, на человека смотрит с иконы, с иконостаса.

Ну вот Вы получили ряд работ в этом конкурсе. Это современное искусство — то есть, это не иконописные работы. Это художники... На сайте у вас эти работы есть, они очень разные. Это такой местами где-то поп-арт, местами коллаж, местами живопись, тяготеющая к классической. Очень много всего разного. Местами что-то близкое к фотографии, и так далее.

Конечно, трудно говорить о живописи по радио, поэтому я Вас вот о чем спрошу. Вам художники прислали работы, претендующие на некоторое выражение вот этого теоцентрического принципа. Что Вас самого удивило? Какие образы у художников рождаются вот в ответ на этот призыв? То есть, ведь набор работ, которые вы получили — это некий срез ну если не общества, то некоего... какого-то слоя художественного. Вот так современный человек, говорящий на русском языке и в России живущий, видит... предлагает такие символы выражения этой идеи национальной.

Вот какие это были символы? Что Вы... Ну какие выводы, какие наблюдения из того, что Вы получили, Вы можете сделать?

В. Харьковой:

— Ну допустим, я вот... Скажу, как это вообще началось, почему этот конкурс я сделал...

К. Мацан:

— Да...

В. Харьковой:

— Когда началась СВО, у меня из команды креативной все дизайнеры уехали. Кто в Грузию, кто в Армению... Все побросали... Мало того — они даже издалека не хотели доделывать проекты. То есть, всё — всё, что связано с Россией, теперь, в общем... И я такой думаю: ничего себе, а что делать-то? У меня проекты встали...

И я думаю: как найти талантливых ребят, которые будут при этом гениальны, да — творцы, и при этом у них будет в ядре любовь к России, любовь к православию? Думаю: ну надо конкурс, видимо — чтобы узнать вообще, есть такие... И придумал конкурс «Образ Святой Руси в современном визуальном воплощении». Создал рамки специальные жесткие — чтобы там не присылать лики святых, трепетно относиться к символам православия, никаких языческих историй...

Потому что тоже многие считают почему-то, что православие — это вот руны и вот это всё, начинают присылать... Такие специально рамки сделал, потому что знал, что сейчас как пойдет поток верб там, вот этого всего, что многие ощущают...

К. Мацан:

— Да, важное ограничение, такой стоп-лист...

В. Харьковой:

— Да, а рамки как раз и задали ту сложность некую... И когда ты художнику создаешь рамки, он сразу начинает придумывать. Вот... Пришло 400 работ. 400 работ, и я такой: ничего себе, как... Из них — 70 интересных вот, которые прошли. И у всех у этих, как бы если такой срез делать, интересно... Многие воспринимают художники православие как мать — вот у них как бы такое материнское...

К. Мацан:

— Интересно...

В. Харьковой:

— Материнское что-то такое, теплое, материнское, вот... Сразу вспоминаешь там всякие там научные философские статьи на тему того, что Богоматерь в России по-особому воспринимается. Потом язычники тоже пролазили — вот я им сказал не надо, а они все равно лезли. У них ассоциации почему-то с деревом — все дерево, дерево, дерево, руны в форме дерева...

К. Мацан:

— Ну природа...

В. Харьковой:

— Да, природу они наделяют...

К. Мацан:

— Мать сыра земля...

В. Харьковой:

— Да... И вот так если сказать обще, то — мать. Вот разные образы матери, то есть — мама с ребенком там, еще что-то. И видно, что как бы они не сговаривались, это люди разные — один из Владивостока, другая из Дагестана там, Нижний Новгород — то есть, люди из разных мест присылали... То есть, один образ такой прослеживается, да...

К. Мацан:

— Ну то есть, получилось, что есть талантливые или, как Вы говорите, гениальные художники, которые ценностно себя относят вот к этим идеалам православия, Святой Руси и так далее...

В. Харьковой:

— Да...

К. Мацан:

— И которые при этом, судя по работам, которые на сайте опубликованы... Я не художественный критик, но я вот смотрю — и вот именно того, чего Вы боялись, там нет. «Лубка» православного там нет. Это очень современные работы дизайнерские, очень качественные, как мне представляется...

В. Харьковой:

— Да, и еще какой был интересный момент — то, что люди... Я им всем еще задание дал — описание сделать к работе. Это я вот прикреплю туда. Это мое, кстати, упущение, что я описание не добавил — там такие опусы! Там так люди глубоко, искренне, душевно описывают свою работу — почему вот так вот они сделали, и что они туда заложили. Это порой даже красивее, чем сама работа! То есть, глубже, глубже, да... И думаешь: вот это да — у меня аж мурашки по коже — ну как люди воспринимают классно, то есть, у нас тему эту православную, и как глубоко!

И я когда показал в «Национальные приоритеты» — такой есть в «Национальные проекты России» этот конкурс — а там вообще профессионалы, там эксперты, креативные директора там, серьезные умы сидят, и мне говорят: «Это мощь, это мощь! Мы берем этот проект и запускаем от нас еще — то есть, делаем народное голосование».

И они народное голосование еще запустили — это была тоже опять вторая волна... Короче, проект «зашел», проект такой вызвал резонанс, и те художники, которые нам понравились — мы с ними даже до сих пор работаем. То есть, мы в команду взяли там дизайнеров, художников, они нам помогают в других проектах.

И мы сейчас запускаем второй конкурс — он интереснее, еще интереснее. У нас задача такая — он будет не только по России, мы хотим, чтобы он пошел по всем странам, кто любит русскую культуру, кто к нам лоялен. Тема конкурса — это вообще принцип обратной перспективы: нарисуй всё, что хочешь, в обратной перспективе.

Ну, рамки создадим — чтобы там пошлости никакой не было, треша. Но это очень интересно, если люди попробуют нарисовать в обратной перспективе — дизайном там, или моушн-дизайном там, живописью, графикой, любой техникой, то есть — мне кажется, это может быть интересный взгляд.

И мы обязательно в начале конкурса на сайте разместим вообще, что такое принцип обратной перспективы. Не просто что это технический какой-то термин, а что есть за ним некая философская мысль глубокая. Чтобы они через это тоже пробовали поразмышлять. Мне кажется, будет интересный результат. Потому что если, вы представляете там — Китай, да... То есть, отправить там через их вузы русскоязычные, которые у них там есть, факультеты — проект туда, задание дизайнерам. Пусть они подумают — то есть, как они увидят? У них вообще другое же мировосприятие...

Потом еще какую-то, может быть, страну — Бразилия там, не знаю... Понятно, сербы нас понимают, они сделают что-то интересное. Но посмотреть на страны, которые от нас по культуре с другого ракурса, и если они на православную тематику попробуют что-то сделать — это же тоже некая миссионерская движуха получится. Они же начнут изучать, и потом — оп, оп... И запретят конкурс... (смеется)

Короче, вот такой вот есть проект, и он интересен — это из визуального... И мы по результатам конкурса хотим выставку мультимедийную сделать крутую в центре Москвы — либо в музее «Россия — моя история», либо в ГЭС-2. Это как раз будет выставка, которая расскажет о принципе — вот посмотрите, ребята, что такое прямая перспектива — через там пять или шесть залов будет...

Потом проникаем мы в пространство, где человек попадает в нынешнюю атаку информации — что сейчас вот информационный шум образов, смыслов; потом попадает в пространство, где абсолютная тишина, только звук деревни такой — калитка там где-то скрипнула, где-то петух закричал, ветер, и звук колокола такой... И тут начинается рассказ, что вот есть такой взгляд особый, русской культуры — необычный, с другого ракурса, посмотрите... И там такая цитата...

«Понятно, что куда мы все идем — мы идем по прямой перспективе все, типа как человечество бежит туда... Но давайте присядем на дорожку, по русской традиции, и просто задумаемся, что может быть, есть еще какие-то ракурсы интересные»... И в итоге следующий зал — это выставка как раз работ победителей конкурса. То есть, возможно, это будет мультимедийная проекция, возможно, это будут живые холсты — посмотрим. И вот такой тоже путь к обратной перспективе через выставку — через живое такое посещение и наблюдение...

К. Мацан:

— Василий Харьковой, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива», продюсер, режиссер, сегодня с нами в программе «Светлый вечер».

Вот мне рассказывали, что есть задумка у Вас снять фильм, если угодно, в стиле, в настроении «оттепельного» кино 60-х. Это про что?

В. Харьковой:

— Это вообще, это вот прям... Мне кажется, что это будет...

К. Мацан:

— Бомба...

В. Харьковой:

— Бомба, фурор... Потому что мне как режиссеру всегда, когда что-то начинаю делать — у меня такое: это было, это было, это было... Хочется чего-то того, чего не было. И в итоге у меня первая была мысль — сделать фильм, снять... Я нашел сценарий Шпаликова «Причал» — сделать фильм так, как будто он тогда был снят, в 60-х годах, но только сейчас его на полках отрыли и его показали.

То есть, вот так вот сделать, чтобы даже не было у людей понимания, что это сейчас снимали. Чтобы актеры неизвестные были, чтобы это на пленку было снято, чтобы люди так разговаривали в фильме — потому что это же тоже особая подача, особый стиль, там другая школа разговора вообще была, песни пели... Чтобы вот эту искренность передать через разговор и через улыбку, чтобы прямо вот эта атмосфера была...

И я думаю: ну наверное, это было... То есть, это было — это фильм «Артист», немой фильм, потом еще были попытки... Я думаю: а что, если взять вот это всё, вот эту всю атмосферу искренности и любви той эпохи — и снять в современном кино? То есть, современная Москва, но люди, персонажи в ней разговаривают так, как разговаривали тогда, поют песни — то есть, гуляют по улице и распевают песни, и с ними происходят такие волшебные истории, как у Шпаликова, или как у Михалкова, «Я шагаю по Москве»...

Я думаю: а что, это интересно — надо попробовать! И мы с Толей начали писать песни вот эти вот — как раз в стиле советском, опираясь на стиль там Кристалинской Майи, Хворостовского лучшие вещи — искать вот эти эмоции, настроение. И в итоге у нас начало получаться. Мы смотрим — о, о, настроение самое, нам нравится, хорошо работает!

И я такой думаю: а теперь надо взять какое-то стильное видео, которое у меня есть — уже современная там реклама какая-нибудь или какой-то клип — и попробовать подложить вот эту музыку и эти диалоги. Чтобы просто посмотреть, есть ли вот это вот сочетание, связка...

К. Мацан:

— Химия...

В. Харьковой:

— Химия, да... И всё, короче — и это произошло! То есть, мы увидели это на ноутбуке, что оно оч кру. То есть, та вот атмосфера, те характеры — и супермодная стильная картинка современная, современные москвичи. Но вот сочетание произошло — и думаю, есть, получится, получится... Сейчас всё, рассказал идею — сейчас придется снимать! (смеется)

Короче, в итоге музыка-то готова уже, больше половины песен мы написали. По эпизодам план тоже расписали. Потому что мы не хотели прямо брать «Причал», мы взяли только начало — как он в Москву приплывает, шкипер-герой, на барже, а дальше историю уже переписали полностью — чтоб с правами проблем не было.

А если так глубже копать, Шпаликов вообще эту идею взял у Жана Виго, французского режиссера. Там как раз шкипер приплывает в Париж, девочка уходит гулять по Парижу, он за ней идет ее искать, и там с ней приключения происходят. Вот тоже, в принципе, не оригинальная тема...

И в итоге мы сейчас на этапе написания диалогов, уже детально расписываем сцены. И 28-го числа делаем концерт большой благотворительный в «Москонцерт Холле» — как раз саундтрек к фильму вот этот будет, мы с большим симфоническим оркестром все эти песни будем исполнять, оркестр ПВО у нас выступает духовой, и Вероника Кожухарова тоже, саксофонистка такая крутая уровня европейского — мы для нее тоже написали песню.

И мы верим, что эта получится тема. Чем она еще сильна — то, что этот фильм... Есть определенная аудитория, которая соскучилась по этой атмосфере, да, по этому кино доброму искреннему; а другая аудитория, молодые, которые вообще об этом ничего не знают — для них это темный лес, и для них что-то новое будет. То есть, мы им, получается, откроем советскую песню, да, песню той эпохи золотой, с другого ракурса.

То есть, это может даже стать неким таким трендом даже, волной определенной — начнут все лепить, вот пойдут сразу, группы появятся подобные...

К. Мацан:

— А вот как Вам кажется... Вот мы произносим фразу «оттепельное» кино — и конечно, сразу на душе тепло. Это и «Я шагаю по Москве», и «Мне 20 лет», и «Июльский дождь», хотя там уже более грустная такая картина, как бы разочарование в «оттепели»... Но все равно вот эта атмосфера действительно вот 60-х... А как бы Вы ее описали, что в ней такого привлекательного, и с чем это должно резонировать сегодня?

Ведь «оттепель» была периодом послевоенным, когда после чудовищных лет немножко страна оживала. И смерть Сталина, и XX съезд — и вот показалось, что возвращается такой «сквознячок свободы», как об этом писал и говорил поэт Юрий Кублановский. «Оттепель» — явление своего времени. Что сегодня должно быть таким содержанием такого кино?

В. Харьковой:

— Скажу вот, как вообще эта идея пришла — совместить... Я вышел из метро «Смоленская» как-то рано утром часов... Шел, наоборот, к метро — часов в восемь-семь. И увидел девушку — идет девушка молодая, лет 20, и абсолютно трезвая, не пьяная — и поет песню. У нее в наушниках даже не было — она идет и что-то поет песню, такую красивую...

К. Мацан:

— Интересно...

В. Харьковой:

— Я думаю: что это вообще такое? И меня так это поразило! Я сразу вспомнил бабушкины рассказы — что оказывается, тогда просто гуляли по улице и могли петь песни, и никто бы на тебя не посмотрел как на странного человека. То есть, вот эта внутренняя наполненность, искренность и открытость — вот это, да. У тебя на сердце классно, и ты идешь и поешь. И других заражаешь — у кого-то сразу тоже классно стало, автоматически — на тебя посмотрели...

Я думаю: во, вот это да, вот это класс! Вот так бы сделать, чтобы сейчас люди вот так вот ходили, так вот открыты были, никто там не закрывался, а вот эта вот такая... Душевная такая искренняя открытость... И думаю: попробовать вот, может быть, это передать через кино. Потому что кино — оно ведь заражает, то есть, оно имеет силу влияния на массы. И если оно станет культовым или таким популярным, то люди просто начнут подражать, а потом это станет привычкой... (смеется)

К. Мацан:

— Дай-то Бог... Я вспомнил историю — когда Вы начали рассказывать про то, что увидели на улице поющую девушку — про то (как рассказывают), как рождался фильм «Я шагаю по Москве». Когда Шпаликов пришел к Данелии и сказал, что... «Я написал классную сцену — девушка едет...

В. Харьковой:

— С зонтиком...

К. Мацан:

— ...идет под дождем, а рядом парень на велосипеде над ней держит зонтик», — на что режиссер спрашивает: «А о чем фильм-то будет?». — «Да неважно, — говорит Шпаликов, — сцена вот, я ее увидел»... И потом появился целый сюжет «Я шагаю по Москве». Но визитной карточкой фильма осталась эта сцена — которая, кстати, к сюжету вот, к фабуле не имеет отношения...

В. Харьковой:

— Да...

К. Мацан:

— Такая вставка лирическая... Но именно она стала вот таким... такой эстетической кульминацией этого фильма — то есть, что все вспоминают в итоге. Как иногда из одной простой детали целое настроение рождается...

В. Харьковой:

— Да... Вот Анатолий, кстати, вот товарищ, именно так и пишет музыку. Я говорю, у меня свой подход — я тоже увлекаюсь и музыку иногда пишу; но я больше по семплам электронным. А он — у него там оркестровки в голове... И он говорит: «У меня так же — я сначала такое зерно маленькое, такая опа — искра какая-то красивая, и я ее начинаю, просто вот из нее начинаю развивать, и там потом получается произведение. Никогда не бывает, что у меня сразу хоп вот — и полная картина. Именно вот это маленькое, маленькое зерно, а из него потом — бутон»...

К. Мацан:

— Мы сегодня заговорили о Ваших проектах, направленных на молодых людей. Вы рассказывали о том, как Вы детей детских домов возили по «Золотому кольцу»... Как Вам кажется, православие как традиция, православная церковь что может дать современному подростку, молодому человеку, на какой внутренний запрос ответить? Что такого вот современный молодой человек ищет внутренне — может быть, даже не всегда сам понимая, что ищет это — чего он не найдет нигде, кроме православия?

В. Харьковой:

— Вот я не знаю, как мне это сказать... Ну в принципе, да — я могу говорить только как я себе говорю молодому, да, 20-летнему. У меня две вещи.

Первое — ну пытливым умам интересна всегда причина поступка. Вот ты что-то сделал — и как будто это факт, и «это я сделал». И ты обычно удивляешься — ну как, ты думаешь: опа, сделано... А как это было, почему это сделано — то ли это эмоция какая-то мимолетная, то ли люди так вот вокруг, окружение так это сделало, заставило тебя так поступить...

В зависимости от личности ты начинаешь размышлять. Либо на кого-то перекладываешь ответственность за поступок, либо списываешь это просто на какое-то там, как сейчас модно типа — звезды сошлись, да...

А православие тебе говорит: нет, дружище, у этого поступка есть, если отмотать, корень. То есть, там есть несколько событий, вот которые привели к тому, что ты сейчас сделал. И эти события, как ниточку, можно просто понаблюдать и увидеть, что было первым ядром, которое позволило совершить вот этот поступок — плохой там или какой-то ужасный, или средний...

И православие как раз и святые отцы — они как вот математики, да, ученые, они знают эту историю, они ее исследуют и они тебе рассказывают: смотри, дружище, где у тебя была ошибка совершена. И когда в следующий раз у тебя будет повторяться эта история, ты когда в следующий раз будешь видеть, что опа — там что-то похожее, ты сможешь принять решение туда не пойти — по этой ветке, которая поведет тебя в итоге к такому негативному поступку.

И это, как сказать... Это круто! Мне кажется, молодежи интересно знать лайфхаки какие-то, да. Это же лайфхак! То есть, ты когда соблюдаешь этот лайфхак, или эту инструкцию, этот механизм — ты понимаешь, что есть у тебя уникальный инструмент роста, потому что ты каждый раз... Не знаю, может, так мозг устроен, не знаю — ты каждый раз все тоньше и тоньше понимаешь себя, глубже понимаешь людей окружающих...

И тут ты переходишь уже, когда ты по этой дорожке дальше развиваешься — переходишь на второй уровень. (смеется) Ты уже понимаешь, что да, всё — я знал, то есть, у меня вся эта дорожная карта вырисовывается, а вот наступает момент — и у меня не хватает мощностей принять вот это решение — то есть, чтобы туда не пойти. Я принимаю почему-то другое решение. Я знаю, что я за это получу, да — то есть, что у меня будет плод не очень хороший, но я это почему-то делаю.

И тут ты задаешься вопросом: а как? То есть, у меня что, не хватает сил что ли, у меня не хватает мощностей, мышц не хватает? Я вроде как бы все знаю, владею как бы этими инструментами... Почему я выбираю этот поступок? И в определенный момент, когда ты признаешь, что ты неспособен своими силами справиться и как бы выбрать правильную дорогу — тут уже как бы, как говорит наш любимый Осипов Алексей Ильич, тут ты уже понимаешь, что без Бога, короче, без Христа ты ни на что не способен. То есть, ты не вывозишь это — и ты тогда уже обращаешься, что тебе нужна помощь.

И тогда, когда тебе помогает Христос на исповеди, на причастии — тебе дается заряд, вот именно этот заряд принимать правильные решения, выбирать правильную сторону, сильную сторону, светлую сторону. Он дает тебе силы вот это делать. И ты тогда...

Лично у меня... Я вот уже, слава Богу, познал себя в этом плане — неделька у меня. Вот причастие мне дает до субботы... В субботу уже у меня начинается — конец пятницы, суббота — у меня уже всё, я чувствую, что меня начинает мотать, я начинаю сомневаться, я уже понимаю, что тут я уже начинаю заглядываться куда-то на какие-то странные вещи, здесь у меня мысли какие-то появились... И мне надо срочно дойти до воскресенья, до причастия, до исповеди, чтобы сохранить вот эту вот благодать, которая позволяет принимать правильные решения и двигаться, как бы сказать, в сторону человека, а не в сторону животного...

К. Мацан:

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу! У нас сегодня под занавес нашего разговора еще песня — музыка Анатолия Кузнецова, стихи Николая Рубцова, песня «Звезда полей», исполняет...

В. Харьковой:

— Юрий Кобяшов, третьекурсник консерватории... Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на благотворительный концерт под названием «Буду ждать тебя», который пройдет в «Москонцерт Холле» 28 ноября. Там будут исполнены как раз наши песни, которые мы делали к фильму...

К. Мацан:

— Спасибо огромное! У нас сегодня в гостях был Василий Харьковой, директор проекта «Культурные приоритеты» и креативного агентства «Обратная перспектива», продюсер и режиссер. В студии у микрофона был Константин Мацан. Мы вас оставляем наедине с музыкой. До свидания!

Звучит песня «Звезда полей» (муз. А.Кузнецова, ст. Н.Рубцова), исп. Ю.Кобяшов


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем