
Фото: Piqsels
О том, что Пётр Первый «прорубил окно в Европу», знают, пожалуй, все. Однако как он это сделал, а главное — для чего? Найти ответы на эти вопросы помогут исторические сведения о масштабной русской дипломатической миссии в страны Европы с 1697 по 1698 год. Она вошла в историю как Великое посольство Петра Первого.
Один из видных государственных деятелей петровской эпохи, дипломат Пётр Шафиров писал, что причиною Великого посольства явился, прежде всего, «разум царя — острый, от натуры просвещённый». Молодому правителю хотелось поднять Русскую державу на новый уровень прогресса и мощи. Кроме того, царь ставил перед Великим посольством и важные политические задачи. Россию окружали недружественные соседи. На севере — Швеция, которая захватила всю Прибалтику и имела сильнейшую армию в Европе. На юге — могущественная Османская империя и подчинённое ей Крымское ханство. Рано или поздно с ними предстояло вступить в борьбу — за выход к морям, Балтийскому и Чёрному. И — за торжество православной веры. Недаром в официальных документах цель посольства в Европу была сформулирована так: «Для общих всему христианству дел к ослаблению врагов Креста Господня — салтана турскаго и хана крымскаго и всех бусурманских орд, к вящему приращению всех государей христианских». Говоря проще — Россия намеревалась привлечь европейские государства в союзники на случай возможного военного противостояния с турками и шведами.
Великое посольство выехало из Москвы 9 марта 1697 года. Возглавляли дипломатическую миссию приближённые царя: генералы Франц Лефорт, Фёдор Головин и думный дьяк — то есть, секретарь Боярской думы, Прокофий Возницын. Общая же численность посольства составила около 250-ти человек: это были дипломаты, переводчики, священники, лекари, солдаты. Вошёл в него и отряд волонтёров — они ехали в Европу специально, чтобы изучить кораблестроение и военно-морское дело. Среди волонтёров под вымышленным именем Петра Михайлова в Европу вместе со всеми отправился 25-летний царь. Пётр Первый хотел сохранить инкогнито. В Голландии на корабельной верфи он устроился работать простым плотником. Однако выдающаяся внешность Петра Алексеевича была хорошо известна по портретам. Его узнали, и вскоре на верфи отбоя не было от зевак, которые хотели своими глазами увидеть «царя-плотника». Впрочем, это не помешало Петру получить от своего мастера аттестат о том, что он прошёл полный курс обучения и может вести работы на верфи самостоятельно. Позже, в предисловии к Морскому регламенту 1720 года Пётр так вспоминал об этом: «въ краткое время совершился въ томъ, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерствомъ новый корабль построилъ и на воду спустилъ».
Из Голландии Великое посольство отправилось в Англию. Там Пётр тоже не тратил время на придворные церемонии. В Оксфорде работал на артиллерийском заводе, на верфях Портсмута изучал военные корабли, наблюдал за военно-морскими учениями британского флота. А в это время Лефорт и другие послы пытались заручиться у Европы дипломатической и военной поддержкой. Однако западные монархи проявили уклончивость. Большинство из них решительно не хотели воевать с Османской империей. Впрочем, союз против Швеции наметить удалось. Польша, Дания и Саксония тоже были обеспокоены военной угрозой с её стороны. И, в случае войны, пообещали России свою поддержку.
В июле 1698-го пришло известие о стрелецком бунте. Царю пришлось спешно выехать в Москву. Великое Посольство завершилось. Несмотря на некоторые неудачи, оно положило начало великим петровским реформам и дало старт мощному развитию Русского государства. Знаменитый английский историк XIX века Томас Маколей так писал о Великом посольстве Петра Первого: «Это путешествие составило эпоху в истории — не только России, но и всемирной».
Все выпуски программы Открываем историю
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема