
С чего начинается конфликт? С неуважения к другим. На картине «Утро Стрелецкой казни» мы видим трагический конец стрелецкого бунта под предводительством царевны Софьи, сестры Петра I. Работа Василия Сурикова напоминает о важности мира между людьми.

— Саша, здравствуй! Вижу, ты сегодня картину «Утро стрелецкой казни» изучаешь?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, пришел в Третьяковскую галерею посмотреть на полотно Сурикова. До чего доводят семейные конфликты и борьба за власть!
— Ты прав, Василий Суриков показал, как трагично закончился стрелецкий бунт под предводительством царевны Софьи. Трагедии добавляет, что Софья с Петром были братом и сестрой.
— В голове не укладывается, до каких катастроф может доводить соперничество. Ещё картина такая реалистичная, невольно сам погружаешься в эти события на Красной площади.
— Обрати внимание, что картина чётко разделена: справа, со стороны храма Василия Блаженного, толпятся стрельцы. Слева, возле стен Кремля, изображён разгневанный Пётр Первый со своим войском.
— Кстати, художник не изображает саму казнь, хоть картина и называется «Утро стрелецкой казни».
— Да, трагичность и напряженность Суриков показывает через позы, выражение лица, внешний облик участников.
— Маргарита Константиновна, а вот интересно, почему Суриков взялся писать именно такой сложный исторический сюжет?
— Василий Суриков — мастер исторических сюжетов. Исторические сюжеты переломных моментов в судьбе русского народа — сквозная линия его творчества.
— Интересно, что сам художник думал о бунте стрельцов, занимал ли чью-то сторону. Стрельцы и их жёны, изображённые на полотне, безусловно, вызывают глубокое сострадание. Но и сам Пётр не показан здесь злодеем. То есть Суриков будто бы всем сочувствует.
— Этой картиной Суриков отдает дань исторической правде и, похоже, сочувствует всем участникам сюжета — и Петру, и стрельцам.
— Получается, в конфликт двух сторон художник не погружается. Кстати, я обратил внимание, что лица солдат и стрельцов очень похожи, хоть и исторически противопоставлены. Солдаты, несмотря ни на что, по-братски поддерживают обреченных на казнь стрельцов. Может быть, я додумываю, конечно.
— Совершенно согласна, Саша. Сюжет картины «Утро стрелецкой казни», призывает зрителя к состраданию всем участникам.
— А начиналось всё, скорее всего, с обычного конфликта.
— Давай подумаем, с чего начинается самый незначительный конфликт.
— С отстаивания своих интересов.
— ...и неуважения к интересам другого человека. Это важный момент. Сам Господь заповедовал нам относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам.
— Это сложно, Маргарита Константиновна, всех не полюбишь.
— Уважение — основа любви, без него никак. Начинать всегда нужно с него. А дальше — Господь поможет.
— Получается, помимо своей безусловной художественной ценности, картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» напоминает нам о важности мира между людьми. Предложу одногруппникам посетить Третьяковскую галерею и познакомиться с картиной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.