
«Милосердный самарянин» Василий Суриков, 1874 г.. Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
— Добрый вечер, Владимир Николаевич! Вы случайно, не знаете, где наш дворник. Второй день его не вижу.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна. В больнице дворник!
— Беда какая! Что же с ним случилось?
— Ногу сломал. Вчера иду, смотрю — он лежит, от боли весь сморщился. Я куртку снял, уложил его, скорую вызвал. В больницу отправил, завтра схожу навещу.
— Спасибо вам, Владимир Николаевич! Вы поступили, как милосердный самарянин!
— Да полно вам, Маргарита Константиновна. Как иначе-то? ...А милосердный самарянин — кажется, из Библии персонаж?
— Да, герой евангельской притчи. Её рассказал Иисус Христос в ответ на вопрос, кого человек может считать своим ближним.
— А напомните, пожалуйста, эту историю?
— С удовольствием! Некий израильтянин шёл из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Несчастного ограбили, избили и оставили чуть живым на дороге. Мимо умирающего прошли сначала левит — служитель Иерусалимского храма, затем иудейский священник. И не остановились! А самарянин — представитель чуждого для евреев народа, пожалел несчастного. Он обработал раны пострадавшего, отвёз его в гостиницу и заплатил за постой. Чтоб наглядно было, я сейчас найду в интернете картину Василия Сурикова, посвящённую этому сюжету. Вот, взгляните!
— Ну-ка, ну-ка, сейчас очки надену. Бескрайняя пустыня. На песке лежит человек без одежды. Он обессилен — пытается приподняться на локте, но даже голову держит с трудом. Это и есть избитый израильтянин?
— Верно. А склонившийся над ним бородач — милосердный самарянин.
— Этот добросердечный человек приобнял беднягу и собирается помазать его раны. О себе благодетель не думает, не боится запачкать свои роскошные белые одежды! Художник мастер — в нескольких внешних деталях смог показать сердце человека.
— Точно, детали здесь говорящие. Обратите внимание на фигуру служителя храма на заднем плане — она словно растворяется на горизонте. Тот, кого израильтянин считал своим близким, исчез, когда от него понадобилась помощь. А иноплеменник оказался ближним в христианском смысле слова. Сурикову удалось передать суть притчи. Хотя поначалу тема ему показалась сложной.
— Но почему он всё-таки выбрал именно её для своей работы?
— Выбирал не он, а экзаменационная комиссия Академии художеств. Евангельский сюжет о милосердном самарянине Сурикову предложили в 1875 году как выпускнику для аттестационной работы. И он справился настолько, что получил золотую медаль.
— А где сейчас находится картина «Милосердный самарянин?
— В художественном музее Красноярска. Суриков оттуда родом. Своё полотно художник посвятил и подарил земляку, купцу Петру Кузнецову. Меценат поддерживал Василия деньгами во время учебы в Санкт-Петербурге. Без этой помощи Суриков мог и не состояться как живописец.
— Тоже, значит, милосердный самарянин — Кузнецов этот! Буду в Красноярске, непременно загляну в художественный музей. Хочу обязательно увидеть картину Василия Сурикова «Милосердный самарянин».
— Замечательная идея! А завтра давайте вместе в больницу сходим, нашего дворника навестим!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица