
Фото: laura adai / Unsplash
— Как приятно побывать во дворце Алфераки! Правда, здесь прекрасно, молодой человек?
— О, какое неожиданное и приятное обращение! В душе я молод, поэтому принимаю комплимент с радостью. А дворец, построенный помещиком Николаем Алфераки, и впрямь великолепен. Это мой любимый филиал литературного и историко-архитектурного музея-заповедника в Таганроге.
— Я в последний раз приходила сюда лет десять назад, и с тех пор многое изменилось!
— Да, здание недавно отреставрировали.
— И новые экспонаты появились. Картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» здесь прежде не было. Чудо, как она хороша! Укромный уголок где-то в глубинке России. Маленькое озеро, затянутое ряской, в окружении величественных деревьев. Тишина и покой. Я бы запомнила столь поэтичный проникновенный пейзаж, если бы видела его раньше.
— Картина «Пруд с вётлами» не так давно вернулась в Россию после длительного отсутствия.
— Да что вы говорите? Где же находилось поленовское полотно?
— В Германии. Во время Второй мировой войны немецкая армия захватила Таганрог, при отступлении оккупанты вывезли работу Василия Поленова. Многие десятилетия оставалось неизвестным, где она находится.
— Как же удалось разыскать картину?
— Полагаю, что чудом. Пейзаж переходил из одной частной коллекции в другую, пока его не приобрёл в 1986 году художественный музей немецкого города Киля. Уже в двадцать первом веке, при очередной инвентаризации немецкие искусствоведы решили убедиться, что перед ними подлинник знаменитого русского художника. И сделали запрос в Таганрог.
— И что же ответили наши?
— Предоставили документы, по которым можно проследить путь картины из мастерской художника до того момента, когда она покинула Таганрог в немецком эшелоне.
— Вот бы познакомиться с этими документами! Так хочется узнать побольше о картине!
— Могу поделиться тем, что знаю! Василий Поленов написал «Пруд с вётлами» в 1881 году. Спустя шесть лет работа экспонировалась на выставке в Таганроге. Здесь её приобрёл купец Захар Хандрин в подарок своей супруге. После революции 1917 года полотно национализировали и поместили в музей. Во дворце Алфераки произведение находилось вплоть до похищения в мае 1943 года.
— Значит, немцы получили документы, подтверждающие историю картины, и вернули её в Россию?
— Именно так и было. Сотрудники Кильского художественного музея написали таганрогским коллегам, что им жаль расставаться с полотном Василия Поленова, но историческая справедливость важнее. В 2016 году уникальный экспонат занял своё законное место во дворце Алфераки.
— Знаете, мне почему-то кажется, что не только документальные доказательства заставили немецких искусствоведов возвратить картину на родину.
— Да? А что же ещё?
— Вы только не смейтесь. Может быть, я к старости стала слишком сентиментальна, но мне кажется, само произведение Василия Поленова несёт в себе зерно честности и благородства. Картина выступает камертоном, который заставляет человека прислушаться к себе и поступать по совести.
— Мне вовсе не хочется смеяться, я с вами согласен! Полотно «Пруд с вётлами» учит ценить незаметную, тихую красоту северной природы, ценить её мягкие линии и полутона, благодарить Творца за бесценный дар. Усваивая этот урок, душа становится чище.
Картину Василия Поленова «Пруд с вётлами» можно увидеть в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов