
Фото: laura adai / Unsplash
— Как приятно побывать во дворце Алфераки! Правда, здесь прекрасно, молодой человек?
— О, какое неожиданное и приятное обращение! В душе я молод, поэтому принимаю комплимент с радостью. А дворец, построенный помещиком Николаем Алфераки, и впрямь великолепен. Это мой любимый филиал литературного и историко-архитектурного музея-заповедника в Таганроге.
— Я в последний раз приходила сюда лет десять назад, и с тех пор многое изменилось!
— Да, здание недавно отреставрировали.
— И новые экспонаты появились. Картины Василия Поленова «Пруд с вётлами» здесь прежде не было. Чудо, как она хороша! Укромный уголок где-то в глубинке России. Маленькое озеро, затянутое ряской, в окружении величественных деревьев. Тишина и покой. Я бы запомнила столь поэтичный проникновенный пейзаж, если бы видела его раньше.
— Картина «Пруд с вётлами» не так давно вернулась в Россию после длительного отсутствия.
— Да что вы говорите? Где же находилось поленовское полотно?
— В Германии. Во время Второй мировой войны немецкая армия захватила Таганрог, при отступлении оккупанты вывезли работу Василия Поленова. Многие десятилетия оставалось неизвестным, где она находится.
— Как же удалось разыскать картину?
— Полагаю, что чудом. Пейзаж переходил из одной частной коллекции в другую, пока его не приобрёл в 1986 году художественный музей немецкого города Киля. Уже в двадцать первом веке, при очередной инвентаризации немецкие искусствоведы решили убедиться, что перед ними подлинник знаменитого русского художника. И сделали запрос в Таганрог.
— И что же ответили наши?
— Предоставили документы, по которым можно проследить путь картины из мастерской художника до того момента, когда она покинула Таганрог в немецком эшелоне.
— Вот бы познакомиться с этими документами! Так хочется узнать побольше о картине!
— Могу поделиться тем, что знаю! Василий Поленов написал «Пруд с вётлами» в 1881 году. Спустя шесть лет работа экспонировалась на выставке в Таганроге. Здесь её приобрёл купец Захар Хандрин в подарок своей супруге. После революции 1917 года полотно национализировали и поместили в музей. Во дворце Алфераки произведение находилось вплоть до похищения в мае 1943 года.
— Значит, немцы получили документы, подтверждающие историю картины, и вернули её в Россию?
— Именно так и было. Сотрудники Кильского художественного музея написали таганрогским коллегам, что им жаль расставаться с полотном Василия Поленова, но историческая справедливость важнее. В 2016 году уникальный экспонат занял своё законное место во дворце Алфераки.
— Знаете, мне почему-то кажется, что не только документальные доказательства заставили немецких искусствоведов возвратить картину на родину.
— Да? А что же ещё?
— Вы только не смейтесь. Может быть, я к старости стала слишком сентиментальна, но мне кажется, само произведение Василия Поленова несёт в себе зерно честности и благородства. Картина выступает камертоном, который заставляет человека прислушаться к себе и поступать по совести.
— Мне вовсе не хочется смеяться, я с вами согласен! Полотно «Пруд с вётлами» учит ценить незаметную, тихую красоту северной природы, ценить её мягкие линии и полутона, благодарить Творца за бесценный дар. Усваивая этот урок, душа становится чище.
Картину Василия Поленова «Пруд с вётлами» можно увидеть в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Главное Таинство»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Наталия Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о Причастии и о том, как приобщение к Богу повернуло жизнь.
Все выпуски программы Светлые истории
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема







