
Где искать Бога, когда страдаешь? Куда бежать, к кому обращаться? Ответ на этот вопрос находим в 93-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
Псалом 93-й описывает ситуацию, в которой автор сетует Богу на то, что его окружили враги и он испытывает различные притеснения и скорби. Враги — это какие-то нечестивые люди. Они злодеи и беззаконники. Из текста псалма видно, что они занимают высокие административные должности, но используют своё могущество в корыстных целях. А потому страдает не только псалмопевец, но и весь народ, простые люди, вдовы, сироты, пришельцы.
Не совсем понятно, о каких именно притеснениях идёт речь. Некоторые ученые-библеисты предполагали, что псалмопевец хотел изобразить коррупцию чиновников и злоупотребление властью в самом древнееврейском обществе. Однако речь может идти в первую очередь об иностранных захватчиках. Уж очень похожа лексика псалма на ту, которая используется в библейских книгах, описывающих Ассирийский и Вавилонский плен еврейского народа. Отсюда и предположение — псалом отражает реалии той эпохи, когда евреи страдали от внешнего врага.
Как бы то ни было, для человека, который страдает, разница не принципиальна. Бьют свои или бьют чужие — в любом случае боль есть боль, а вместе с ней одно и то же чувство покинутости и одиночества. А потому и выход один. И указывают на него следующие слова псалма: «При умноже́нии скорбе́й мои́х в се́рдце моём утеше́ния Твои́ услажда́ют ду́шу мою́». Единственное место, куда в тяжёлую минуту человек может спрятаться, — это его собственное сердце. Именно в сердце происходит встреча с Богом. Именно в сердце мы переживаем духовную реальность. Не случайно Христос говорит в Евангелии: «Царство Небесное внутри вас есть». Поэтому именно в сердце и только в нём мы получаем утешение от всякой скорби.
Примечательно то, что еврейское слово «утешение», которое использует автор псалма, напоминает то чувство сытости и безопасности, которое переживает младенец, лежащий на груди у матери. У пророка Исаии также встречаем этот образ. Он сравнивает Бога с кормящей мамой, которая утешает ребёнка тем, что кормит его грудью (Ис. 66:11). Примечательно то, что в христианской традиции Бог-Дух Святой называется Утешитель. При этом используется греческий аналог того же самого еврейского слова «утешение». Дух Святой насыщает нас в нашем собственном сердцем благодатью, подобно матери, насыщающей ребёнка молоком.
По этой причине как Библия, так и христианская традиция уделяет человеческому сердцу так много внимания. Исполнение заповедей, участие в церковных таинствах, соблюдение ритуалов, аскетические практики, такие, как пост, молитва, чтение и размышление над Писанием, — всё это для того, чтобы нащупать в своей душе это потаённое место. Научиться в него спускаться, встречать там Бога и задерживаться в этой скрытой комнате как можно дольше. Тот, кто нашёл в себе этот укромный уголок, будет ощущать себя безопасно в любой ситуации. Будучи взрослыми, мы можем вновь познать на опыте, что означает быть ребёнком, которого утешает ласковая и заботливая мать.
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
10 октября. О молитвенном примере преподобного Сергия Радонежского

8 октября, в День памяти преподобного Сергия Радонежского, Святейший патриарх Московский и все Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Церкви говорил о молитвенном примере преподобного Сергия.
Святой преподобный Сергий, соединивший в своей личности старца, аскета, затворника с государственным деятелем, и даёт нам пример, как нужно взаимодействовать, в том числе и со светским миром, как нужно строить свою молитву не только о себе и о ближних, но об Отечестве, о властях и воинстве, и как нужно работать над тем, чтобы никакие внешние силы боли и никакие враждебные внутренние силы, как это было в прошлом веке, не поколебали единство, целостность нашего Отечества и опять не набросили на народ наш некое ярмо безбожия или теплохладности по отношению к Богу, которым сегодня так страдает западное общество.
И там, конечно, есть люди благочестивые, но вот эта общая религиозная теплохладность, отказ от тех традиций, от того предания, в котором жили люди, в том числе и на западе Европы, долгие годы, чтобы и там произошло обращение к Богу и осознание того, что всякое исключение Бога из жизни личной, семейной, общественной и государственной не может привести ни личность, ни семью, ни общество, ни государство к благу, ни к индивидуальному, ни к общему.
Вот поэтому нужно просить сегодня и Господа, и Пречистую Царицу Небесную, и преподобного и богоносного отца нашего Сергия за Отечество наше, за президента нашего православного, за власти, за воинство, за народ, чтобы никакие силы не могли поколебать того курса, на который встало наше Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 октября. О заповеди почитания родителей

В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
О заповеди почитания родителей — протоиерей Михаил Самохин.
Святой апостол Павел повторяет пятую заповедь из десяти, полученных пророком Моисеем на горе Синай, неслучайно. Короткая глава послания Эфесской церкви начинается со слов: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость», и продолжается после упоминания заповеди увещеванием к отцам не раздражать детей. Возможно, апостол стремился погасить конфликт поколений, случившийся в молодой христианской общине.
Для нас же интересно напоминание апостола Павла о том, что пятая заповедь содержит обещание благ от Господа и земного долголетия. Почитать, а в оригинале — прокормить, родителей в древности было непростой задачей, и в некоторых языческих обществах не поощряли уход за старыми и больными людьми, на которых нужно было тратить ценные ресурсы. Бог же в заповедях единственной истинной тогда религии, наоборот, поддерживает и поощряет любовь к родителям.
Кто-то из исследователей видит в этом сознание ценности передачи старшим поколением опыта и самой религии с её законами и установлениями. Но даже из своего без малого четвертьвекового опыта священства могу заметить, что ценность этой заповеди гораздо глубже. Почти всегда эта заповедь действует так, что наши дети будут относиться к нам так же, как мы относимся к своим родителям, даже если никогда не видели своих бабушек и дедушек.
Мне приходится наблюдать это во множестве семейных историй. Это простое наблюдение подтверждает истинность и действенность божественного закона. Будем же относиться к своим родителям так, чтобы наши дети и внуки сделали нашу старость долголетней и благоденственной во исполнение заповеди Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 октября. О подвиге мученика Каллистрата и его дружины

Сегодня 10 октября. День памяти мученика Каллистрата и его дружины, пострадавших за Христа в 304 году.
О подвиге святых — священник Алексий Долгов.
Святой мученик Каллистрат родился в Карфагене, в Африке. Дед его служил в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем крестных страданий, смерти и воскресения Господа. Как и отец, святой Каллистрат стал воином. С детства воспитанный в вере, он отличался скромным поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он совершал молитву.
Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил решительным отказом.
Побои и пытки не сломили воина Христова. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок промыслом Божьим наткнулся на острый камень и разорвался. А святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым.
49 воинов, видя все это, уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с ними в темницу и подверг их жестоким пыткам. Видя чудеса, происходившие при пытках святого Каллистрата и его дружины, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа.
В 304 году, по приказанию начальника, опасавшегося бунта воинов, мучеников ночью тайно изрубили мечами.
Нас, православных христиан, до сих пор поражает, как христиане во времена гонений шли на смерть с кротостью и радостью, благословляя своих гонителей. Так происходило потому, что они собственным примером доказывали, что Христос смертью смерть попрал, что смерть не всесильна и что за гробом существует иная вечная жизнь. Поэтому смерть каждого мученика — это вечно свершающаяся победа над смертью Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема