Размышление о смысле жизни на полотне «Зимний пейзаж. Москва» Алексея Саврасова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Размышление о смысле жизни на полотне «Зимний пейзаж. Москва» Алексея Саврасова

Размышление о смысле жизни на полотне «Зимний пейзаж. Москва» Алексея Саврасова
Поделиться Поделиться

Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


«Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты,» — так говорила Алексею Саврасову его бабушка. Работа художника «Зимний пейзаж. Москва» — это философское размышление о смысле жизни.

Картина «Зимний пейзаж. Москва» Алексей Саврасов
«Зимний пейзаж. Москва» Алексей Саврасов, 1873 г., из собрания Рязанского государственного областного художественного музея имени Ивана Пожалостина

— Есть картины, Андрей Борисович, возле которых вы замираете так, что, кажется, забываете дышать. Например, полотна Исаака Левитана. А здесь, в Рязанском художественном музее, вашим вниманием всецело завладел Алексей Саврасов.

— Как говорят искусствоведы, без Саврасова не было бы Левитана! Одарённый учитель гениального ученика. Вы только взгляните на его работу «Зимний пейзаж. Москва».

— Картина и впрямь выразительная! Мороз и солнце, день чудесный!

— Бледно-голубое небо отливает перламутром, вековые березы и липы покрыты инеем. Вдали виднеется крестьянская изба, дым из трубы столбом поднимается вверх. К дому мужичок ведёт под уздцы лошадь, запряжённую в сани. Груз на возу тяжёлый — пирамида из толстых брёвен.

— Сюжет вроде бы незамысловатый, и, как сказали бы мои студенты, позитивный. Но почему-то сердце начинает волноваться.

— Пейзаж настроения! Хотя основателем этого жанра называют Левитана, как видите, саму идею Исаак Ильич воспринял у Саврасова.

— Когда учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?

— Да, Левитан поступил в 1873 году в пейзажный класс, вёл его как раз Саврасов. И одной из первых картин учителя, с которой познакомился юный студент, была та, что висит сейчас перед нами. «Зимний пейзаж...» написан в том же 1873-ем.

— Он наверняка задел тонкие струны души Левитана. Повлиял на него.

— Как и творчество Саврасова в целом. Алексей Кондратьевич стремился передать ученикам завет, который ему оставила бабушка. Она говорила: «Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».

— Как же можно этому научить? Создать методику, по которой картины будут получаться проникновенными?

— Поверить гармонию алгеброй, как Пушкин говорил в одном из своих произведений? Отчасти возможно. Например, Саврасов в своей работе «Зимний пейзаж. Москва» разбросал знаки, к которым человек не может оставаться безразличным. Так, снежное пространство вызывает одновременно восхищение и страх леденящего холода. Дым над трубой шепчет, что есть место, где можно укрыться от мороза.

— А сани, гружённые дровами, внушают надежду, что зиму удастся пережить в тепле.

— Вот и получается, что художник создал не просто пейзаж, а философское размышление.

— О трудностях и радостях земного бытия...

— И о смысле жизни.

— И в чем же он, по мнению Алексея Саврасова? Как вам кажется, Андрей Борисович?

— Ответ вы получите, если внимательно приглядитесь к зарослям деревьев в левой части картины.

— О, тут среди крон прячется купол церкви!

— Он свидетельствует о присутствии в нашей жизни Бога. Дарит надежду и радость, дает силы пережить невзгоды. Наполняет смыслом каждый новый день. Об этом я думаю всякий раз, глядя на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва».

Картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях

Также рекомендуем