Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва»

Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва»
Поделиться Поделиться

Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Картина «Зимний пейзаж. Москва» Алексей Саврасов
«Зимний пейзаж. Москва» Алексей Саврасов, 1873 г., из собрания Рязанского государственного областного художественного музея имени Ивана Пожалостина

— Есть картины, Андрей Борисович, возле которых вы замираете так, что, кажется, забываете дышать. Например, полотна Исаака Левитана. А здесь, в Рязанском художественном музее, вашим вниманием всецело завладел Алексей Саврасов.

— Как говорят искусствоведы, без Саврасова не было бы Левитана! Одарённый учитель гениального ученика. Вы только взгляните на его работу «Зимний пейзаж. Москва».

— Картина и впрямь выразительная! Мороз и солнце, день чудесный!

— Бледно-голубое небо отливает перламутром, вековые березы и липы покрыты инеем. Вдали виднеется крестьянская изба, дым из трубы столбом поднимается вверх. К дому мужичок ведёт под уздцы лошадь, запряжённую в сани. Груз на возу тяжёлый — пирамида из толстых брёвен.

— Сюжет вроде бы незамысловатый, и, как сказали бы мои студенты, позитивный. Но почему-то сердце начинает волноваться.

— Пейзаж настроения! Хотя основателем этого жанра называют Левитана, как видите, саму идею Исаак Ильич воспринял у Саврасова.

— Когда учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?

— Да, Левитан поступил в 1873 году в пейзажный класс, вёл его как раз Саврасов. И одной из первых картин учителя, с которой познакомился юный студент, была та, что висит сейчас перед нами. «Зимний пейзаж...» написан в том же 1873-ем.

— Он наверняка задел тонкие струны души Левитана. Повлиял на него.

— Как и творчество Саврасова в целом. Алексей Кондратьевич стремился передать ученикам завет, который ему оставила бабушка. Она говорила: «Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».

— Как же можно этому научить? Создать методику, по которой картины будут получаться проникновенными?

— Поверить гармонию алгеброй, как Пушкин говорил в одном из своих произведений? Отчасти возможно. Например, Саврасов в своей работе «Зимний пейзаж. Москва» разбросал знаки, к которым человек не может оставаться безразличным. Так, снежное пространство вызывает одновременно восхищение и страх леденящего холода. Дым над трубой шепчет, что есть место, где можно укрыться от мороза.

— А сани, гружённые дровами, внушают надежду, что зиму удастся пережить в тепле.

— Вот и получается, что художник создал не просто пейзаж, а философское размышление.

— О трудностях и радостях земного бытия...

— И о смысле жизни.

— И в чем же он, по мнению Алексея Саврасова? Как вам кажется, Андрей Борисович?

— Ответ вы получите, если внимательно приглядитесь к зарослям деревьев в левой части картины.

— О, тут среди крон прячется купол церкви!

— Он свидетельствует о присутствии в нашей жизни Бога. Дарит надежду и радость, дает силы пережить невзгоды. Наполняет смыслом каждый новый день. Об этом я думаю всякий раз, глядя на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва».

Картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем