На полотне «Бабушкин сад» Василий Поленов запечатлел столичную усадьбу княжеской четы Юрьевых, флигель которой он снимал в 1877 году. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в жанре, наречённом критиками «пейзажем настроения».

— Маргарита Константиновна, вы случайно не знаете, где находится усадьба, которую изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад»?
— К сожалению, Наташенька, не находится, а находилась. Запечатлённый на полотне дворянский особняк располагался в Москве на углу Дурновского переулка, сейчас улица носит название Композиторская. Это совсем рядом со школой, в которой я преподавала у вас мировую художественную культуру.
— То есть, недалеко отсюда, от Третьяковской галереи?
— Относительно — минут сорок пешком.
— А кому принадлежал этот дом?
— Его построила в 1812 году княжеская чета Юрьевых, Николай Петрович и Степанида Гавриловна. Именно такими особняками в классическом стиле прирастала после войны с Наполеоном Москва, спалённая пожаром. Позднее усадьба принадлежала сыну Юрьевых, Александру — подполковнику русской армии, участнику движения декабристов. Исследователи предполагают, что старушка на картине Поленова — это супруга Александра Николаевича. А девушка, которая бережно ведет бабушку под руку — его внучка Елизавета Николаевна, в замужестве Баумгартен.
— Поленов был знаком с героинями картины?
— В 1877 году художник снимал флигель в усадьбе Юрьевых и очень любил этот уютный московский дворик.
— Усадьба очаровательная! Но на картине видно, как она обветшала. У парадных колонн осыпалась штукатурка, каменные ступени крыльца выщерблены. И сад неухожен. Деревья давно не обрезали, вдоль дорожки, по которой идут бабушка с внучкой, растут лопухи, иван-чай, репейник. Почему усадьба при живых хозяевах оказалась такой запущенной?
— Во второй половине девятнадцатого века многие дворяне обеднели. Причиной тому стала крестьянская реформа 1861 года, больше известная как отмена крепостного права. Если помещики не могли приспособиться к новым условиям — а таких было немало, то их барские имения вскоре теряли блеск. Часто хозяева разорялись, поместья продавали с молотка — эту тему блестяще раскрыл Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад».
— И картина «Бабушкин сад» тоже о трудностях дворян после крестьянской реформы?
— Едва ли Поленов хотел рассказать зрителям о проблемах своих квартирных хозяев. Он просто правдиво запечатлел летний день и городской пейзаж — согласись, исполненный очарования.
— Да, полотно буквально завораживает. Уму непостижимо, как художник придал ему такую притягательность!
— Мы видим здесь буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтую дорожку и голубое небо — всё это радует глаз и освежает душу. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в особом жанре, который критики назвали «пейзажем настроения».
— Но это настроение сложное. В нём переплетены ностальгия и надежда, горечь утрат и вера в то, что всё будет хорошо.
— Наташа, ты сейчас сформулировала мировосприятие Поленова. Он говорил, что искусство должно приносить счастье, подразумевая не сытую безбедную жизнь, а причастность к радостной вечности, то есть к Богу. Такое творческое кредо появилась у Василия Дмитриевича после того, как он в 1876 году побывал в качестве батального живописца на русско-турецкой войне.
— Как странно — ведь ужасы войны ожесточают сердце.
— А на Поленова они подействовали парадоксально. И его палитра, и душа стали светлее. Художник научился глубоко ценить такие привычные вещи, как безыскусная красота диких растений, архитектура родных мест, тёплые отношения с близкими. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину «Бабушкин сад». Она дышит любовью. К людям, к родине, к природе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема







