Василий Поленов. «Бабушкин сад» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Поленов. «Бабушкин сад»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, вы случайно не знаете, где находится усадьба, которую изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад»?

— К сожалению, Наташенька, не находится, а находилась. Запечатлённый на полотне дворянский особняк располагался в Москве на углу Дурновского переулка, сейчас улица носит название Композиторская. Это совсем рядом со школой, в которой я преподавала у вас мировую художественную культуру.

— То есть, недалеко отсюда, от Третьяковской галереи?

— Относительно — минут сорок пешком.

— А кому принадлежал этот дом?

— Его построила в 1812 году княжеская чета Юрьевых, Николай Петрович и Степанида Гавриловна. Именно такими особняками в классическом стиле прирастала после войны с Наполеоном Москва, спалённая пожаром. Позднее усадьба принадлежала сыну Юрьевых, Александру — подполковнику русской армии, участнику движения декабристов. Исследователи предполагают, что старушка на картине Поленова — это супруга Александра Николаевича. А девушка, которая бережно ведет бабушку под руку — его внучка Елизавета Николаевна, в замужестве Баумгартен.

— Поленов был знаком с героинями картины?

— В 1877 году художник снимал флигель в усадьбе Юрьевых и очень любил этот уютный московский дворик.

— Усадьба очаровательная! Но на картине видно, как она обветшала. У парадных колонн осыпалась штукатурка, каменные ступени крыльца выщерблены. И сад неухожен. Деревья давно не обрезали, вдоль дорожки, по которой идут бабушка с внучкой, растут лопухи, иван-чай, репейник. Почему усадьба при живых хозяевах оказалась такой запущенной?

— Во второй половине девятнадцатого века многие дворяне обеднели. Причиной тому стала крестьянская реформа 1861 года, больше известная как отмена крепостного права. Если помещики не могли приспособиться к новым условиям — а таких было немало, то их барские имения вскоре теряли блеск. Часто хозяева разорялись, поместья продавали с молотка — эту тему блестяще раскрыл Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад».

— И картина «Бабушкин сад» тоже о трудностях дворян после крестьянской реформы?

— Едва ли Поленов хотел рассказать зрителям о проблемах своих квартирных хозяев. Он просто правдиво запечатлел летний день и городской пейзаж — согласись, исполненный очарования.

— Да, полотно буквально завораживает. Уму непостижимо, как художник придал ему такую притягательность!

— Мы видим здесь буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтую дорожку и голубое небо — всё это радует глаз и освежает душу. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в особом жанре, который критики назвали «пейзажем настроения».

— Но это настроение сложное. В нём переплетены ностальгия и надежда, горечь утрат и вера в то, что всё будет хорошо.

— Наташа, ты сейчас сформулировала мировосприятие Поленова. Он говорил, что искусство должно приносить счастье, подразумевая не сытую безбедную жизнь, а причастность к радостной вечности, то есть к Богу. Такое творческое кредо появилась у Василия Дмитриевича после того, как он в 1876 году побывал в качестве батального живописца на русско-турецкой войне.

— Как странно — ведь ужасы войны ожесточают сердце.

— А на Поленова они подействовали парадоксально. И его палитра, и душа стали светлее. Художник научился глубоко ценить такие привычные вещи, как безыскусная красота диких растений, архитектура родных мест, тёплые отношения с близкими. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину «Бабушкин сад». Она дышит любовью. К людям, к родине, к природе.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем