На полотне «Бабушкин сад» Василий Поленов запечатлел столичную усадьбу княжеской четы Юрьевых, флигель которой он снимал в 1877 году. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в жанре, наречённом критиками «пейзажем настроения».

— Маргарита Константиновна, вы случайно не знаете, где находится усадьба, которую изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад»?
— К сожалению, Наташенька, не находится, а находилась. Запечатлённый на полотне дворянский особняк располагался в Москве на углу Дурновского переулка, сейчас улица носит название Композиторская. Это совсем рядом со школой, в которой я преподавала у вас мировую художественную культуру.
— То есть, недалеко отсюда, от Третьяковской галереи?
— Относительно — минут сорок пешком.
— А кому принадлежал этот дом?
— Его построила в 1812 году княжеская чета Юрьевых, Николай Петрович и Степанида Гавриловна. Именно такими особняками в классическом стиле прирастала после войны с Наполеоном Москва, спалённая пожаром. Позднее усадьба принадлежала сыну Юрьевых, Александру — подполковнику русской армии, участнику движения декабристов. Исследователи предполагают, что старушка на картине Поленова — это супруга Александра Николаевича. А девушка, которая бережно ведет бабушку под руку — его внучка Елизавета Николаевна, в замужестве Баумгартен.
— Поленов был знаком с героинями картины?
— В 1877 году художник снимал флигель в усадьбе Юрьевых и очень любил этот уютный московский дворик.
— Усадьба очаровательная! Но на картине видно, как она обветшала. У парадных колонн осыпалась штукатурка, каменные ступени крыльца выщерблены. И сад неухожен. Деревья давно не обрезали, вдоль дорожки, по которой идут бабушка с внучкой, растут лопухи, иван-чай, репейник. Почему усадьба при живых хозяевах оказалась такой запущенной?
— Во второй половине девятнадцатого века многие дворяне обеднели. Причиной тому стала крестьянская реформа 1861 года, больше известная как отмена крепостного права. Если помещики не могли приспособиться к новым условиям — а таких было немало, то их барские имения вскоре теряли блеск. Часто хозяева разорялись, поместья продавали с молотка — эту тему блестяще раскрыл Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад».
— И картина «Бабушкин сад» тоже о трудностях дворян после крестьянской реформы?
— Едва ли Поленов хотел рассказать зрителям о проблемах своих квартирных хозяев. Он просто правдиво запечатлел летний день и городской пейзаж — согласись, исполненный очарования.
— Да, полотно буквально завораживает. Уму непостижимо, как художник придал ему такую притягательность!
— Мы видим здесь буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтую дорожку и голубое небо — всё это радует глаз и освежает душу. Виртуозное владение колоритом помогло художнику создать картину в особом жанре, который критики назвали «пейзажем настроения».
— Но это настроение сложное. В нём переплетены ностальгия и надежда, горечь утрат и вера в то, что всё будет хорошо.
— Наташа, ты сейчас сформулировала мировосприятие Поленова. Он говорил, что искусство должно приносить счастье, подразумевая не сытую безбедную жизнь, а причастность к радостной вечности, то есть к Богу. Такое творческое кредо появилась у Василия Дмитриевича после того, как он в 1876 году побывал в качестве батального живописца на русско-турецкой войне.
— Как странно — ведь ужасы войны ожесточают сердце.
— А на Поленова они подействовали парадоксально. И его палитра, и душа стали светлее. Художник научился глубоко ценить такие привычные вещи, как безыскусная красота диких растений, архитектура родных мест, тёплые отношения с близкими. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти в Третьяковскую галерею и посмотреть картину «Бабушкин сад». Она дышит любовью. К людям, к родине, к природе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Подарим Варе и другим особенным детям возможность совершать новые победы над болезнью

Варе четыре года. Она подопечная Елизаветинского детского сада. Находится он в Москве, на территории Марфо-Мариинского монастыря. Здесь бесплатно помогают таким же особенным детям, как и Варя. У девочки несколько диагнозов, которые мешают ей развиваться. Ещё недавно она жила в своём особенном мире, где единственным другом для неё был плюшевый музыкальный заяц. Без него — ни шагу. Варя не понимала, чего от неё хотят взрослые, не играла с другими детьми и ела только из бутылочки. Её мама смотрела на это с горечью в сердце, думая, что так будет всегда... Однако Елизаветинский детский сад подарил семье надежду на добрые перемены.
День за днём, под чутким руководством педагогов и терапевтов, Варя начала меняться. Стала узнавать воспитателей и улыбаться им. У неё появились другие любимые игрушки, и верный плюшевый зайчик наконец-то смог отдохнуть. Варя полюбила рисовать. Оставлять на большом листе бумаги яркие отпечатки своей ладони и смотреть, как краска создаёт причудливые узоры. А ещё у девочки появилось желание общаться. Она играет с другими ребятами, ест с ними за одним столом и не боится быть в центре внимания.
Эта история — не про болезнь. Она про надежду. Про то, что есть люди, готовые помочь и есть места, где можно обрести поддержку и шанс на развитие. Одно из таких мест — Елизаветинский детский сад.
Поддержим этот благотворительный проект и его подопечных. Пусть в жизни Вари и других ребят с инвалидностью будет возможность развиваться и добиваться новых побед!
Чтобы совершить любой посильный перевод, переходите на сайт Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарить новую жизнь разрушенным храмам

В разных уголках России есть храмы с большой историей, чьи стены хранят память поколений. Многие из них сильно разрушены и заброшены. Фонд «Белый Ирис» объединяет людей, которые дарят этим святыням новую жизнь. В рамках проекта «Хранителем наследия может стать каждый» (реализуется при участии Фонда президентских грантов) фонд «Белый Ирис» поддерживает тех, кто возрождает старинные храмы.
В одном из сёл Республики Коми живёт Ольга Торлопова. Она — хранитель храма во имя святых Зосимы и Савватия, который располагается в деревне Ипатово. Для неё он, как старая семейная фотография, где лица ещё различимы, но края уже истёрты временем. «Я знаю этот храм с детства. Мы часто ездили в ту деревню всей семьёй — он часть наших воспоминаний. Тогда храм ещё стоял, хотя и был заброшен. А сейчас провалилась крыша, многое обрушилось», — рассказывает Ольга.
Жители деревни Ипатово относятся к идее восстановления с осторожностью: кто-то скептически качает головой, кто-то молча наблюдает. И всё же Ольге удалось найти отзывчивых людей и поддержку.

В конце сентября были сделаны первые обмеры здания, а в скором времени появится эскиз обновлённого храма. Надежда вернуть его к жизни — есть, говорит Ольга Торлопова и совместно с волонтёрами уже планирует будущие субботники и другие работы.
Хранители храмов — это люди, которые невзирая на трудности, следуют зову сердца и желанию сохранить культурное наследие нашей страны. И фонд «Белый ирис» всячески им в этом помогает: привлекает специалистов, проводит обучение и поддерживает финансово.
О том, как присоединиться к возрождению храмов и проекту «Хранителем наследия может стать каждый», узнайте на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в творчестве М.М. Бахтина». Анастасия Гачева
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, главный библиотекарь Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Гачева.
Разговор шел о том, какие христианские смыслы заложены в творчестве Михаила Бахтина и как их приходилось выражать в эпоху, когда напрямую свидетельствовать о христианстве было проблематично.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена размышлениям М.М. Бахтина о творчестве Ф.М. Достоевского (эфир 24.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер











