Герой картины Василия Перова «Странник» — Христофор Барский, крепостной слуга, который после крестьянской реформы, уже в преклонном возрасте, остался нищим.
Художник посвятил ему не только эту картину, но и рассказ «Под крестом».

— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!
— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!
— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!
— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.
— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.
— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?
— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.
— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?
— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.
— А Христофору, выходит, не повезло?
— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.
— И что же герой картины? Нищенствовал?
— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.
— Где ж он силы-то брал?
— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.
— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?
— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».
— «Под крестом»? Почему такое название?
— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.
— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема