Герой картины Василия Перова «Странник» — Христофор Барский, крепостной слуга, который после крестьянской реформы, уже в преклонном возрасте, остался нищим.
Художник посвятил ему не только эту картину, но и рассказ «Под крестом».
— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!
— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!
— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!
— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.
— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.
— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?
— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.
— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?
— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.
— А Христофору, выходит, не повезло?
— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.
— И что же герой картины? Нищенствовал?
— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.
— Где ж он силы-то брал?
— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.
— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?
— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».
— «Под крестом»? Почему такое название?
— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.
— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи