Василий Перов. «Странник» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Перов. «Странник»

* Поделиться

— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!

— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!

— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!

— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.

— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.

— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?

— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.

— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?

— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.

— А Христофору, выходит, не повезло?

— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.

— И что же герой картины? Нищенствовал?

— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.

— Где ж он силы-то брал?

— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.

— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?

— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».

— «Под крестом»? Почему такое название?

— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.

— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.

— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.

— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!

— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!

— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!

— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.

— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.

— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?

— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.

— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?

— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.

— А Христофору, выходит, не повезло?

— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.

— И что же герой картины? Нищенствовал?

— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.

— Где ж он силы-то брал?

— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.

— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?

— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».

— «Под крестом»? Почему такое название?

— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.

— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.

— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Краски России
Краски России
Программа призвана помочь слушателю с христианской точки зрения взглянуть на шедевры русского искусства, хранящиеся в региональных музеях России и из-за этого недоступных широкой аудитории. Программа не только учит глубокому, осмысленному восприятию художественных произведений. Она рождает светлые чувства и серьёзные размышления о нас самих, об окружающих людях, о судьбах предшествующих поколений, даёт нам в красках своеобразный протокол отечественной истории. А ещё программа популяризирует региональные картинные галереи и тем самым продвигает внутренний, отечественный туризм.
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Вы любите кино, или считаете, что на экранах давно уже нечего смотреть? Фильмы известные и неизвестные, новинки и классика кино – Юрий Рязанов и его гости разговаривают о кинематографе.
Имена милосердия
Имена милосердия
Эти люди посвятили свою жизнь служению близким: не просто жертвовали на благотворительность, а посвящали всех себя добрым делам. Чьи-то имена мы помним до сих пор, чьи-то нет, но их стоит вспомнить.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Также рекомендуем