— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!
— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!
— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!
— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.
— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.
— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?
— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.
— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?
— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.
— А Христофору, выходит, не повезло?
— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.
— И что же герой картины? Нищенствовал?
— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.
— Где ж он силы-то брал?
— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.
— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?
— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».
— «Под крестом»? Почему такое название?
— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.
— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.
— Владимир Николаевич, дорогой, здравствуйте!
— Приветствую вас, Маргарита Константиновна!
— Как приятно — вы стали частым гостем у нас в Третьяковской галерее!
— Всё ваше благотворное влияние. А ещё признаюсь — чем чаще прихожу сюда, тем увлекательней. Иные картины дают больше пищи для ума, чем какой-нибудь фильм. Вот, посмотрите — «Странник» Василия Перова. Смотрю и удивляюсь. Изображён старик в старом кафтане с заплатами и в лаптях, судя по всему, бездомный — ветхий мешок за плечами, жестяная кружка сбоку привязана. Но какой у этого скитальца спокойный, мудрый взгляд! Ни злобы в нём, ни страха, ни уныния.
— Этого старика звали Христофор Барский. В свое время его облик Василия Перова поразил так же, как Вас сейчас. Художник говорил, что в лице старика присутствовало благородство, которое никак не вязалось с его неприглядным костюмом.
— Так, может этот Христофор был по рождению из аристократов? Разорился, или ещё что худое с ним приключилось?
— Нет, Барский родился крепостным. До старости был личным слугой у барина. А после крестьянской реформы остался нищим.
— Как же так получилось? Ведь крестьянам вроде наделы полагались?
— Дворовым крестьянам, к которым принадлежал Христофор, не давали земли. Такие люди составляли примерно шесть процентов от всех крепостных. Их судьбы складывались по-разному. По закону дворовые ещё два года оставались в зависимости от хозяина. Наверное, предполагалась, что дворяне возьмут на себя ответственность за ближайших слуг, позаботятся о них. И часто так и бывало.
— А Христофору, выходит, не повезло?
— Да уж, везения мало. Хозяин Христофора Барского продал своё имение и уехал. Его дворовые люди остались без крыши над головой и без средств к существованию.
— И что же герой картины? Нищенствовал?
— Он использовал любую возможность, чтобы заработать на хлеб. Хотя это было нелегко. В 1870 году, когда Перов написал картину «Странник», Барскому было восемьдесят четыре года. С отмены крепостного права прошло девять лет — столько Христофор и мыкался в своём преклонном возрасте. Ходил из дома в дом — где дров наколет, где воды принесёт или двор подметёт. Его за это кормили. Всех поражало смирение, с которым старик нёс свои тяготы и его незлобивость.
— Где ж он силы-то брал?
— В молитве, наверное. Христофор старался не пропускать ни одной церковной службы.
— Маргарита Константиновна, а откуда известно столько подробностей о неприметном нищем страннике?
— Из рассказа Василия Перова. Художник посвятил Христофору Барскому не только картину, но ещё и рассказ, пронзительный в своей простоте и правдивости. Называется он «Под крестом».
— «Под крестом»? Почему такое название?
— Название говорящее и многозначительное. Христофор Барский умер на монастырском кладбище, у могилы монаха, которого почитали святым, в день его памяти. Монахи, собравшиеся на панихиду, нашли странника под белым мраморным крестом. Человек, который всю жизнь безропотно нёс свой крест, умер у подножия Распятия.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что вы рассказали мне про странника, которого запечатлел Василий Перов . Христофор Барский мне теперь, как родной. Думаю, что я ещё не раз приеду в Третьяковку, чтобы посмотреть картину.
— Приезжайте, Владимир Николаевич. Картина чудесная. Смотришь на неё, и понимаешь, что и в самых трудных обстоятельствах можно оставаться человеком в самом высоком значении этого слова.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов