
Фото: Samar Ahmad/Unsplash
Варвара Бурмистрова была родом из известной купеческой семьи Рукавишниковых, которых вся Российская империя знала как щедрых благотворителей. Такой же милосердной и отзывчивой, готовой всегда прийти на помощь неимущим, стала и Варвара Михайловна.
Она появилась на свет в 1851-ом году в Нижнем Новгороде. И родному городу не изменяла никогда. Здесь она росла, здесь вышла замуж за купца Дмитрия Бурмистрова. Здесь, помогая супругу вести благотворительную работу, сама в неё втянулась и стала посвящать ей всё своё время.
У Бурмистровых не было детей, но к чужим малышам, оставшимся без родителей, они относились, как к родным. Опекали приюты и дарили маленьким нижегородцам свою любовь и шанс на достойную жизнь. Детская больница Нижнего содержалась на деньги Варвары Михайловны. Благотворительница стала почётным попечителем городского приюта имени графини Кутайсовой. Должность эта — отнюдь не номинальная — означала, что Бурмистрова перечисляла приюту немалые средства. И не от случая к случаю, а регулярно. Напоминать о нуждах детей-сирот Варваре Михайловне не приходилось. Она с радостью входила во все дела богоугодного заведения и не жалела денег на то, чтобы дети были сыты, одеты, здоровы, заботилась об духовном развитии воспитанников.
Не обошла своим вниманием Бурмистрова и местную женскую Мариинскую гимназию. Постоянно приглашала самых бедных её воспитанниц в гости, кормила их. И каждые каникулы брала к себе в дом на проживание шесть-семь гимназисток. Некоторые девочки даже получали образование за счёт благотворительницы.
Воспитанная отцом в глубокой вере Варвара Михайловна выкупила землю под кладбище недалеко от города и возвела на ней храм, пожертвовав на строительство весьма внушительную сумму — 225 000 рублей. И само кладбище Бурмистрова облагородила — обнесла красивой чугунной решёткой с башенками и воротами.
В 1903-ем году Варвара Михайловна осталась вдовой. От мужа она получила в наследство солидный капитал и стала с ещё большим усердием заниматься благими делами. Вошла в правление Общества вспоможения бедным и вносила в его кассу крупные средства. В годы Первой мировой войны, когда русской армии требовалась материальная поддержка, Бурмистрова пожертвовала фронту все свои драгоценности. Не оставила себе даже золотые медали покойного мужа, которые хранила особенно бережно. А в 1916-ом, когда Варшавский Политехнический институт эвакуировали в Нижний Новгород, благотворительница перечислила на его обустройство 50 000 рублей.
Варвара Михайловна проживала в одном из самых красивых особняков Нижнего. Его строительство в своё время обошлось Бурмистровой в полтора миллиона. В доме была чудесная оранжерея и удивительной красоты сад со скульптурами и фонтанами. Любившая искусство благотворительница собрала бесценные коллекции картин, бронзы и фарфора. После большевистского переворота Варвара Михайловна передала в дар городу и дом, и сад, и коллекции с тем, чтобы в особняке открыли художественный музей. Новые власти оценили подарок и в знак благодарности разрешили Бурмистровой остаться в одной из комнат её дома. Там почётная гражданка Нижнего Новгорода и жила — бедно и одиноко — до самой своей смерти в 1930-ом году.
Сегодня в этом здании расположился Литературный музей. В одном из залов на камине стоит фотографический портрет молодой дамы с благородным, очень красивым лицом. Это бывшая хозяйка особняка Варвара Михайловна Бурмистрова, жившая под девизом, который был придуман ещё её отцом и звучал так: «Жертвую и попечительствую».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер