
Фото: Samar Ahmad/Unsplash
Варвара Бурмистрова была родом из известной купеческой семьи Рукавишниковых, которых вся Российская империя знала как щедрых благотворителей. Такой же милосердной и отзывчивой, готовой всегда прийти на помощь неимущим, стала и Варвара Михайловна.
Она появилась на свет в 1851-ом году в Нижнем Новгороде. И родному городу не изменяла никогда. Здесь она росла, здесь вышла замуж за купца Дмитрия Бурмистрова. Здесь, помогая супругу вести благотворительную работу, сама в неё втянулась и стала посвящать ей всё своё время.
У Бурмистровых не было детей, но к чужим малышам, оставшимся без родителей, они относились, как к родным. Опекали приюты и дарили маленьким нижегородцам свою любовь и шанс на достойную жизнь. Детская больница Нижнего содержалась на деньги Варвары Михайловны. Благотворительница стала почётным попечителем городского приюта имени графини Кутайсовой. Должность эта — отнюдь не номинальная — означала, что Бурмистрова перечисляла приюту немалые средства. И не от случая к случаю, а регулярно. Напоминать о нуждах детей-сирот Варваре Михайловне не приходилось. Она с радостью входила во все дела богоугодного заведения и не жалела денег на то, чтобы дети были сыты, одеты, здоровы, заботилась об духовном развитии воспитанников.
Не обошла своим вниманием Бурмистрова и местную женскую Мариинскую гимназию. Постоянно приглашала самых бедных её воспитанниц в гости, кормила их. И каждые каникулы брала к себе в дом на проживание шесть-семь гимназисток. Некоторые девочки даже получали образование за счёт благотворительницы.
Воспитанная отцом в глубокой вере Варвара Михайловна выкупила землю под кладбище недалеко от города и возвела на ней храм, пожертвовав на строительство весьма внушительную сумму — 225 000 рублей. И само кладбище Бурмистрова облагородила — обнесла красивой чугунной решёткой с башенками и воротами.
В 1903-ем году Варвара Михайловна осталась вдовой. От мужа она получила в наследство солидный капитал и стала с ещё большим усердием заниматься благими делами. Вошла в правление Общества вспоможения бедным и вносила в его кассу крупные средства. В годы Первой мировой войны, когда русской армии требовалась материальная поддержка, Бурмистрова пожертвовала фронту все свои драгоценности. Не оставила себе даже золотые медали покойного мужа, которые хранила особенно бережно. А в 1916-ом, когда Варшавский Политехнический институт эвакуировали в Нижний Новгород, благотворительница перечислила на его обустройство 50 000 рублей.
Варвара Михайловна проживала в одном из самых красивых особняков Нижнего. Его строительство в своё время обошлось Бурмистровой в полтора миллиона. В доме была чудесная оранжерея и удивительной красоты сад со скульптурами и фонтанами. Любившая искусство благотворительница собрала бесценные коллекции картин, бронзы и фарфора. После большевистского переворота Варвара Михайловна передала в дар городу и дом, и сад, и коллекции с тем, чтобы в особняке открыли художественный музей. Новые власти оценили подарок и в знак благодарности разрешили Бурмистровой остаться в одной из комнат её дома. Там почётная гражданка Нижнего Новгорода и жила — бедно и одиноко — до самой своей смерти в 1930-ом году.
Сегодня в этом здании расположился Литературный музей. В одном из залов на камине стоит фотографический портрет молодой дамы с благородным, очень красивым лицом. Это бывшая хозяйка особняка Варвара Михайловна Бурмистрова, жившая под девизом, который был придуман ещё её отцом и звучал так: «Жертвую и попечительствую».
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











