— Я не нахожу никакой вины в этом человеке, я отпускаю его!
— Никакой вины? Ты с ума сошёл, Пилат. Народ растерзает тебя. Кроме того, народ просит у тебя освобождения Вараввы.
Только что прозвучал фрагмент из художественного фильма «Варавва». В этом эпизоде разыгрываются евангельские события, которые принято называть Судом Пилата, когда арестованного Христа привели к Понтию Пилату — римскому наместнику Иудеи.
Сюжет фильма — история разбойника Вараввы, осуждённого на распятие. Под давлением первосвященников и по требованию толпы его, а не Христа, отпустили на волю в честь праздника Пасхи. Режиссёр Евгений Емелин взял за основу своего фильма роман английской писательницы Марии Корелли. Так что события, которые разворачиваются на экране, — это художественный вымысел. Поэтому в фильме есть герои и сюжетные линии, отсутствующие в Евангелии. К ним, например, можно отнести Юдифь Искариот — сестру предателя Иуды, и выстроенную с помощью её образа детективно-любовную коллизию. Да и о самом Варавве в первоисточнике — Евангелии — мы не найдём подробного рассказа. А вот в картине Евгения Емелина помилованный разбойник становится главным героем и пытается понять, кто тот Человек, которого распяли вместо него, действительно ли Он — Сын Божий? В одном из эпизодов фильма Варавва встречает апостолов и надеется получить ответ на главный вопрос: правда ли то, что Христос воскрес?
— Знаешь ли ты о том, что Тот, которого так жестоко распяли, славно воскрес из мёртвых?
— Ты в самом деле веришь, что Он воскрес?
— Конечно, верю. Мы идём в Вифанию, потом в Галилею, как завещал нам Учитель. Он обещал нас встретить по дороге. Может, ты тоже встретишь…
Именно о встрече с Богом рассказывает нам фильм «Варавва». Встрече подчас неожиданной, ошеломляющей, но непременно преображающей. Режиссёр Евгений Емелин, в распоряжении которого был весьма небольшой бюджет, сумел снять ленту, которая, по мнению многих критиков, в эмоциональном плане не уступает известным голливудским фильмам на библейскую тематику. Например, тому же «Разбойнику Варавве» — картине 1961 года со схожим сюжетом. Съёмки отечественного фильма проходили в Крыму, но зритель едва ли узнает Бахчисарай, Севастополь и Ялту — настолько они преобразились на экране в древний Иерусалим и его окрестности.
Преображаются в фильме, конечно, не только декорации. А прежде всего — человеческие души. Римский сотник, который охранял Гроб Христа и совсем недавно смеялся над словами о том, что Иисус воскреснет из мёртвых, со страхом и трепетом свидетельствует о Воскресении. А главный герой, Варавва, мечется в поисках истины, которая оказывается совсем рядом с ним. Именно о ней говорит Варавве Мария Магдалина. Это происходит в одном из наиболее эмоциональных эпизодов фильма — во время Крестной казни Христа.
— Успокойся и молись. Не бойся. Оставайся с нами на коленях. Мрак развеется, и Свет… Свет уже близок!
Близость этого света Христова воскресения и духовную радость явственно ощущаешь при просмотре картины, которая, кстати, нашла отклик у самой широкой зрительской аудитории. И это, пожалуй, не удивительно: как считает режиссёр Евгений Емелин, многие из нас в Варавве с лёгкостью узнают себя. И, может быть, вслед за героем фильма, почувствуют, что Бог очень близко.
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница