
— Я не нахожу никакой вины в этом человеке, я отпускаю его!
— Никакой вины? Ты с ума сошёл, Пилат. Народ растерзает тебя. Кроме того, народ просит у тебя освобождения Вараввы.
Только что прозвучал фрагмент из художественного фильма «Варавва». В этом эпизоде разыгрываются евангельские события, которые принято называть Судом Пилата, когда арестованного Христа привели к Понтию Пилату — римскому наместнику Иудеи.
Сюжет фильма — история разбойника Вараввы, осуждённого на распятие. Под давлением первосвященников и по требованию толпы его, а не Христа, отпустили на волю в честь праздника Пасхи. Режиссёр Евгений Емелин взял за основу своего фильма роман английской писательницы Марии Корелли. Так что события, которые разворачиваются на экране, — это художественный вымысел. Поэтому в фильме есть герои и сюжетные линии, отсутствующие в Евангелии. К ним, например, можно отнести Юдифь Искариот — сестру предателя Иуды, и выстроенную с помощью её образа детективно-любовную коллизию. Да и о самом Варавве в первоисточнике — Евангелии — мы не найдём подробного рассказа. А вот в картине Евгения Емелина помилованный разбойник становится главным героем и пытается понять, кто тот Человек, которого распяли вместо него, действительно ли Он — Сын Божий? В одном из эпизодов фильма Варавва встречает апостолов и надеется получить ответ на главный вопрос: правда ли то, что Христос воскрес?
— Знаешь ли ты о том, что Тот, которого так жестоко распяли, славно воскрес из мёртвых?
— Ты в самом деле веришь, что Он воскрес?
— Конечно, верю. Мы идём в Вифанию, потом в Галилею, как завещал нам Учитель. Он обещал нас встретить по дороге. Может, ты тоже встретишь…
Именно о встрече с Богом рассказывает нам фильм «Варавва». Встрече подчас неожиданной, ошеломляющей, но непременно преображающей. Режиссёр Евгений Емелин, в распоряжении которого был весьма небольшой бюджет, сумел снять ленту, которая, по мнению многих критиков, в эмоциональном плане не уступает известным голливудским фильмам на библейскую тематику. Например, тому же «Разбойнику Варавве» — картине 1961 года со схожим сюжетом. Съёмки отечественного фильма проходили в Крыму, но зритель едва ли узнает Бахчисарай, Севастополь и Ялту — настолько они преобразились на экране в древний Иерусалим и его окрестности.
Преображаются в фильме, конечно, не только декорации. А прежде всего — человеческие души. Римский сотник, который охранял Гроб Христа и совсем недавно смеялся над словами о том, что Иисус воскреснет из мёртвых, со страхом и трепетом свидетельствует о Воскресении. А главный герой, Варавва, мечется в поисках истины, которая оказывается совсем рядом с ним. Именно о ней говорит Варавве Мария Магдалина. Это происходит в одном из наиболее эмоциональных эпизодов фильма — во время Крестной казни Христа.
— Успокойся и молись. Не бойся. Оставайся с нами на коленях. Мрак развеется, и Свет… Свет уже близок!
Близость этого света Христова воскресения и духовную радость явственно ощущаешь при просмотре картины, которая, кстати, нашла отклик у самой широкой зрительской аудитории. И это, пожалуй, не удивительно: как считает режиссёр Евгений Емелин, многие из нас в Варавве с лёгкостью узнают себя. И, может быть, вслед за героем фильма, почувствуют, что Бог очень близко.
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема