
Фото: Andres F. Uran/Unsplash
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда к нему за помощью и советом приезжали москвичи, часто отвечал им: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин». Отец Иоанн имел в виду Валентина Амфитеатрова — священника, о котором люди до сих пор говорят, как о добром пастыре, небесном заступнике и московском утешителе.
Валентин Николаевич родился в Орловской губернии в знаменитой семье священнослужителей. Дядей Вале приходился митрополит Киевский Филарет. Другим родственником был архиепископ Казанский Антоний. Амфитеатров пошёл по их стопам, окончив Московскую Духовную Академию. В 1874-ом году в московском храме святых равноапостольных Константина и Елены появился новый настоятель — отец Валентин. Он 18 лет служил в этой церкви, и она стала любимой москвичами. Потом его назначили настоятелем Архангельского собора Кремля. К этому времени о замечательном проповеднике и духовнике уже говорила вся Москва. Сотни верующих тянулись к нему.
Отец Валентин проводил в храме по 17 часов в сутки. Всех выслушивал, утешал, для каждого находил доброе слово. Домой, к жене и детям, которых у него было четверо, батюшка возвращался без сил и как он сам писал: «голодный, но радостный». К слову, своего дома он никогда не имел, семья жила на съёмных квартирах. Это не удивляло тех, кто знал, каким бессребреником был отец Валентин. За всю жизнь он ничего не накопил, всё раздавал нуждающимся. Богатые прихожане часто жертвовали ему солидные суммы, отец Валентин тут же отдавал их бедным. Или подсказывал желающему сделать благотворительный взнос, кому отправить средства.
Долгие годы священник опекал семьи москвичей. Помогал, например, если глава семейства терял место: отправлялся к начальству уволенного и уговаривал взять его обратно. Овдовевшим женщинам батюшка находил или работу, или благотворителей, которые не давали несчастным пойти по миру. Отец Валентин выплачивал множество пособий неимущим. Помогал бедным невестам с приданым. И всё это делал тайно, через своих знакомых.
Под его особым попечением были дети-сироты. Он устраивал их на учёбу, оплачивал её. И если находил возможность отдавал ребёнка на усыновление хорошим людям. Отец Валентин говорил: «Я — из тех нянек, для которых их питомцы делаются не менее дороги, как родные дети». Сколько на его попечении было таких питомцев — не сосчитать.
Конечно, помочь всем страждущим один отец Валентин не мог — у него не имелось на это средств, зато хватало добровольных помощников. Духовные дети из числа состоятельных никогда не отказывали в материальной поддержке тем, о ком хлопотал батюшка. Да и не только в материальной. Когда отец Валентин решил организовать медицинскую помощь для заболевших прихожан, к этому делу тут же подключились врачи. К тем, кто оказался беззащитным перед законом, отправлялись адвокаты. К детям с проблемами в учёбе — репетиторы. И все они — медики, юристы, педагоги — были частью большой духовной семьи отца Валентина.
До конца своих дней он продолжал духовную и благотворительную работу. В последние годы жизни ослеп, но принимал просителей у себя дома и обязательно помогал, и молился за всех. А когда люди говорили ему: «Батюшка, а как вас любят-то!», отец Валентин отвечал: «А для чего же иначе ещё и жить?», имея в виду, что нет в жизни ничего важнее любви к ближнему.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.