
Природа Валаама сурова и прекрасна. Отвесные скалы сдерживают мощь ладожских волн. Вековые ели и сосны противостоят холодным ветрам. Глубокие озера хранят покой, невозмутимо отражают в своей синеве северные звезды.
Валаам немыслим без древней иноческой обители, которая веками оставалась духовным центром Православной Руси. Спасо-Преображенский монастырь по праву называется Северным Афоном. И кажется, что зримая красота здешних мест отражает красоту небесную, духовную.
История Валаамской обители уходит своими корнями в далекое прошлое. Монастырское предание гласит, что еще во времена крещения Руси на эти окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки - преподобные Сергий и Герман. Их труды и молитвы положили начало обители во имя Преображения Господня.
Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику святых. Основатели многих русских монастырей - преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинали свой иноческий путь на Валааме. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский - первый православный святой Америки.
Жизнь насельников Валаамской обители всегда была сродни подвигу. Монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорению. Однако монахи никогда не брали в руки оружия, они выбирали изгнание, а то и мученическую кончину. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на сто лет отошли к Швеции.
В конце Северной войны обитель вновь возродилась, а вскоре достигла и своего наивысшего расцвета. Именно в это время монахи учредили многие скиты, возвели церкви и часовни, проложили дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были не только свои конюшня и ферма, но и собственная фотографическая мастерская. Насельники монастыря собрали великолепную библиотеку, создали иконописную мастерскую и школу живописи.
Но главным делом иноков всегда оставалась молитва. Здесь родился знаменитый валаамский распев, уникальный по своей проникновенности и теплоте.
Валаамская обитель растет и развивается и поныне. Над ладожскими водами раздается звон монастырских колоколов, теплится в храмах молитва, идут своим чередом неспешные монашеские службы. Паломники по-прежнему устремляются к Валааму, и крепнут в вере их сердца.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема