Что только ни услышишь про современное поколение и их любовь к гаджетам: «Смартфоны убивают мозги!», «видеоигры калечат психику детей!». Даже появилось новое заболевание — номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона. Взрослые пытаются справиться с гаджетозависимостью детей по-разному. Например, во Франции с 2018 года запретили в школах телефоны и планшеты — и это совершенно правильно, потому что в школе детям следует учиться, а не смотреть в экран.
Но так ли вредны гаджеты, как о них говорят? Или это просто недоверие взрослых к новым технологиям, консерватизм старого поколения?
Никогда бы не подумала, что буду рассказывать о пользе планшетов, защищать гаджеты. Ведь в нашей семье я — самый стойкий борец с детской гаджетозависимостью. Я всегда ограничиваю пребывание ребенка со смартфоном, ругаюсь, если он надолго зависает в виртуальном пространстве.
Но вместе с тем, я должна признать, что любое современное устройство: хоть смартфон, хоть планшет — всего лишь инструмент. Его можно использовать, как во вред, так и на пользу. С помощью определенных сайтов можно, к примеру, учиться: там есть самые разные видеоуроки по всем предметам, куча лекций, семинаров, мастер-классов. Нередко мы с Ильей смотрим уроки по истории, математике. Видеоигра может быть тоже обучающей: знания по истории, географии, физике и химии даются в интересной форме.
Если же мы будем искусственно ограничивать ребенка, пытаться соорудить вокруг него безвиртуальное пространство, вряд ли ребенок скажет нам спасибо, когда ему удастся вырваться. Могу привести в пример одну мою знакомую семью. Своих детей родители лишили не только гаджетов, но и телевизора, журналов, газет: ребята читали исключительно духовную литературу. Как только они попадали в гости, они жадно кидались к каждому экрану, хватали в руки каждый журнал и газету.
Поэтому нужно постараться сделать все, чтобы уменьшить вред от пользования гаджетами. Прежде всего, познакомить ребенка с правилами сетевой безопасности и следить за их соблюдением. Установить определенные границы: к примеру, сидеть с телефоном не более часа в день и только после того, как сделаны все уроки.
И самое главное: чтобы виртуальный мир не заменял ребенку реальный, жизнь ребенка должна быть наполнена интересными занятиями, новыми впечатлениями. Можно устраивать иногда день совместной цифровой перезагрузки: например, выходные с полностью отключенными гаджетами у всех членов семьи. Если ребенок будет вести насыщенную реальную жизнь, ему будет не до смартфона. Ведь когда человек часто встречается с друзьями, занимается интересными делами, читает захватывающие книги, он не стремится убежать в виртуальный мир. И к тому же, не надо забывать, что ребенок берет пример с родителей. Если сами взрослые все время сидят в своих гаджетах, предпочитая интернет-общение разговору с родным человеком, что тогда требовать от своих детей?
Архангельское-Чашниково. Затопленная часовня Владимирской иконы Божьей Матери
На юго-западе Тверской области, в Зубцовском районе, на берегу реки Вазуза, есть крошечная деревенька Гнездилово. Числится она заброшенной, но всё же в ней иногда появляются люди. Они приезжают сюда, чтобы посмотреть на руины затонувшего храма Владимирской иконы Божией Матери, которые величественно возвышаются над гладью Вазуского водохранилища примерно в полутора километрах от деревни.
От Москвы до Гнездилово — примерно три часа езды. Потом минут двадцать пешего пути через поля, и мы в урочище Архангельское-Чашниково. Когда-то здесь стояли дома и жили люди, но в 70-е годы ХХ века при строительстве гидроэлектростанции местность затопили. Вместе с сёлами ушла под воду и Владимирская церковь, возведённая здесь ещё в конце 18-го столетия. По одной из самых распространённых версий, строителем церкви был богатый купец по фамилии Лихачёв из деревни Александровское. Он построил храм в память о погибшем сыне. Впрочем, это лишь предположение исследователей. Единственное же на сегодняшний день упоминание о Владимирском храме содержится в Тверском епархиальном статистическом справочнике от 1914-го года. Там говорится, что храм служил приходским для 19-ти окрестных деревень.
И сегодня из вод Вазуского водохранилища видны его стены. Сохранились резные колонны, тонкий узор на фасаде — судя по всему, некогда белокаменном, а также арочные и круглые окна. Весной и летом руины полностью окружены водой, посмотреть на них можно с берега, или подплыть на лодке. А вот осенью и зимой, когда уровень воды в водохранилище падает, затопленный Владимирский храм в буквальном смысле «выходит на сушу». Можно подойти к нему и дотронутся до старинных камней, над которыми оказались не властными ни время, ни вода. Становится уже неважно, кто именно его построил, и даже — кто попытался уничтожить. Потому что храм остался живым — какими всегда остаются даже разрушенные и поруганные святыни. И всегда над гладью Вазуского водохранилища звучит неслышная молитва, к которой присоединяешься всем сердцем.
Все выпуски программы ПроСтранствия
20 ноября. Об образах, используемых в Святом Евангелии

В 13-й главе Евангелия от Луки есть притча о добром виноградаре и бесплодной смоковнице.
Об образах, используемых в Святом Евангелии — священник Родион Петриков.
Под виноградником в данной притче разумеется целый мир. Под смоковницей разумеется народ еврейский, народ Израиля или народ теперь Нового Израиля, то есть мы, христиане, которые по своему положению и высокому назначению стоим среди других народов. Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградарем — Иисус Христос.
Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице — это выражение требования Божия от народа Его живой веры и доброй нравственности. А отсутствие такого плода и дел веры — это угроза Божиего Суда.
Однако главное в притче — это, конечно же, не приговор, а надежда и милосердие. Сам виноградарь, Господь наш Иисус Христос, вмешивается лично и говорит: «Дай Мне срок, и Я спасу её». То есть по Своей великой, неизречённой любви Иисус Христос прилагает все усилия, чтобы спасти Свой народ.
Святой Феофилакт пишет об этом так: «Дай Богу хоть один плод, искреннее покаяние, и его хватит, чтобы отложить топор».
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О внутреннем мире и духовной безопасности

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О внутреннем мире и духовной безопасности — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит об опасности внешнего, опять-таки, потому что этот мир и безопасность, они касаются лишь внешней жизни. Но человек совершенно забывает о том, что нужно стремиться стяжать внутренний мир и обезопасить себя от нападок внешних страстей и тех, кто эти страсти в нас возбуждает.
И этот мир последнего времени, который углубится бесконечно уже во зле, преуспеет в нём. Так что Антихрист станет закономерным продолжением их жизни, собственно, его актуализацией, можно так сказать.
И, безусловно, тот мир и безопасность, о которых мы так много слышим и в современном мире, об уменьшении преступности, хотя она практически не уменьшается, или же всё это пытаются уменьшить благодаря тотальной слежке, цифровому контролю над людьми, всё это приводит в целом к безнравственной жизни очень многих людей, когда на это ни малейшего внимания уже не обращается.
А Господь нас призывает именно к тому миру и к той безопасности, о которых нам нужно помнить, которые стяжать в своём сердце этот мир, духовный мир, сходящий свыше, и обезопасить себя именно от духовных татей, духовных преступлений, которые совершаются зачастую в тайне человеческого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема








