
«В диких условиях», студия Art Linson Productions, Into the Wild, Paramount Vantage, River Road Entertainment, режиссёр Шон Пенн
— Что у тебя на счёте на обучение?
— Ровно 24 500 долларов 68 центов.
— Надо же, какая точность.
— Сегодня утром заходил в банк.
— Мы с твоей мамой будем рады добавить, сколько понадобится, на Гарвард.
— Само собой.
— Мне нужно продумать, как действовать дальше. Разобраться с делами и так далее...
Молодой человек по имени Крис Маккэндлесс только что окончил колледж. Родители ждут от него поступления в Гарвардский университет и блестящей юридической карьеры. Но у Криса, кажется, совсем другие планы на будущее... Диалог, который мы с вами только что услышали — фрагмент из кинофильма «В диких условиях». Картина вышла на экраны в 2007 году, а снял её известный американский актёр и режиссёр Шон Пенн. Крис Маккэндлесс — главный герой этой ленты. И впереди его ждёт совсем не тишина гарвардских библиотек, а нелёгкий путь по дорогам Америки — пешком, от Южной Каролины до Мексики через Калифорнию и до самой Аляски. Куда он приведёт Криса? И почему парень из состоятельной семьи, с блестящими перспективами, вдруг решает порвать с привычной жизнью, покинуть дом и родных, и в одиночку отправиться в опасное и непредсказуемое путешествие?
Рассказать об этом на экране Шон Пенн задумал ещё в 1997 году. Именно тогда режиссёр фильма «В диких условиях» впервые прочитал одноимённую книгу американского журналиста и писателя Джона Кракауэра. Эта книга, основанная на реальных событиях, произвела на Шона огромное впечатление. «Я перевернул последнюю страницу, — рассказывал Пенн, — и тут же снова открыл первую, начал читать сначала. А потом решил: я должен снять эту историю!»
И вот на экране перед нами главный герой. Он зачитывается романами Толстого и считает, что нужно бежать от мира, погрязшего в гонке за комфортом, престижем и материальным благополучием. Крис жертвует свои сбережения в благотворительный фонд и без гроша в кармане отправляется скитаться по стране, оборвав все связи с семьёй. Однако скоро мы узнаём, что не только убеждения, почерпнутые из книг, толкнули парня на такой шаг. Одной из главных причин его ухода оказываются непростые отношения с родителями. У них разные взгляды на жизнь, разные идеалы. Многие вещи Крис не может, да и не хочет им простить. Сбежав из дома, он наконец-то чувствует себя свободным. Ему кажется, что быть одному, ничего не иметь, не привязываться к месту — это и есть счастье. А родители в это время, не получая от сына никаких вестей, не зная, где он находится, очень страдают.
И вот однажды во время своего путешествия Крис встречает пожилого мужчину. Старик по-отечески, всей душой привязывается к молодому человеку и делится с ним своим взглядом на проблему взаимоотношений детей с родителями.
— Но есть нечто большее, кроме того, что мы в силах постигнуть. И ты не против того, чтобы называть это Богом. Но... когда ты прощаешь, ты любишь. А когда любишь, свет Божий озаряет тебя.
Нет, эти слова не изменили Криса в одночасье. И всё же были сказаны не зря. В конце концов, они подтолкнут юношу к трудному выбору. Что важнее — справедливость или прощение? Верно ли он поступил, оборвав все связи и оставив родителей горевать? Может быть, примирение с ними было бы лучшим решением? Напряжённая внутренняя работа героя, его духовные переживания показаны в фильме настолько глубоко и осязаемо, что эмоционально передаются и зрителю. А происходит всё это на фоне потрясающей красоты пейзажей. Горы и каньоны южной Калифорнии, снега и леса Аляски... И маленький одинокий человек с рюкзаком, убегающий от людей навстречу, как ему кажется, настоящему счастью. Обретёт ли он его?
Актёр Эмиль Хирш, сыгравший в картине роль Криса, признавался, что работа над образом героя многое изменила в нём самом. «Я серьёзно задумался о вещах, которые раньше мне и в голову не приходили, — говорил он. — Например, о том, как здорово просто быть среди людей, улыбаться прохожим, обнимать родных. Мой герой искал счастья, бежал за ним на край света, а ведь оно было прямо у него под носом!»
В картине Шона Пенна «В диких условиях» есть необыкновенной эмоциональной силы фрагмент, когда Крис, осознав что-то очень важное, делает собственноручную приписку на странице одного из романов Толстого, в том месте, где герой книги многословно размышляет, что такое счастье. «Счастье может быть настоящим, только когда делишься им с другими», — напишет Крис. И, кажется, нам всем почаще нужно об этом вспоминать.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело